Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Avito: ставка на IT, или как помочь россиянам совершать миллионы сделок
5 марта состоялась бизнес-экскурсия в компанию Avito в один из самых креативных и необычных офисов мира. Экскурсия была организована в рамках программы обмена опытом «Бренды ходят в гости». На сессии вопросов-ответов с топ-менеджерами компании Эрик Финнас, руководитель направления электронной торговли и единственный оставшийся в России шведский менеджер Avito, рассказал о том, как будет развиваться онлайн площадка в ближайшем будущем и как шведский подход к управлению прижился в России.
«Бренды ходят в гости» — программа обмена опытом между компаниями рынка, реализуемая Trends Research & Benchmarking Agency. Это уникальный формат закрытых бизнес-встреч прямо на территории компаний, получение реального опыта лучших игроков рынка «прямо в поле», общение с топ-менеджерами в формате «вопрос-ответ», посещение объектов розничного рынка и изучение бизнес-процессов «вживую». Встречи включают активную дискуссию всех участников о развитии бизнеса, перспективных инструментах и подходах. Расписание ближайших бизнес-встреч можно посмотреть на сайте, также есть опция заказать персональную встречу без ограничения географии (Россия, США, Европа, Юго-Восточная Азия).
Avito — это сайт объявлений о продаже товаров и услуг. Площадка была основана в 2007 году шведскими предпринимателями Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом.
Эрик Финнас, руководитель направления электронной торговли Avito
Изначально на сайте было только несколько видов товаров и животные. Однако набор продаваемых вещей и услуг очень быстро стал расти, как и количество пользователей площадки. В 2010 году ежемесячная аудитория Avito уже составляла 10 млн уникальных посетителей. В 2011 были запущены мобильная версия сайта и мобильное приложение, а также сервис «Магазины» с возможностью создания витрин для товаров. Затем на сайте стали продаваться автомобили и недвижимость, а также появились разделы «Услуги» и «Работа». Сегодня на Avito продаются как бывшие в употреблении товары, так и совершенно новые. Сайтом пользуются не только частные лица, но и профессиональные продавцы.
В топ-10
Avito входит в топ-10 самых посещаемых сайтов Рунета. Ежедневно на площадке размещают более 400 тысяч новых объявлений, а всего их более 38 млн.
На сайте продается больше машин, чем на других ресурсах. По итогам 2017 года на Avito было продано больше 2 млн автомобилей — это 41 % от общего объема российского рынка легковых авто с пробегом. В помощь покупателям Avito запустил сервис по проверке автомобилей — autoteka.ru, который помогает проверить машину — была ли она участником ДТП, где ремонтировалась, использовалась ли в такси, какой у нее пробег, не находится ли она в угоне или залоге и т.д. Многих данных нет в открытом доступе, они предоставляются в рамках партнерства с дилерами, автомастерскими или службой судебных приставов.
Avito также лидирует в сегменте аренды и продажи квартир в России. Эрик Финнас отметил, что это достаточно редкое явление, потому что в мире, как правило, в недвижимости лидерство удерживают специализированные площадки.
В 2013 году на сайте появился новый раздел «Работа». Изначально был общий раздел «Услуги», однако, в какой-то момент специалисты Avito обнаружили, что в нем много объявлений с вакансиями. Поэтому такие объявления были вынесены в отдельный сегмент. В «Услугах» сейчас размещают объявления по оказанию услуг перевозки, ремонта, по уходу за собой и т.д.
На сегодняшний день Avito является важным каналом продаж для многих компаний. Согласно собственному исследованию, всего на площадке представлено 1,5 млн профессиональных продавцов и для многих это единственный канал продаж. При этом 15 % от всех продавцов товаров общего спроса имеют за последний месяц выручку более чем 10 тысяч рублей. 1/3 сделок на площадке — это продажа новых товаров, что также говорит о большом количестве профессиональных торговцев.
Каждую секунду на Avito совершается 2 сделки, то есть 120 сделок в минуту. Ежемесячно площадку посещают 32 млн пользователей. Avito — это самый популярный в России онлайн- классифайд .
Главная ценность Avito
Как это ни банально звучит, но лидировать в отрасли возможно, только если идти на шаг впереди конкурентов. Avito сделала ставку на Интернет, когда другие еще выпускали объявления в газетах, сейчас делать покупки можно не только через сайт, но и в мобильном приложении. Работают сервисы поиска товара по геолокации, а недавно появилась возможность поиска товара по фото.
Соответственно, один из важнейших ресурсов компании — это IT-специалисты, способные угадать, что нужно посетителю сайта еще до того, как он осознает это сам, и оперативно реализовать.
Поскольку профессионалы в этой области — наперечет — их хорошо знают на рынке, за ними охотятся и стараются предложить лучшие условия работы, и конкуренция за них среди работодателей уже давно перешла от «повышения уровня зарплаты» в сторону улучшение сервиса.
Сейчас в компании работает порядка 1700 человек. Штаб компании размещается в Москве, в бизнес-центре «Белые сады» — 4 этажа дизайнерского пространства. Это open space вперемешку с переговорными, зонами отдыха, кафе, гамаками, диванами, игрушечными барашками, тренажерным залом и прочими приятными сервисами, греющими душу офисного сотрудника.
При приеме на работу — «комплимент» от работодателя — welcome box: коробка, в которой находятся конфеты, блокнот, кружка и домашние тапочки, намекающие, что можно переобуваться и начинать работать.
Особенность шведского подхода отражается и на взаимоотношениях «начальник-подчиненный». В компании все общаются «на ты» и по имени, пьют кофе за одним столом, сидят в open space, а если требуется уединиться для мозгового штурма — в офисе много отведенного для этого пространства (самое необычное сотрудники прозвали «капсулами аутиста» - они напоминают большие норы или капсульные отели).
На вопрос «в чем различия шведского и российского менеджмента» Эрик Финнас привел результаты простого исследования. В нескольких странах среди сотрудников проводился опрос, в ходе которого их спрашивали «должен ли их менеджер знать ответы на все вопросы». В России свыше 70 % респондентов отвечали утвердительно. На последнем месте рейтинга оказалась Швеция с 7 %. В Швеции другой подход — менеджер должен помочь команде принять правильное решение. Пожалуй, в Avito эта практика принятия верных решений успешно прижилась.
Компьютерное зрение, или над чем работает Avito?
Компания концентрируется на повышении удобства площадки для пользователей и более доверительных отношениях между покупателями и продавцами.
Например, в прошлом году был запущен публичный профиль продавца, в котором покупатель может посмотреть, что человек продавал раньше. Это способствует росту доверия.
Также, как раньше онлайн-площадки вытеснили газетные объявления, сегодня смартфоны вытесняют компьютеры: меняется профиль пользования классифайдами.
— Очень важный продукт — это мобильное приложение. Там сейчас больше 60 % трафика, в категориях общего спроса — до 80 %, — рассказал топ-менеджер.
Компания постоянно внедряет новые IT-решения, способствующие ускорению поиска вещей. Например, недавно появилась возможность искать товар по фотографии. В Avito есть команда, которая занимается разработкой компьютерного зрения на базе искусственного интеллекта, машинного обучения. Ранее эта технология уже нашла применение в модерации: система определяла по фотографии запрещенные для продажи предметы, например, оружие, и не допускала их к публикации.
— По поводу вызовов — мы думаем, какая платформа будет следующей. Сейчас актуально мобильное приложение, в будущем будет что-то еще. Например, Facebook занимается разработкой виртуальной реальности, ряд других компаний создает голосовые помощники, — отметил Эрик Финнас.
В данный момент компания изучает перспективы и целесообразность применения технологий блокчейн.
Еще одно важное направление развития компании — работа с профессиональными продавцами. Если изначально Avito развивался как C2C-площадка, то сейчас B2C выделено в отдельное направление, с которым работает специальная команда. Так, в прошлом году запущен Avito-магазин для малого и среднего бизнеса. Этот сервис позволяет оформить витрину, добавить логотипы и включает в себя личный кабинет с расширенным функционалом.
Люди стали больше доверять частным продавцам и больше интересоваться бывшими в употреблении вещами. Отчасти это влияние кризиса — вещи с рук, как правило, намного дешевле, чем новые. Эрик Финнас видит серьезный рост в категории товаров повседневного спроса — в Европе этот сегмент более развит, Россия еще идет в этом направлении. Компания видит перспективы для роста в дальнейшем изменении поведения пользователей: как расширении аудитории, так и увеличении частоты пользования сайтом.
Интервью
Как розница использует ИИ – на примере программного обеспечения Stemma на основе машинного зрения и искусственного интеллекта.