Декоративное изображение
47 953

Поделиться

Аромамаркетинг: как ароматы помогают продавать

17.jpg

Почему аромамаркетинг?

Ароматы способны создать ощущение тепла в пустом пространстве, увеличить его и сделать светлее. Аромамаркетинг может не только создать благоприятную обстановку, но и косвенно повлиять на экономические показатели бизнеса. Ведь обоняние на 75% опережает другие органы чувств по силе эмоционального воздействия на человека. При этом, в 85% случаев решение о покупке принимается на подсознательном уровне, считает Мартин Линдстр, известный мировой эксперт в области брендинга и нейромаркетинга, в своей книге «Чувство бренда» («Brand Sense»). Этот факт подтверждают в компании Nike: 84% посетителей предпочитали совершать покупки в отделе, где чувствовался приятный аромат, несмотря на 10-20% разницу в цене товара, по сравнению отделом без запаха. Компания Samsung также отмечает влияние обоняния на покупателей - в ароматизированном отделе магазина люди находятся в среднем на четверть дольше.

Рынок аромамаркетинга в России

В Америке ароматы в торговле используют давно, такая технология работает в 60% компаний, среди них такие гиганты, как Mercedes-Benz, Apple, Philips, Hilton и др. В России эта цифра значительно меньше - около 7%. Данную технологию выбирают в основном крупные компании, например, Inditex Group (бренды Massimo Dutti, Zara и др.), Cacharel, «Эльдорадо», «М.Видео», BMW и др. Но есть и исключения – небольшие кофейни, кондитерские, шоу-румы. 

Услуга профессиональной ароматизации сейчас востребована и переживает второе рождение в России. «Аромамаркетинг стал неким антикризисным решением, которое позволит выделиться и запомниться клиенту при скромных финансовых вложениях», - считает Сергей Шабала, эксперт в области аромамаркетинга с 2008 года, основатель компании "Третье Чувство". Он прогнозирует, что через 2-3 года рынок увеличится в 2 раза, показывая ежегодный прирост в 20-30%. В регионах такая услуга пользуется меньшей популярностью, но за счет франшизы развивается и там, представительства открыты в 35 городах России.

aroma24.jpg

Сергей считает, что аромамаркетинг в России прежде всего тормозит культура и непонимание технологии: небольшим организациям, в отличие от крупных западных компаний, приходится объяснять, что аромат такая же базовая часть торговли, как кассовый аппарат, интерьер, музыка и т.д. Кроме того, впечатление об аромамаркетинге портят неграмотные игроки на рынке, которые возникли на волне тренда. Такие компании-однодневки надолго отбивают у ритейлеров желание экспериментировать с технологией, за счет некачественно предоставленной услуги. По прогнозам Сергея Шабала, в ближайшие пару лет такие мелкие непрофильные компании будут уходить с рынка, понимая, что бизнес специфичен и нужно учитывать много деталей, а рынок начнет консолидироваться на профессиональных игроках, которые смогут предложить полный комплекс услуг - от продажи и обслуживания оборудования, до разработки аромата и корпоративных сувениров.

Аромамаркетинг в ритейле

Сфера применения технологии ароматизации огромна - fashion, food-ритейл, торгово-развлекательные центры, гостиничный бизнес, автосалоны, офисы, компании фитнес-индустрии, салоны красоты, выставки, презентации и т.д. Самый необычный заказ поступил в «Третье чувство» от компании Российские Железные Дороги - разработать аромат для президентского вагона поезда. Пока вопрос находится в стадии обсуждения.

В non-food ритейле основная цель ароматизации - создание атмосферы, которая поможет удержать покупателя в торговой точке как можно дольше. Часто владельцы бизнеса считают, что ароматизация, как интересное и недорогое решения для бизнеса, должна мгновенно увеличить выручку, что неверно, отмечает Сергей Шабала.

Технология так или иначе влияет на все конверсионные показатели - это и продажи, и лояльность, и отношение клиента к бренду, и создание хорошей атмосферы, ведь увеличение суммы среднего чека складывается из многих составляющих. Создать особую атмосферу в автосалоне и качественно отличаться от конкурентов решил бренд Lexus в России. Фирменный аромат Lexus разрабатывался компанией "Третье Чувство" совместно с известным европейским парфюмерным домом, который сотрудничает с такими брендами, как Dior, Chanel, Kenzo, рассказал Сергей Шабала. Тест показал, что более 30% клиентов автосалона чувствуют аромат и воспринимают его позитивно. В течение 2017 года аромат будет внедрен в 50 автосалонов Lexus в России, а его использование пропишут в маркетинг-ките бренда как базовую часть гостеприимства.

Технология аромамаркетинга уникальна в своей простоте и многозадачности: это не только создание атмосферы в торговом зале, но и борьба с неприятными запахами, что особенно актуально для продуктового ритейла и сферы HoReCa. Ведь в food-ритейле наличие неприятных запахов напрямую влияет на конверсию и средний чек – люди побыстрее стараются покинуть магазин, где неприятно пахнет. А вот выгоду от применения технологии здесь посчитать проще, чем в любой другой сфере: распыляя, к примеру, аромат выпечки на входе в супермаркет, можно замерить, как продажи хлеба уверенно ползут вверх. 

Компания Jacobs Douwe Egberts, владеющая брендом кофе Jacobs, также опробовала технологию ароматизации и делится результатами: более 80% людей запомнили рекламный ролик в кинотеатре, во время которого распылялся аромат кофе, а многие покупали напиток после выхода из зала. Работа по подбору аромата и установке оборудования велась компанией «Третье чувство» в течение 1,5 месяцев и обошлась Jacobs примерно в 500 тыс. рублей. Данный пилотный проект проводился в 27 кинотеатрах Москвы и Санкт-Петербурга.

IMG_3366.jpg

"На данный момент активность проявил крупный оператор сотовых сетей, с которым начались переговоры по внедрению аромамаркетинга в офисы обслуживания, а в сегменте мужских салонов (барбершоп) компания TopGun является нашим клиентом, и мы сейчас разрабатываем персональный аромат для данного бренда", - рассказал Сергей Шабала.

Особенности технологии

Суть технологии – распыление ароматических веществ специальным оборудованием. Аппарат встраивается в систему вентиляции или устанавливается локально в торговой точке. При этом аромат под давлением расщепляется до размера 2-3 микрон и подается в воздух в виде сухого холодного пара. Компании, которые профессионально занимаются аромамаркетингом, не используют аэрозоли, гелевые ароматизаторы и принцип горячего испарения. В качестве ароматического компонента используется синтезированное сырье, а отдушки за счет специальной химической формулы не так быстро улетучиваются, как, например, запахи косметических средств, мыла. Понятно, что комбинаций ароматов сотни, и все они индивидуально подбираются под конкретные цели, но есть и общие правила.

К примеру, черная амбра, в состав которого входит ладан, мускус и шлейфовая амбра, - дорогой, элитный аромат, используется в бутиках, шоу-румах, отелях, а вот в сегменте бюджетной одежды и в душных помещениях его использовать нельзя. Аромат багета и огурца освежит и замаскирует неприятные запахи в сфере продуктового ритейла, а сладкий аромат имбирного печенья и ванили возбудит аппетит и склонит к незапланированным покупкам, увеличивая тем самым величину средней корзины. При этом в аромамаркетинге есть понятие сезонности и трендов, ведь данный вид бизнеса напрямую перекликается с парфюмерией. Всегда актуальная классика тоже есть – это базовые ноты сандала, секвойи, мускуса, ванили, цитрусовых, орхидеи.

Стоимость аромамаркетинга

Стоимость проекта зависит от многих факторов, таких как сфера деятельности компании, цели внедрения технологии, особенности торгового помещения, системы вентиляции. К примеру, для магазина площадью 100 - 300 кв. м установка оборудования и расходные материалы обойдутся от 10 тыс. до 30 тыс. рублей в месяц. При грамотном подборе оборудования положительные отзывы клиентов увеличатся на 20-25%, а покупатели задержатся в торговом зале на 15-20% дольше, что поможет увеличить продажи от 2,9 % и выше, утверждает Сергей Шабала.

aroma24_внутри.jpg

Если говорить о торговых центрах, то стоимость обслуживания в месяц составляет от 30 тыс. рублей. Основные зоны для применения аромамаркетинга - входные группы, чтобы клиенты уже на входе формировали положительное впечатление. Важные зоны в ТЦ конечно туалеты, особенно где большая проходимость, кстати только технология "нано распыления" гарантирует избавление от неприятных запахов, так как стандартные аэрозольные спреи не справляются с этой проблемой.

При этом технология аромамаркетинга позволяет «удержать» потенциальных покупателей в некоторых зонах (например зоны отдыха, фудкорт) на 20% дольше обычного, а количество положительных отзывов увеличится на 20-25% при первом впечатлении. Такие системы установлены в ТРЦ «Красный Кит», ТЦ «Охотный Ряд», Башня Федерации и Империя в "Москва Сити". Кстати, очень актуально использование аромамаркетинга в рамках оформления помещений в период Нового года, ароматы имбирного пряника, яблока-корицы, мандарина и ели очень актуальны в этот период и усиливают эффект праздника, что повышает показатели конверсии и создают полное ощущение праздника.

Внешняя реклама способна привлечь клиента, но решение о покупке человек принимает в торговом помещении. Приятный аромат создаст законченность интерьера, подчеркнет особенности бренда и избавит от неприятных запахов. Тем не менее, аромамаркетинг не сможет эффективно повлиять на продажи без грамотной работы продавца, продуманной ассортиментной политики, мерчандайзинга и других составляющих успешной торговли, а сможет сформировать лишь приятное впечатление, улучшить настроение клиента и задержать чуть дольше положенного времени. 

Яна Морозова, специально для Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами