Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Без вина виноватые
Цены на импортное вино в начале следующего года поднимутся минимум на 30–40%, российские вина, изготовленные из иностранного сырья, вырастут в цене на 20%, и даже чисто отечественный продукт подорожает на 10%. Таковы неутешительные итоги девальвации. Впрочем, власти все равно рассчитывают на рост продаж, особенно российского алкоголя. Для этого отечественным винам даже вернули рекламу на телевидении.
После резких скачков рубля в начале прошлой недели, когда доллар поднимался выше 80 руб, а евро – выше 100 руб., импортеры, в том числе зарубежного вина, оказались едва ли не в шоке. Одна из крупнейших компаний по импорту вина Simple на два дня приостанавливала отгрузки продукции в торговые сети, а грузинские виноделы жаловались на снижение спроса в России. Повышение цен на вино и уменьшение поставок импортного товара – уже неизбежный тренд, говорят опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.Зарубежные вина подорожают к февралю минимум на 30% (по оценке год к году), считает директор Центра исследований центрального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Есть и более пессимистичные оценки.
Учитывая, что в цене импортного продукта есть рублевая составляющая, например акцизы, обесценение национальной валюты в два раза обеспечит рост цены где-то на 70–80%, предсказывает генеральный директор ГК «Легенда Крыма» Михаил Штырлин.
« Цена в любом случае будет увеличиваться, так как импортеры не могут работать себе в убыток, – рассказывает он. – Курс рубля, конечно, стабилизировался по сравнению с началом недели, но он все равно остается на уровне, который не позволяет сохранить старые цены».
Разница в повышении себестоимости и конечных цен, по которым товар реализуется в рознице, зависит как от импортеров, так и от розничных сетей. У тех компаний, которые закладывали в цену крупную маржу, есть возможность дольше поддерживать цены на одном уровне. Не менее важную роль играют и жесткие требования ритейлеров, которые после продовольственного эмбарго находятся под усиленным контролем над ростом отпускных цен. Стремление ритейлеров сохранить цены неизменными, конечно, выгодно для покупателей, но не для импортеров, поэтому не сможет продолжаться долго.
При этом рассчитывать на то, что вина из Чили и Аргентины повышение цен не затронет, не приходится.
«Со всеми иностранными поставщиками расчеты ведутся в валюте, – рассказывает Штырлин. – Единственной иностранной страной, с которой расчеты велись в рублях, была Украина. Поэтому как европейская продукция, так и южноамериканская, с импортерами из которой расчеты ведутся в долларах, реже – в евро, вырастет в цене в течение одного-двух месяцев».
Держим до Нового года
Поставщики импортного вина обращались к «Метро Кэш энд Керри» с просьбой о повышении цен, подтвердила «Газете.Ru» представительница сети Оксана Токарева. Однако цены не будут повышаться в сети до конца декабря. «Сейчас мы внимательно наблюдаем за ситуацией и ведем диалог с поставщиками, – сообщила она. – В этом году цены повышаться уже не будут, а что будет в дальнейшем – покажет ситуация». Вопрос о том, насколько предлагают повысить цену импортеры, представительница ритейлера комментировать отказалась.
От повышения цен в этом году отказываются и в сети «Ашан». «До конца года мы не будем принимать возросшие цены от поставщиков, это будет неправильно по отношению к клиенту», – пояснила «Газете.Ru» директор по внешним коммуникациям российского подразделения сети Мария Курносова. Рассмотрение новых тарифов состоится в январе, когда закончится пик продаж. «Тогда уже можно будет спокойно с поставщиками обсудить, как будет расти цена, насколько такие изменения приемлемы, во сколько этапов будет она изменяться, – объяснила она. – При этом каждое увеличение тарифа должно быть обоснованным, и если нам предложат повысить цену без объективных причин, то мы на это не согласимся». На сколько процентов может возрасти цена продукта, Курносова спрогнозировать также не смогла, ссылаясь на сильную волатильность валютного рынка, от которого зависят поставки вина.
«Переговоры ведутся со всеми поставщиками ежедневно. Все производители и поставщики импортной винной продукции заявили о необходимости повышения цен», – заявил «Газете.Ru» начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимир Русанов. По его словам, партнеры ритейлера просят повысить оплату на 50%, при этом такие цифры не являются окончательными, поскольку курс рубля еще не стабилизировался.
Как уточнил Русанов, цены полки в магазинах сети, пересмотр которых «полностью зависит от ситуации на рынке и курсов валют», смогут сдерживать до января. Далее все будет зависеть от рыночной ситуации.
В «Азбуке вкуса» подавляющее число позиций в ассортименте – собственный импорт, поэтому ритейлер регулирует вопросы, связанные с ассортиментом и ценообразованием, самостоятельно, сообщил «Газете.Ru» пресс-секретарь сети Андрей Голубков. «Переговоры о ценах ведутся в любое время года, так как большинство наших поставщиков – это локальные, небольшие компании и винные дома, и на стоимости такого продукта, разумеется, отразится растущий курс валют, – объяснил он. – Однако заметное повышение цен произойдет не скоро, ближе к концу первого квартала, так как сейчас у нас достаточно большой запас вина». Что же касается крупных поставщиков, то стоимость алкоголя в магазинах сети будет «заморожена до конца года и по возможности весь январь в силу договоренности с поставщиками о фиксированной цене».
Впрочем, поставщики указывают, что поставки напрямую в торговые точки, как правило, ведутся ежедневно, каждый день и в каждый магазин. Или же еженедельно через распределительные центры. Поэтому запасов, чтобы держать цены на вино в течение долгого времени, у них просто нет.
Российское вино потянется за европейскими ценами
Если продавцы импортного продукта не согласятся на повышение цен, то импортеры, скорее всего, просто не будут поставлять свой товар, полагает Штырлин. Также не исключено снижение объемов поставок. В этом случае шанс усилить свое присутствие на полках отечественных магазинов появится у российских и крымских производителей. Тем более что правительство решило разрешить рекламу на ТВ и радио для отечественных производителей вина и пива, решив поспособствовать импортозамещению.
Однако, по прогнозам Дробиза, хотя объем рынка импортного вина в следующем году сократится в два раза, он не будет замещен полностью российской продукцией. Отечественные производители столкнутся с негативными последствиями падения курса рубля – подорожанием зарубежных виноматериалов и снижением покупательной способности.
«Половина производимого в России тихого вина производится из импортного виноматериала, – указывает аналитик. – Поэтому оно также подорожает где-то на 20%». Что касается российского игристого, то импортные виноматериалы используются при производстве 90% продукта, говорит Дробиз.
Будущее подорожание российского продукта связано не только с зависимостью от импортных поставок, добавляет президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. Даже российские вина, произведенные из российского виноматериала, подорожают на 10%, считают эксперты. «Растут издержки любой компании: транспортные, издержки по аренде складов, которая имеет долларовую составляющую, – объясняет Штырлин. – Также производителям придется повысить стоимость товара из-за инфляции, поскольку она приводит к необходимости индексировать зарплаты своим сотрудникам, так как в сельском хозяйстве зарплаты и так небольшие». Проблем добавляет рост стоимости кредитов из-за повышения ставки ЦБ до 17%, отмечает Попович. Часть ритейлеров уже начали получать просьбы о повышении цен от российских производителей. Поставщики X5 Retail Group заявили о повышении стоимости в пределах 15–20%, российские импортеры «Ашана» пересматривать цены пока не просили.
Но некоторые региональные власти, похоже, все же рассчитывают на рост сборов акцизов и на то, что россияне станут больше пить. Ранее депутаты Мособлдумы разрешили продавать алкоголь с 8.00 до 23.00, как сейчас в Москве. До этого в области купить спиртное можно было с 11.00 до 21.00.
Карина Романова, Газета.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?