Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Банкротство по дешевке
Аршинные заголовки газет, паника в глазах сотрудников, злорадство комментаторов — банкротство крупнейшей немецкой сети магазинов бытовых товаров Schlecker застало Германию врасплох. Не каждый день в стране банкротится компания, дающая работу 30 тыс. сотрудников.
Заявление о начале процедуры банкротства владелец и основатель фирмы Антон Шлекер, обладатель состояния в 3,1 млрд долларов, подал в понедельник 23 января. Чуть раньше, на прошлых выходных, в немецких СМИ появились первые отчетливые сведения о невозможности Schlecker погасить текущие платежи. Вплоть до этого момента не только большинство поставщиков, но даже и ведущие менеджеры Schlecker не подозревали о том, насколько серьезны финансовые проблемы сети, специализирующейся на продаже разнообразных бытовых товаров от моющих средств, косметики, бытовой химии и товаров для детей до простейших продуктов питания и средств личной гигиены.
Рост любой ценой
С 1974 года, когда 21-летний Антон Шлекер, уроженец юга Германии, сын владельца сети мясных лавок, открыл свой первый магазин по продаже бытовых товаров под маркой Schlecker, филиальная сеть компании росла без остановки. Через два года было уже сто филиалов, еще через восемь лет — тысяча, в 1994 году — пять тысяч. В 2010 году компания давала работу почти 50 тыс. человек в полутора десятках стран Европы. Даже с учетом сократившегося до 6,5 млрд евро оборота она оставалась одной из трех крупнейших сетей магазинов бытовых товаров в Европе после Alliance Boots и AS Watson.
Между тем безудержный рост не означал повышения прибыльности. Сделав однажды ставку на то, что филиалы должны располагаться как можно ближе к клиентам, Schlecker оставался верным этой традиции. Новые филиалы открывались любой ценой, даже если их приходилось располагать в самых крошечных помещениях. В то время как главный конкурент Schlecker компания Rossmann последовательно закрывала филиалы, дающие оборот менее 80 тыс. евро в месяц, и переходила к филиалам площадью более 600 кв. м, балансы Schlecker были отягощены долгосрочными договорами об аренде более 7 тыс. магазинов площадью меньше 100 кв. м.
Schlecker проигрывал и борьбу за симпатии потребителя. Его прямые конкуренты — сети Rossmann и DM — последовательно отходили от образа дешевых магазинов с узкими проходами между стеллажами, сделав упор на работу высокоприбыльных больших филиалов с широкой палитрой продуктов и дружелюбной атмосферой. Schlecker же оставался магазином, из которого клиент стремился выбежать практически сразу, как только зашел туда. В итоге, если оборот Rossmann при 1580 филиалах составил в 2010 году 5,7 млрд евро, а DM при 1180 филиалах — 4,6 млрд евро, 8800 филиалов Schlecker принесли всего 6,9 млрд евро. По данным исследовательского центра EHI, Schlecker сильно отставал от конкурентов и по показателям оборота с квадратного метра филиала. В 2010 году он составлял всего 2,2 тыс. евро в год, в то время как у Rossmann достигал 5 тыс. евро, а у DM — 6,5 тыс. В какой-то момент компания попыталась сократить убытки от управления этими площадями, просто закрыв магазины и уволив персонал. Однако это решение оказалось спорным, ведь даже за неработающие магазины Schlecker приходилось платить аренду.
Пот, слезы и прибыль
Для рядового немца название Schlecker последние годы было связано в первую очередь не с масштабностью торговой сети, а с невыносимыми и унизительными условиями работы сотрудников. Первый крупный скандал в Schlecker разразился еще в 1998 году. Тогда земельный суд в Штутгарте признал семейную пару Шлекер виновной в мошенничестве. Владельцы убеждали сотрудников, что зарплаты в сети выплачиваются в соответствии с так называемыми тарифными соглашениями — условиями почасовой оплаты, установленными на переговорах работодателей отрасли и профсоюзов, хотя на самом деле тарифный договор нарушался. В итоге суд приговорил супругов Шлекер к десяти месяцам тюрьмы условно и обязал выплатить штраф в размере 2 млн немецких марок (чуть меньше 1 млн евро).
Судебный вердикт, однако, не остановил пару Шлекер на их пути к максимизации прибыли за счет давления на сотрудников. Раз за разом сеть магазинов оказывалась в центре скандалов с нарушением трудового законодательства. Компания переименовывала свои филиалы из Schlecker в Schlecker XL — чтобы иметь возможность уволить персонал и сразу же нанять вновь, но на худших условиях. Сотрудники магазинов жаловались, что вынуждены делать служебные звонки по личным мобильным телефонам, так как руководство отключает служебные телефонные линии. В некоторых филиалах им даже запрещалось посещать туалет в рабочее время. А в австрийском подразделении Schlecker их вынуждали покупать просроченные товары за полную цену.
Никто не поможет
Неудивительно, что когда в 2010 году немецкий бундестаг принял закон, ограничивающий право предпринимателей на замену постоянных сотрудников временными, которых присылают трудовые агентства, этот закон сразу же прозвали Lex Schlecker. Ведь эта компания славилась тем, что любила привлекать к работе дешевых (7 евро в час) «временных работников», лишь бы не платить установленные тарифными договорами для кассиров 12 евро в час. Именно поэтому нынешнее банкротство сети вызывает среди немцев смешанные чувства. «Я почти ничего не покупал в Schlecker. Атмосфера там была подавленной, я чувствовал себя в магазине, как в зоопарке. Мне было страшно обидно за запертых там работников. Миллиарды семьи Шлекер заработаны на поту работников, выжатых как лимоны, всех этих сортировщиц товаров, они же продавщицы, они же консультанты, они же уборщицы», — пишет на своей странице Facebook обозреватель крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD. «Ужасно! Я сторонилась этих магазинов как чумы!» — соглашается с ним одна из комментирующих. Видимо, даже несмотря на шок от банкротства крупнейшей компании, немцы не могут отделаться от чувства, что это банкротство произошло заслуженно.
Тем временем судьба 30-тысячного персонала Schlecker после банкротства компании остается совершенно не ясной. Согласно немецкому законодательству, в течение первых трех месяцев после подачи компанией заявления о банкротстве зарплата работникам выплачивается за счет государства. Однако очевидно, что после завершения этого срока немецкий рынок труда не сможет быстро переварить такое огромное количество низкоквалифицированных кассиров и продавцов. Тем более что большинство филиалов Schlecker, скорее всего, не будет перекуплено другими сетями. «Мы заинтересовались, возможно, 50–60 филиалами Schlecker. Видимо, DM тоже. Остальные филиалы либо слишком малы, либо расположены в неправильных местах, либо мы там уже присутствуем со своими магазинами», — заявил глава сети Rossmann Дирк Россманн.
Подача заявления о банкротстве подвешивает и многих поставщиков компании. По данным немецкой газеты Financial Times Deutschland, только один крупнейший поставщик Schlecker, компания Markant, может недосчитаться 500 млн евро, причитающихся ей за отгруженные товары. Именно поэтому представители профсоюза Ver.di уже заявили, что основатель и владелец Schlecker Антон Шлекер, чье состояние журнал Forbes оценил в 3,1 млрд долларов, должен участвовать в оплате долгов компании, в том числе и личными деньгами.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?