Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Автоматизация розницы
Максим Недякин
Информация об авторе:
Образование высшее экономическое. Дополнительное образование – ряд курсов в области магазиностроения, логистики, управления персоналом, контролинга, автоматизации (Microsoft Business Academy).
Работал коммерческим директором сети гипермаркетов, исполнительным директором сети супермаркетов имеет опыт на ведущих должностях в дистрибуции. Разрабатывал и внедрял ассортиментные концепции в сетях супермаркетов, магазинов у дома и дискаунтеров.
Опыт практического внедрения систем категорийного менеджмента в торговых сетях
В настоящее время — практикующий независимый тренер-консультант по вопросам организации и управления розничной торговлей, категорийного менеджмента, мотивации персонала, автоматизации, построения организационных структур и бизнес процессов.
Автор и ведущий семинара «Конкурентное управление категориями в розничной торговле. Плюс 20% продаж, минус 20% затрат».
Tel.: +375 29 628 98 14
e-mail: nediakin@gmail.comЯ думаю, что практически любой специалист, профессионально занимающийся вопросами розничной торговли на вопрос, что самое важное в ее правильной организации, назовет одним из первых пунктов автоматизацию.
Времена товароведа, в лучшем случае, в ручную считающего остатки, а в худшем — вообще не владеющего ситуацией на полках, как и любого другого специалиста (от рядового до топ-менеджера), не имеющего оперативной информации и современных рычагов управления бизнесом, уходят все дальше. Происходит это не столько из-за всеобщей компьютеризации и информатизации, сколько вследствие необходимости повышения эффективности бизнеса.
Сегодня за рубежом, в наиболее развитых и прогрессивных сетях, удельный вес системы автоматизации в общей сумме капитализации доходит до 10 и более процентов. И этим все сказано. Причем тенденция идет не к снижению роли, и соответственно стоимости программного обеспечения, а, наоборот, к все большей зависимости бизнеса от него.
Весь комплекс автоматизации розничной торговли, как правило, разделяют на решения для front office (кассы, внешние взаимодействия компании) и back office (управление внутренними взаимодействиями – офис, ассортимент, распределительный центр, бухгалтерия, финансы и т.п.). Не приуменьшая значимость программного обеспечения кассовой линейки, можно с уверенностью сказать, что именно система для back office является определяющей успеха. Именно о таких системах далее и пойдет речь.
Какую систему автоматизации выбрать? Каким должен быть функционал? Как поддерживать? А сколько стоит? Список вопросов можно продолжать бесконечно. И только найдя на них подходящие ответы, стоит переходить к покупке и внедрению.
Прежде всего, важно понять две вещи: первая — насчет бесплатного сыра, который бывает только известно где, вторая — заезжая на ремонт к кустарным слесарям-самоучкам – не рассчитывайте на сервис авторизированной станции и соответствующий результат. Многие автолюбители поправят – иногда случается наоборот, но я думаю, что все-таки не стоит слишком радикально экспериментировать с такими серьезными вопросами как автоматизация, т.е. не нужно покупать не проверенные программные продукты, разработанные любителями, и не рассчитывать на дешевизну. Лучше всего выбирать из серьезных решений, отлаженных и проверенных, желательно, на чужом опыте.
Кроме этого важно понять, что система автоматизации – это не только средство учета, как совсем недавно было принято считать, это – необходимое средство управление бизнесом. И выбор решения должен опираться на его функциональность, набор рычагов и механизмов, позволяющий с одинаковой эффективностью управлять отдельным небольшим магазинчиком или транснациональной мультиформатной сетью.
Вот основные требования в системе автоматизации, которые необходимо учитывать при ее выборе:
- Поддержка основных функций:
- управления ассортиментом – централизованный ввод и вывод ассортиментных позиций (SKU), поддержка жизненного цикла SKU, формирование ассортиментных матриц, с учетом различных форматов (даже если сегодня у предприятия в наличии только один магазин), поддержка многоуровневых классификаторов; возможность формирования справочника потребительских свойств и т.д.
- управления ценами – ведение ценообразования на уровне SKU, групп, подгрупп, форматов или отдельных магазинов, возможность расчета цен прямым и обратным способом; поддержка маркетинговых акций, скидок, распродаж;
- управление товародвижением, запасами и заказами – планирование и автоматизация заказов; установление и контроль норм запасов, контроль исполнения заявок, автоматизация приемки товаров и т.п.
- управление отношениями с поставщиками и покупателями,
- организация работы магазинов (обмен данными с кассами, продажи, информация о товаре, анализ чеков, проведение полных и частичных инвентаризаций и т.п.).
- Поддержка бухгалтерского блока либо возможность трансляции данных в специализированные бухгалтерские программы.
- Совместимость с кассово – весовым оборудованием и его программным обеспечением, в том случае если оно уже установлено.
- Наличие блока по собственному производству либо возможность интеграции с отдельным программным обеспечением для магазинов и сетей, располагающих цехами. Следует помнить, что если в Вашем бизнесе сегодня нет собственного производства, то завтра его наличие может стать объективным условием конкуренции. Поэтому при выборе решения этому вопросу нужно уделять внимание обязательно.
- Надежность и скорость работы, а также архитектура системы, позволяющая оперативно работать с большими объемами данных и хранить их. Большие объемы баз данных – это одна из основных проблем автоматизации. Отчет, на формирование которого уходит несколько дней, не только теряет свою актуальность, таким отчетом вообще едва ли кто-то будет пользоваться, а значит, никакого эффекта тоже не будет. Именно производительность – один из первых вопросов который нужно задать поставщику программного продукта. Многое зависит от СУБД и платформы, на которой написана программа, а также от архитектуры решения. Также стоит учитывать каналы связи, по которым будет передаваться информация. Этот вопрос особенно актуален для регионов с низким уровнем развития Интернет-провайдеров. В том случае если Ваша линия не обеспечит скорость передачи данных хотя бы на уровне 128кбит\с, скорее всего в общий объем затрат нужно будет включить стоимость оптоволоконной линии.
- Стоимость решения, которая должна соответствовать целям предприятия и размерам бизнеса. Очевидно, что решения стоимостью в миллион евро больше подходят наиболее крупным сетям или предприятиям, планирующим серьезный рост. Однако сегодняшний выбор систем автоматизации позволяет купить продукт, стоимостью от 10 000 долларов США для небольших магазинов.
- Поддержка сетевой и разноформатной структуры торговли для предприятий, имеющих в своем составе несколько магазинов и предполагающих дальнейшее развитие бизнеса. Управление форматами магазинов не возможно без соответствующего инструментария. Такого, как например, возможность формирования разных ассортиментых матриц для разно форматных магазинов.
- Адаптивность к целям управления и действующим на предприятии бизнес процессам, либо наличие собственных бизнес сценариев. Некоторые, наиболее дорогие решения, смогут предложить Вам сразу же готовые бизнес процессы, разработанные на основе лучших практик отрасли. В остальных случаях есть всего два варианта – у Вас уже есть эффективные регламенты или их будет необходимо разработать на стадии подготовки технического задания. При этом разработка регламентов бизнес процессов – это отдельный и очень масштабный проект, о котором мы поговорим в другой раз.
- Масштабируемость под действующие размеры бизнеса и планируемые с учетом развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Факт: Wall-mart (США), крупнейший в мире сетевой оператор, управляющий десятками тысяч магазинов с суммарным годовым оборотом, давно насчитывающим несколько сотен миллиардов долларов, начинал в 50-е годы с одного единственного провинциального магазинчика. Поэтому гибкость системы, возможность ее роста вместе с компанией, это совсем не маловажный аспект.
- Простота для пользователя. Каким бы расчудесным не было бы решение, будет оно работать или нет зависит от администраторов и пользователей, среди которых далеко не каждый – Бил Гейтс.
- Доступность технической поддержки и возможность администрирования собственными силами. Есть такое понятие в автоматизации как стоимость владения, которая доходит до 5% общей стоимости системы в месяц (т.е. за два года она увеличивается более чем в два раза). Оно включает в себя обновления и поддержку работы действующего продукта, без которой функционирование системы рано или поздно закончится. Некоторые поставщики предлагают специальные курсы для администраторов и программистов, по завершении которых Вы получаете собственную IT команду и значительно экономите на обслуживании выбранного решения.
- Адаптация под отечественное законодательство. Весьма вероятно, что в мире существует тысячи возможных вариантов автоматизации. Однако разница в законодательствах позволяет использовать только те решения, которые адаптированы под определенные законодательные требования, то есть уже представленные на отечественном рыке. В ином случае придется доплачивать за серьезный этап доработки системы.
- Наличие примеров успешных внедрений. Как уже говорилось выше – лучше всего, когда надежность и качество программного продукта подтверждается серьезными компаниями. При этом нужно помнить – чем весомее их список – тем дороже решение.
Сегодня к наиболее серьезным системам, представленным на рынке постсоветского пространства можно отнести: SAP для розничной торговли, отраслевые решения Axapta, Домино 8.0: Розничная торговля, Smart Retail Suite, Gestory, Галактика ERP, 1-С. Подробнее остановимся на нескольких.
Наиболее успешным и совершенным решением является SAP for Retail. Его используют большинство крупнейших сетевых операторов, среди которых: транснациональные – «Metro Cash and Carry», «Carrefour», «Kesko», «Edeko», «KarstadtQuelle», «Vilniaus Prekyba» (сеть Maxima), Россия — «Рамстор», «Лента», «Евросеть», «Копейка», «М.Видео», «Эльдорадо», «Утконос», «Ультрастар», «V-Lazer», «Техносила», Украина – «Фуршет», «Велика Кишеня». Данное решение имеет самую современную архитектуру, позволяющую поддерживать практически on-line режим работы и высокую скорость передачи и обработки данных (с поправкой на каналы связи). Кроме этого, решение включает в себя наиболее успешные сценарии бизнес процессов, которые могут стать основой построения бизнеса. Наличие дополнительных блоков по управлению финансами, бюджетированию, управлению персоналом дает возможность создания высокотехнологичной системы организации всего бизнеса, в том числе, на уровне холдинга. Поддержка радиочастотной технологии управления запасами и товародвижением (RFID), а также интеграции с поставщиками (CPFR) позволяют использовать самые современные технологии в области организации и управления розничной торговлей. В то же время самая высокая стоимость решения, также как и стоимость владения определяют использование данной системы либо в крупных сетях, либо с учетом планов развития. Хотя необходимо принять во внимание вклад решения в общую капитализацию предприятия.
Отраслевые решения на базе Axapta, распространяемые Корус Консалтинг и Columbus IT Partner Russia хотя и независимы, однако во многом схожи и имеют примерно одинаковую стоимость. Они могут стать промежуточным вариантом в случае нецелесообразности затрат на SAP. Несмотря на то, что решение значительно уступает SAP, оно представляет ERP систему высокого класса организации. В то же время система очень требовательна к администрированию и сопровождению, тяжела в использования, требует серьезного обучения. Большое количество настроек ведут не только к трудностям в администрировании, но и возможным сбоям и ошибкам. Количество и уровень успешных решений свидетельствует в пользу Axapta. Данное решение сегодня используют: сеть гипермаркетов О`кей (С.-Петербург), Сеть дискаунтеров «Дикси», ГК «Виктория» — сети «Виктория», «Кэш», «Квартал» и «Дешево», SPAR, сеть магазинов «у дома» Daily, «Перекресток», Л`Этуаль.
ДОМИНО 8: розничная торговля располагает всем необходимым функционалом. Решение достаточно успешно используется во многих розничных компаниях России таких как — торговые центры и гипермаркеты: «Твой Дом», «Крокус-Сити», «Поволжье», «Континент», «Алтай», «Красная площадь», «Перовский», сети продуктовых магазинов: «Ароматный мир», «Астор», «Холидей», «Мария-Ра», «SPAR», «Каравай», «Красный яр», «Вестер», «Быстроном», «Гастрономир», «Фея», сети магазинов: «Детский мир», «Робинзон-багаж», «Центробувь», «Старик Хоттабыч», «Нежный возраст», «Оптима-Трейд», «Villeroy&Boch», «Домоцентр», рестораны: «Сиподан», «Асахи», «СССР», «Чак-Чак», «Осака», «Амроц», «Spoon»; кинотеатры: «Киностар Де Люкс», «ПИК», «Современник», «Октябрь», «Матрица», «Звезда». Его общая стоимость относительно невелика, что дает возможность применения в малом и среднем бизнесе.
Не стоит забывать и о таком проверенном программном продукте, как 1-С. Однако стоит заметить, что оптимально его можно использовать при работе с небольшими объемами данных. Невысокая стоимость и простота в обслуживании – это просто подарок для малой розницы. Нужно также учитывать, что речь идет, наверно, о самой успешной программе в области бухгалтерского учета, поэтому программу успешно применяют в сочетании с другими специализированным решениями. Последняя 8-ая версия 1-C ERP, гораздо мощнее своих предшественников, вот только, к сожалению, специализированного решения для розницы пока нет.
В заключение хотелось бы сказать следующее. Абсолютно очевидно, что если у Вас сегодня один единственный магазин в далеком регионе или монобрендовый бутик в центре Москвы, не стоит становится в один ряд с Wallmart или Careffour и покупать систему, сопоставимую с их масштабами. Но кто знает, куда Вас занесет завтра? Каким станет Ваш бизнес? И сможет ли он стать таким, как Вы хотите? Ведь это во многом зависит от подхода к его изначальному принципиальному построению, и автоматизация – важнейшая часть выбранного пути.
Интервью
Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»
Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.