Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 381
Поделиться
Безумства с подарками обесценивают деньги
Экономист Вартонской школы Университета Пенсильвании (The Wharton School of the University of Pennsylvania) Джоель Вальдфогель (Joel Waldfogel) в течение нескольких лет скептически высказывался о приготовлениях к рождественским праздникам. Все, что с этим связано, он характеризовал как безумства, предшествующее неумеренным застольям в семейном кругу. В итоге, он написал книгу «Скрудженомика: почему не надо покупать подарки» (Scroogenomics: Why You Shouldn’t Buy Presents for the Holidays).
Такие выступления едва ли можно назвать новыми, пишет The Economist. Харриет Бичер Стоув (Harriet Beecher Stowe), американская писательница, еще в 1850 году выражала недовольство сложившимися традициями празднования Рождества. «Огромное количество денег тратится впустую в это время года — на приобретение подарков, которые никому не нужны и которые никому не интересны после того, как они подарены». Но в отличие от большинства критиков праздничной расточительности, возражения Вальдфогеля основаны на экономической теории, а не на этике или вкусе. Когда люди покупают что-то для себя, они уверены в том, что их приобретение стоит заплаченных денег. Но большинство тех, кто делает подарки, зачастую смутно осведомлены о желаниях и вкусах одариваемых. В итоге, для человека, получившего подарок, он стоит гораздо меньше, чем для того, кто за него заплатил.
Подобные нецелесообразные подарки Вальдфогель называет мертвым грузом рождественской щедрости. В ходе ряда исследований эксперт пришел к неутешительному выводу: в среднем потери от приобретения ненужных подарков составляют приблизительно 18%. В 2007 году, согласно его оценке, в США потери составили 12 млрд долларов (в тот год американцы потратили на рождественские подарки 66 млрд долларов). Там, где другие видят великодушие, Вальдфогель находит оргию обесценивания средств, подчеркивают авторы The Economist.
Кто знает, кому и что дарить
Конечно, не все подарки — пустая трата средств, если исходить из соотношения их стоимости и полезности. Близкие люди обычно умеют выбирать подарки для родных и друзей, с которыми они тесно контактируют. Согласно исследованию Вальдфогеля, подарки от родных братьев и сестер несут в себе минимальные потери — менее 1 цента на каждый потраченный доллар. Превосходно выбирают подарки партнеры, родители в основном угадывают желания своих детей. Подарки, которые делают тети и дяди, как утверждает Вальдфогель, «приносят» только 75–86 центов «пользы» на потраченный доллар.
Что же делать людям, которые просто обязаны сделать подарок, особенно тем, в чьих вкусах они не особенно хорошо разбираются? Лучшее всего, советуют экономисты, просто подарить деньги. При этом, как пишет The Economist, принятые в обществе нормы не предполагают делать подарки деньгами абсолютно всем. Вальдфогель предлагает в качестве альтернативы подарочные сертификаты, которые, по его мнению, близки к подаркам деньгами, и набирают популярность год от года. Но и здесь Вальдфогель указывает, что 10% сертификатов никогда не используются — по забывчивости и склонности откладывать покупку на неопределенный период.
Вальдфогель наверняка с удовлетворением отметил бы, что кризис несколько умерил праздничный пыл европейцев и американцев. Во всяком, в этом году в Штатах в преддверии рождественских праздников, по данным ShopperTrak, по магазинам ходили реже на 24%, чем годом ранее.
А как сообщило Radio France Internationale (RFI) незадолго до рождественских праздников, европейцы намеревались сократить почти на 4% расходы на подарки, праздничное застолье и развлечения. При этом две трети жителей ЕС при выборе подарков отдавали предпочтение полезным вещам, а получить в подарок мечтали деньги. В этом исследователям признались 42% опрошенных жителей Европы. Второй по популярности желаемый подарок — одежда или обувь (36% опрошенных), передает RFI. В среднем каждому европейцу праздники конца года обойдутся в 700 евро.
Российская подарочная статистика
Россияне, в отличие от европейцев и американцев, в этом году, напротив, увеличат траты на новогодние праздники — на подарки и организацию застолья. Как рассказал BFM.ru руководитель отдела социальных исследований ВЦИОМ Никита Чулочников, в этом году на организацию новогоднего стола россияне потратят 2,1 тысячи рублей, что на 12% больше, нежели в прошлом году. «Здесь сказывается не только уровень инфляции, но и развитие привычки потребления, — говорит он BFM.ru. — Развитие привычки потреблять особенно выражается у молодого поколения».
На подарки к Новому году средний россиянин намеревается потратить чуть более 2 тысяч рублей, это примерно треть всех расходов на празднование Нового года. В прошлом году средние траты по этой статье расходов составили 1,8 тысячи рублей. Из более полутора тысяч опрошенных в 140 населенных пунктах 42 областей, лишь 30% респондентов подтвердили намерение купить сувениры в подарок. В прошлом году их доля составляла 37%.
Самый желанный подарок для россиян, как и для европейцев, — деньги. Их хотят получить 10% опрошенных. Здесь желания дарителей и одариваемых практически сходятся, поскольку подарить наличность планируют 8% россиян. Далее по популярности следует косметика, ювелирные украшения и бижутерия (9%).
При этом, если сравнивать предпочтения в выборе подарков с результатами той части исследования, где говорится о наиболее желаемых подарках, то, согласно теории Вальдфогеля, доля впустую потраченных средств в российских семьях в этом году будет довольно значительной. Поскольку желают получить на Новый год сладости, алкоголь и деликатесы только 4% опрошенных, а дарить их намерены 24% респондентов. Сувениры, которые планирует купить треть опрошенных, обнаружить под новогодней елкой желают только 7% опрошенных. И не дай Бог вам выбрать в качестве подарка близкому игрушку (таковыми, по словам Чулочникова, являются 23% россиян), поскольку получить ее в подарок мечтают только 1% наших соотечественников. 15% вообще не планируют делать подарки друзьям и близким. А 17% сообщают, что не хотят получать подарки в Новый год.
Однако возможно, что ситуация ближе к Новому году изменится, поскольку во время проведения опроса (12-13 декабря) 15% респондентов не определились с выбором новогоднего подарка. В прошлом году таких было всего 9%. Возможно, до конца года количество желающих сделать полезный подарок увеличится.
bfm.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?