Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Битва в продуктовой яме
В середине августа в розничной сети "Мосмарт" произошел коллапс. Торговый центр на Боровском шоссе оказался полностью обесточен на сутки. Когда электричество снова дали, топ-менеджеры компании вместе с рядовыми сотрудниками занялись расстановкой ранее эвакуированных товаров на полки магазина.
Бороться с форс-мажорами "Мосмарту" не впервой. Еще по итогам 2007 года эта розничная сеть с оборотом 9,4 млрд руб. и более чем 80 магазинами по стране занимала, по данным газеты "Коммерсантъ", 15-ю строчку в рейтинге крупнейших продуктовых ритейлеров России и была одной из самых быстрорастущих. Но кризис 2008 года довел сеть до состояния клинической смерти. В Новый год из 80 розничных точек 23 магазина встречали покупателей почти пустыми полками: купить можно было разве что пиво, китайские игрушки и что-то из одежды. Ставить диагноз компании пришли новые собственники, а выписывать рецепты — новые руководители.
Путь в никуда До 2008 года владельцы "Мосмарта" Михаил Безелянский и Андрей Шелухин были увлечены спринтом. Только в 2007-м число магазинов возросло вдвое. "Спонсорами" бурного роста выступали, разумеется, банки. Но во второй половине 2008-го, с приближением кризиса, они стали отказывать в пролонгации кредитов, а новые займы предлагали под непосильные для ритейлеров процентные ставки. По данным "СПАРК-Интерфакс", 2009 год "Мосмарт" встретил с долгом 5,3 млрд руб. и отрицательной чистой прибылью — минус 2,8 млрд руб. Спустя полгода, по собственным данным компании, на ГК уже висел долг 10,7 млрд руб. Из них около 70% перед финансовыми организациями, остальное — перед контрагентами.
Владельцы "Мосмарта" пытались снизить долговую нагрузку перед банками за счет поставщиков: затягивали им выплаты за уже поставленную продукцию, требовали увеличить период расчета по новым товарам. Чаша терпения контрагентов переполнилась всего за пару месяцев, и с 2009-го поставки товаров практически остановились. К середине прошлого года в столичном Арбитражном суде лежало более 600 исков к ЗАО "Мосмарт" на сумму 1,4 млрд руб.
Скорая помощь — и по совместительству инквизиция — приехала к ритейлеру летом 2009-го. За рулем был президент Сбербанка Герман Греф. Крупнейший банк страны являлся главным кредитором "Мосмарта": сеть задолжала ему 6,3 млрд руб., или 84% кредитного портфеля компании.
В июне "Сбербанк капитал" и фонд Bacarella Holdings Corporation, контролируемый членом совета директоров АФК "Система" Евгением Новицким, приобрели во вновь созданной холдинговой компании соответственно 50% и 10% бизнеса Безелянского и Шелухина (40% осталось за фондом Sarnatus Trading Limited, бенефициарами которого являются основатели сети). Банк получил акции в рамках реструктуризации долгов, а бизнесмен вошел в капитал в качестве стратегического инвестора. У Новицкого есть опцион на выкуп 20-процентной доли у Сбербанка в 2012 году, остальной пакет он получит в случае погашения "Мосмартом" всей задолженности перед банком.
Безелянский и Шелухин потеряли контроль над компанией, сохранив лишь миноритарные доли, но зато сама сеть получила заинтересованного в реанимации инвестора и индульгенцию главного кредитора. В августе прошлого года банк открыл для "Мосмарта" новую кредитную линию — 3,9 млрд руб. сроком на пять лет. Более того, месяц назад Сбербанк устроил "Мосмарту" долговые "каникулы", чтобы ритейлер обеспечил себя товаром к предстоящим новогодним праздникам.
Восстановление сети началось летом прошлого года и идет вполне неплохо — на фоне созданного новыми собственниками благоприятного финансового климата. Единственное, что вызывает вопросы у участников рынка,— команда, которая этим восстановлением занялась.
Персональные изменения "Я не верю в то, что непрофессиональный менеджмент может добиться успеха",— категоричен владелец одного из крупнейших российских ритейлеров. За прошедший год в "Мосмарте" сменилось почти все руководство. Под "непрофессионализмом" собеседник СФ подразумевает отсутствие у новой команды опыта работы в продуктовой рознице.
Самый тяжелый камень летит в нового генерального директора "Мосмарта" Матвея Брилинга, возглавившего сеть прошлой осенью. Один из собеседников СФ назвал его "специалистом в чем угодно, только не в ритейле". В послужном списке Брилинга — управление агрохимической корпорацией "Азот", оператором по обслуживанию пассажиров в аэропорту "ВИП интернешнл", а также гостиничным комплексом "Шереметьево-2" (до ноября 2009-го он еще и владел этой гостиницей.— СФ).
Впрочем, остальные члены команды опыт работы в ритейле имеют. Летом этого года фактически вторым человеком в компании стал Руслан Исмаилов, с прошлой осени занимающий должность директора по операциям и логистике. За плечами Исмаилова пять лет работы в сети гипермаркетов Metro Cash & Carry и три года в розничной сети "Лента", откуда его и переманили в "Мосмарт". Управлять активами и развитием розничной сети призван Алексей Синявский. Ранее в ГК "Гута" Синявский управлял 15 бизнес-центрами. Закупками продовольственных товаров с января занимается Алексей Гусев, прежде работавший заместителем директора по продажам винной компании "МБ группа Импэкс". За непродовольственные товары отвечает Елена Глебова, пришедшая в "Мосмарт" в марте этого года из "Ленты".
Несмотря на скепсис участников розничного рынка по отношению к новой команде руководителей "Мосмарта", за год жизни сеть почти вышла на докризисные показатели. За первое полугодие 2010-го выручка ритейлера составила 4,6 млрд руб. В то время как за самый успешный 2008 год "Мосмарт", по данным "СПАРК-Интерфакс", продал товаров на сумму 12,6 млрд руб., имея при этом почти в четыре раза больше магазинов, чем сейчас. Правда, для этого новой команде пришлось перестроить работу офиса и вернуть лояльность поставщиков.
Искусственное дыхание Для начала новый менеджмент решил заменить устаревшую ERP-систему METI на продукт от "Сайбер" на базе SAP — novaRetail. Еще год назад на сбор информации и подготовку элементарного отчета по магазину уходило несколько дней, теперь руководители могут получать оперативные сведения — счет идет на часы. Кроме того, сеть перешла на систему электронных закупок. Даже пластиковые стаканчики в офис она теперь приобретает на торгах через интернет-площадку своего акционера "Сбербанк — АСТ". Это экономит "Мосмарту", по расчетам СФ, в среднем 15-30% расходов на содержание офиса.
Летом компания передала на аутсорсинг агентству "М-Лайнер" свою рекламную деятельность. Это позволило не набирать в каждом из 14 городов присутствия сети сотрудников в отдел маркетинга, а ограничиться одним специалистом, который взаимодействует с агентством. По мнению Гульнары Гиниятовой, руководителя проекта "Мосмарт" в "М-Лайнере", так сеть сэкономила минимум 15% расходов на продвижение: за счет огромных заказов агентство получает рекламные площади по более выгодным ценам.
Руководители ритейлера меняют подход и к формированию ассортимента. С весны 2010-го сеть начала самостоятельно закупать и завозить продукцию non-food. Для общения с иностранными производителями этой категории товаров в компании создано внешнеэкономическое подразделение, где работают пять человек. Прямые закупки позволяют "Мосмарту" зарабатывать на товаре в среднем на 30% больше, нежели при работе через посредников. Товары non-food в ассортименте "Мосмарта" занимают 17%, к концу года Исмаилов планирует увеличить их долю до 25%.
Реинкарнация
В августе этого года под вывеской "Мосмарт" работали 17 магазинов, реанимированных менее чем за год. Примеров подобного перезапуска в российской розничной практике пока нет. Ситуация осложняется тем, что восставать "Мосмарту" приходится не с нуля, а из минуса: за прошлый год сеть потеряла лояльность поставщиков и покупателей. Новая команда управленцев ищет способы вернуть угасшие чувства.
Осенью 2009-го "Мосмарт" начал расчеты с поставщиками. По данным самой сети, за прошедший год сеть реструктурировала долги на сумму 2,4 млрд руб. перед 1,4 тыс. контрагентов. По словам Исмаилова, компания предлагала поставщикам две основные модели погашения задолженности: выплата с "разумным дисконтом" и оплата посильной для сети части долга с реструктуризацией остатка. "На самом деле вопрос ставился немного иначе,— рассказывает корреспонденту СФ директор по работе с федеральными сетями крупного овощного дистрибутора.— "Мосмарт" говорил: либо вы нам прощаете часть долга — в идеале половину, но мы согласны и на 30%. Либо сами дураки. Львиная доля компаний согласилась на первый вариант и простила треть долга. Остальные до сих пор пытаются судиться".
Сейчас в Арбитражном суде Москвы и апелляционных инстанциях рассматривают около 150 исков на сумму более 70 млн руб. Особых успехов сутяги, правда, не добились. В феврале этого года по иску поставщиков суд ввел в ЗАО "Мосмарт" процедуру временного наблюдения. Это на руку сети, но не ее партнерам: пока компания находится под наблюдением временного управляющего, все финансовые претензии к ней замораживаются. И даже если в будущем ЗАО "Мосмарт" все-таки решат банкротить, это вряд ли скажется на его текущей деятельности: вся недвижимость зарегистрирована явно не на это юрлицо (основные средства на его балансе, по данным "СПАРК-Интерфакс", чуть превышают 500 млн руб.).
Руслан Исмаилов уверяет, что с приходом нового менеджмента лояльность по отношению к поставщикам "стала нормой" для "Мосмарта". Как следствие, в августе у сети было 1660 товарных партнеров, из которых 411 раньше вовсе не работали с ней. Однако, по информации одного из собеседников СФ, из пула лидирующих поставщиков к сети вернулись в лучшем случае 60%. "К примеру, наша продукция появилась на полках сети, только когда "Мосмарт" согласился работать по предоплате",— рассказывает бывший сотрудник табачного дистрибутора, который работал там при заключении новых договоров с "Мосмартом".
Чего опасаются поставщики? Их смущает, что договор о поставках нужно заключать с ООО "Инвестиции и ресурсы" — юрлицом, которое зарегистрировано, по словам собеседников СФ, в офшоре, а на балансе значится "условно один принтер". "Кто даст гарантию, что сеть через полгода-год снова не развалится?" — задает резонный вопрос представитель "овощного" поставщика. Как стало известно СФ, стратегически важным контрагентам подобную гарантию дает Сбербанк. Крупные компании заключают напрямую с банком договор о намерениях, где написано, что новый акционер ручается за будущее развитие "Мосмарта", а в случае экстренной ситуации выплатит все долговые обязательства. Однако на такой индивидуальный сервис могут рассчитывать далеко не все поставщики.
Выручка "Мосмарта" по итогам первого полугодия 2010-го на 10,7% превышает выручку за 2009 год. Конечно, сказывается эффект низкой базы. Но Исмаилов считает, что цифра в любом случае показательна: "Мы побежали сломя голову. А могли даже не поползти".
Пожалуй, впервые перед руководством сети акционеры ставят задачу не разрастись вширь, а повысить собственную эффективность. Исмаилов уверяет, что "Мосмарт" уже находится "в одном шаге" от точки безубыточности, поэтому, скорее всего, к концу года сможет сделать собственникам новогодний подарок — заработать пару сотен рублей чистой прибыли.
Секрет фирмы Полина Русяева
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?