Декоративное изображение
5 991

Поделиться

Бизнес по шаблону

 

Франчайзинг в законе

Взаимоотношения сторон во франчайзинге сравнивают с женитьбой, так как партнер выбирается надолго.
Взаимоотношения сторон во франчайзинге сравнивают с женитьбой, так как партнер выбирается надолго.
С каждым годом в России появляются десятки новых концепций, предлагающих развитие по франчайзингу. «В поисках российских партнеров на наш рынок выходит все больше иностранных и международных брендов. Среди них, например компании из Китая, Малайзии, Германии», – рассказывает Мераб Бен-Эл (Елашвили), президент и председатель СД РАФ, председатель наблюдательного совета «Г.М.Р. Планета гостеприимства». Что касается российских брендов, развивающих франчайзинг, они пока не рассматривают всерьез перспективу выхода за пределы России и стран СНГ, считая европейский рынок слишком конкурентным.

Игроки российского рынка по-прежнему считают, что франчайзинг находится в начале развития и его потенциал в нашей стране достаточно высок. На данный момент наибольшее количество предприятий, открытых по франчайзингу, находится в столице.  Юрий Михайличенко, исполнительный директор РАФ рассказал, что общественные организации работают над тем, чтобы франчайзинг также активно развивался в других городах России: «Мы создали институт брокериджа, который как отдельный орган будет продвигать франшизы по всей стране».

Очевидно, что развивать бизнес по франчайзингу сегодня стало проще, чем 2-3 года назад. Появилась нормативно-правовая база – в 2011 году вступили в силу поправки в действующее законодательство – были внесены изменения в гл. 54 ГК РФ, регулирующие отношения в сфере франчайзинга. Новые поправки сняли ограничения на развития бизнеса франчайзера по договору коммерческой концессии, учли интересы как продавцов франшиз, так и покупателей.

Чем больше на рынке компаний, предлагающих развитие по франчайзингу, тем больше появляется «скороспелых» франшиз и неотработанных концепций. Один из таких примеров – франшиза «Хлеб и молоко», на которой обожглись уже несколько предпринимателей. Купив франшизу, они довольно быстро закрыли бизнес, так как франчайзер, сделав ставку на свежие и экологически чистые продукты, не смог выдержать графика поставок и обеспечить необходимое качество товара.

Проблемы недобросовестного партнерства встречаются достаточно часто, причем с обеих сторон. Бывают случаи, когда франчайзи  отказывается платить роялти, меняет вывеску, фактически присваивая технологию.

Покупка франшизы – серьезный риск и для владельца бренда и для покупателя. Выбор партнера – длительный и очень сложный процесс. Но предугадать шаги своего будущего партнера все же возможно – нужно внимательно его изучить – выяснить, откуда пришел человек, чем раньше занимался, провести с ним достаточно много времени. Это касается, и франчайзи. Не стоит торопиться с покупкой. Лучше потратить больше времени на изучение предоставляемого франшизного пакета и специфики работы самого бизнеса. Не случайно взаимоотношения сторон во франчайзинге сравнивают с женитьбой, так как партнер выбирается надолго.

Бизнес в кредит

С 2009 года Х5 Retail Group использует систему обратного франчайзинга.
С 2009 года Х5 Retail Group использует систему обратного франчайзинга.
На франчайзинговые проекты наконец-то обратил внимание банковский сектор. Если совсем недавно кредитование франчайзи было скорее прецедентом, то сейчас целевое финансирование на открытие бизнеса по франчайзингу предлагают сразу несколько банков, среди которых «Финансовая Группа Лайф», Сбербанк и «Росбанк». И рынок ждет, что вскоре появятся новые. «Полгода назад мы вывели новый продукт – для стартапов франшизных концепций. И ожидаем, что вскоре будет появляться больше предложений от банков по кредитованию франчайзинговых проектов», – говорит Дмитрий Дыльнов, генеральный директор фонда  «Лайф-франчайзинг». С увеличением конкуренции среди банковских продуктов немного снижаются ставки по кредитам.

Потенциальных франчайзи по большей части интересует бизнес с вложениями не выше 3-4 млн рублей. Продавцы франшиз отмечают, что за последнее время франчайзи «помолодели» и сейчас к ним обращается все больше предпринимателей моложе 30 лет, которые стараются привлечь заемные средства. Однако банки не всегда успевают за тенденциями рынка. Елена Кривовяз, представитель РАФ в Красноярском крае, считает, что банки необоснованно вводят ограничения по возрасту: «В армию берут с 18, замуж выходят – тоже, а франчайзингом можно заниматься только с 25 лет. Такие ограничения сделал Сбербанк на свой кредитный продукт. Что это за франчайзинг такой? Сейчас идет новая волна бизнес-молодежи, которая хочет заниматься бизнесом. После наших замечаний Сбербанк понизил планку до 23 лет».

Субсидия на бренд

На потенциал развития российского бизнеса при помощи франчайзинга обратили внимание чиновники. Государство начало оказывать поддержку франчайзинговым проектам, правда по большей части в столичном регионе, где до конца этого года выделено 100 млн рублей на обучение 10 тыс. предпринимателей ведению малого бизнеса, в том числе по франчайзингу. Кроме того, одной из мер поддержки предпринимательства – стали субсидии, предназначенные для погашения процентов по кредитам и возмещению затрат на выставки. Дмитрий Князев, зам. руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы удивлен, что за субсидиями не образуется очередь: «Чтобы их выплатить нам приходится самим искать предпринимателей. Например, мы информируем людей через банки, где они берут кредиты, и через выставочные центры».

Тема льгот для малого бизнеса вызывает много вопросов. Кого и как надо поддерживать – спорят и чиновники, и предприниматели. «Мы хорошо освоили торговлю, в которой заняты 40% предпринимателей. Теперь нам нужно дать дорогу в первую очередь предприятиям в социальной сфере, которых пока очень мало – десятки тысяч против 2,5 млн. в США. Преференции IT-компаниям, производственному, научному сектору –  приведут к новым шагам к диверсификации экономики», – считает Сергей Борисов, председатель Попечительского совета «Опоры России», вице-президент Сбербанка России.

В бизнесе ситуация несколько иная и развитие в социальной сфере при помощи инструментов франчайзинга на данный момент предпринимателями практически не рассматривается. Впрочем, и сам бизнес в социальной сфере развивается очень неактивно. «В Москве в 2010 году открылось коммерческое такси для инвалидов. Было бы неплохо транслировать этот опыт по франчайзингу в другие города. Но пока даже сами подобные проекты являются скорее прецедентами, нежели закономерностью», – считает Дмитрий Князев.

Подорванное доверие

Несмотря на то, что государство и банкиры стараются дать всяческие преференции проектам, развивающимся по франчайзингу, после увеличения пенсионных взносов для индивидуальных предпринимателей с 2013 года отношение к бизнесу у многих людей серьезно поменялось. «Новая налоговая политика правительства подорвала у многих веру в предпринимательство. С начала 2013 года в России закрылось около 1 млн индивидуальных предпринимателей. Новых открылось всего 400  тыс. В отдельных регионах количество малых предприятий сократилось на 30%», – обрисовал ситуацию Сергей Борисов. В Москве количество закрытых ИП не столько велико, однако  с начала 2013 года было зарегистрировано на 20% меньше предпринимателей по сравнению с прошлым годом.

Впрочем, в пользу развития бизнеса по франчайзингу может служить аргумент, что франчайзинг считают легким и гарантированным входом в бизнес. Когда есть хоть какая-то предсказуемость, предпринимателю работать легче. 

Тем не менее, несмотря на повышение налогов и ожидание кризиса, в этом году желающих купить франшизу достаточно много. На выставке «Байбренд-2013», прошедшей в октябре московском Экспоцентре, были представлены 204 бренда из 20 стран. Разброс вложений в открытие франчайзингового проекта от 600 тыс. до 30 млн рублей на одну точку. Посетителей в этом году было меньше, чем в прошлом, однако по уверениям некоторых участников выставки, полезных контактов стало чуть больше.

 

По материалам Международного московского форума инвестиционных и партнерских возможностей – BUYBRAND Expo.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами