Декоративное изображение
6 793

Поделиться

«Без уважения к своеобразию картины мира сотрудников мы не достигнем успеха»

Cразу о главном – производительность труда в магазинах сети «СемьЯ» намного выше, чем у конкурентов. Эксперты считают средней по рынку в Уральском федеральном округе производительность 1900 рублей в час (60 долларов.) В наших супермаркетах самый низкий показатель – 2170, а самый высокий – 3950 рублей в час! При этом текучесть продавцов-кассиров все последние годы держится на уровне 36% в год. Исключая 2009 год, когда её практически не было совсем.

Другим нашим устойчивым конкурентным преимуществом много лет также является качество обслуживания покупателей. Покупатели категории «средний» и «средний плюс» однозначно предпочитают совершать повседневные покупки в магазинах нашей сети. Мы гордимся этими достижениями.

Как такое стало возможно? Безусловно, наши результаты обусловлены целым комплексом причин.

Решающим фактором стало то, что передовые европейские технологии мы с самого начала адаптировали к российским традициям в лучшем смысле этого слова. Мы поняли, что без уважения к своеобразию картины мира наших сотрудников мы не достигнем решающих успехов в их мотивировании. А значит – и в эффективности компании.

Никто в этом не мог нам помочь. Российские специалисты и консультанты транслировали, в лучшем случае, общеизвестные истины по мотивации из хороших учебников по менеджменту.  Уровень понимания специфики российского персонала европейскими консультантами лежал в диапазоне от: «Вы ничем от нас не отличаетесь» (что явно неправда) до: «Так вы скажите им (сотрудникам), что этого делать нельзя — и они не будут» (смешной случай из практики).

Как говорит М. Задорнов, европейцы не могут понять, как это возможно, что внешне мы похожи на них, но ведём себя совершенно по-другому…

Пришлось самим создавать и реализовывать главные принципы мотивирования нашего любимого и неповторимого персонала. Для начала мы изучили в немногочисленных источниках культурно-психологические особенности русских людей и выделили важнейшие.

1. Коллективисты, но своеобразные. Беспрекословно подчиняемся лидеру (вожаку). Эмоции делим поровну на всех, а оценку труда и заработок хотим получать индивидуально.

2. Не любим брать на себя персональную ответственность. Поэтому ожидаем внешнего организующего начала. Вспомним летописное: «…Придите же и володейте нами!»

3. При этом тщательно дистанцируемся от любой власти и не хотим, чтобы она вмешивалась в жизнь общины (отдела, магазина); защищаемся круговой порукой.

Кстати, типичный современный способ «решения» этой проблемы в российских компаниях сводится к уничтожению самого понятия «община» применительно к персоналу. Насильственно вводится индивидуальная конкуренция в виде серьёзных премий за индивидуальные результаты, пресекаются любые попытки выразить  коллективное недовольство. Результат – нечеловеческие отношения в организации, понимаемые как правила ведения бизнеса. Начиная с Петра Первого мы в России копируем форму европейской жизни, без понимания принципиальных различий в содержании.

4. Строго-настрого запрещаем индивидуальную конкуренцию внутри общины, так как это прямая угроза существованию общины.

5. С готовностью и удовольствием принимаемся конкурировать только целыми коллективами  (бригады, отделы, магазины).

6. Боимся малейшей неопределённости и поэтому не только избегаем ответственности, но и рьяно сопротивляемся любым изменениям, даже не вникнув в их суть.

 

Далее мы постарались опереться на «полезные» для компании свойства, чтобы использовать их мотивационный потенциал. А также подумали, как нейтрализовать «вредные».

Для того, чтобы развивать у персонала лояльность и приверженность компании, достаточно с уважением относиться к его культурному своеобразию. То есть, во-первых, перестать тратить силы и время на борьбу с этим своеобразием. Особенно этим отличаются транснациональные сети: кадровая политика некоторых из них не может быть названа иначе, чем колониальная.

Во-вторых, использовать эти особенные свойства российского персонала в конструктивном плане. Мы это делаем через настройку системы оплаты труда и премирования. Безусловно, исходим из современных мотивационных теорий. Но опираемся и на такие особенности как своеобразный коллективизм, готовность конкурировать между общинами и большую роль непосредственного руководителя в распределении заработанной сообща премии!

Также внимательно относимся к своевременному информированию персонала о всяких изменениях. Для этого используем постоянные формы: корпоративная газета, стенды в магазинах, собрания коллективов и т.д.

Несколькими способами стимулируем неагрессивную конкуренцию между коллективами магазинов. Аналог социалистического соревнования. Только без речей и заклинаний с высоких трибун. Как ни странно, но с вымпелами, стендами и таблицами. И, естественно, с премиями. Но всё же чаще используем нематериальную мотивацию.

Мы поддерживаем индивидуальную конкуренцию «автоматическими» премиями за некоторые персональные результаты, в частности – за высшие оценки тайных покупателей. Эти премии никак не зависят от воли руководителя. Хотя в остальном премировании его роль – главная.

При обучении линейных руководителей специально работаем над их пониманием культурно-психологических особенностей российского персонала с учётом гендерного фактора (большинство сотрудников – женщины). Обучаем этому целенаправленно!

Опираясь на культурно-психологические особенности своего персонала, сеть «СемьЯ» чрезвычайно эффективно реализовала серьёзные инновационные проекты. В 2005-2006 годах мы, неожиданно для самих себя, удивительно успешно освоили голландскую технологию управления рабочим временем в магазинах. И до сих пор живём по ней. Производительность труда за это время совершенно бесконфликтно (не как при Петре Первом) выросла в четыре раза!

Мы специальным образом «вписали» наш персонал в европейскую технологию таким образом, что все лучшие сотрудники с удовольствием приняли новые принципы организации труда и премирования, а худшие – постепенно и без единого конфликта уволились. В течение полутора лет мы на треть сократили численность персонала в магазинах. Производительность при этом росла невиданными темпами.

В то же время родилась и авторская технология мотивирующего управления качеством обслуживания покупателей. Эта технология прямо-таки базируется на культурно-психологических особенностях российского персонала. При том, что в качестве одного из компонентов использует систему тайных покупателей. Наше отличие в том, что с получением объективных оценок от тайных покупателей мотивирующее управление только начинается. Самое главное – как работать с этими оценками дальше!

Я считаю, что без учёта культурного своеобразия и при традиционно репрессивном подходе к управлению никакие тайные покупатели не помогут сформировать у сотрудников устойчивый мотив на качественное обслуживание клиентов.

Действительно, наша политика управления персоналом несколько своеобразна и заметно отличается от других компаний на рынке розницы. Мы создали очень сильную корпоративную культуру. Ведущие её черты – безусловное уважение к персоналу в сочетании с высокой требовательностью и обязательностью.

Высокая квалификация наших сотрудников и руководителей давно известна в регионе. Даже те немногочисленные руководители, которые решились уйти (как правило – из-за несоответствия требованиям) сразу же принимаются конкурентами на одну-две ступени на более высокую должность!

Оборотная сторона медали — на местном рынке мы не можем найти готовые руководящие кадры для наших магазинов. Люди с опытом руководящей работы не соответствуют высоким требованием к управлению нашими магазинами, часто оказываются неспособными к присвоению тонко настроенной и глубокой корпоративной культуры.

Поэтому, значительные усилия мы направляем на выращивание управленцев из собственных кадров, а также – на  подготовку по специальной программе выпускников Торгово-экономического университета.

По-моему, всё это свидетельствует о том, что у нас эффективная кадровая политика.

 

Сеть «СемьЯ» (Пермь) 

Сегмент розничной торговли: продукты.

Год основания: 2002.

Владелец: управляющая компания «ЭКС».

Регион: Пермский край

На текущий момент 42 магазина: в Перми – 32, в крае – 10.

Форматы:

1 гипермаркет;

36 супермаркетов торговой площадью от 500 до 2200 кв.м;

5 дискаунтеров под брендом «Диско». Целевая аудитория:

Покупательские сегменты «средний» и «средний плюс»;

Общее число сотрудников (с производством и пятью дискаунтерами «ДИСКО»): 2500 человек.

 

Савчук Андрей,

Директор по персоналу сети магазинов «СемьЯ»

Специально для Retail.ru

 

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами