Комментарии экспертов
Ольга Королева, Managing director, агентство Boost Team
«Ситуация, при которой единственным путем продвижения является сотрудничество с эксклюзивным посредником, мягко скажем, огорчает: завышенные, нерыночные ставки, непрозрачные наценки, дополнительные и зачастую ненужные пакетные предложения с дорогостоящей логистикой и лишними аудитами. Цивилизованный рынок перестает быть таковым.
Но надо помнить и про ситуацию, при которой производственные компании вынуждены привлекать агентства для того, чтобы обойти закон о лимите в 5% от оборота для продвижения продуктов в сети. Проблема не в том, что это небольшой лимит, а в том, что при средней стоимости промопериода и крупных маркетинговых планах данный процент является непроходным для активно развивающихся компаний.
Несмотря на эти моменты, я уверена, что рынок посреднических услуг в области букинга может и должен быть более широким и прозрачным. И прежде всего на это могут повлиять сами сети».
Дмитрий Леонов, бизнес-консультант, тренер, заместитель Председателя Правления Руспродсоюза, автор серии книг и тренингов «Практикум поставщика»
«Отдел маркетинга торговой сети в конце года создает план по количеству и глубине скидок по каждой категории и архетипу и передает этот план в коммерческий отдел. В зависимости от того, какую глубину скидки поставщик дает ритейлеру, последний предложит соответствующий пакет размещений (например, механику «товар у кассира», дополнительная выкладка на паллетах, коммуникации через листовки или билборды).
Согласно поправкам к ФЗ №381, торговая сеть обязана перенести всю рублевую скидку, полученную от поставщика, к покупателям. Не переданная скидка суммируется в ретроспективный бонус, который, согласно закону, ограничен цифрой 5% (для продуктов питания). Если поставщик оплачивает услуги агентства, эта сумма не включается в пятипроцентный ретроспективный бонус.
Если торговая сеть ограничивает поставщика узким выбором агентств, этот вопрос решает ФАС .
Также проведение акций и выбор агентств регулирует Кодекс добросовестных практик (статьи 17 и 18). Если вы наблюдаете ситуацию, противоречащую данному Кодексу, вы можете обратиться ко мне с вашим кейсом, предварительно сформулировав расхождение с Кодексом».
Юлия Планкина, Client Service & Development Director, ITM Group
«Показатель успешности любой промоакции — это рост продаж. Если он есть, то условия организации промо в аспекте взаимоотношений с сетью или агентством-посредником — это оргмомент, который просто должен быть спланирован и просчитан.
В таком случае расходы на организацию промо (в том числе букинг) можно рассматривать как инвестиции — и в продвижение продукта, и в отношения с торговой сетью.
Для выстраивания отношений с торговыми сетями могут применяться самые разные инструменты, но профессионально ими владеют именно трейд-маркетинговые агентства. Поэтому участие агентства в организации промоакций важно и полезно. Конечно, при условии, что список посредников ограничен надежными исполнителями, способными контролировать результат как для клиента, так и для самой сети».
Дмитрий Ульянов, Quickmen
«С какими бы схемами букинга ни имел дело поставщик, важно понимать, что промоакции и дополнительная выкладка — это инструмент роста продаж, и его надо правильно использовать. В том числе необходимо осуществлять проверку надежности поставщиков на этапе их включения в пул контрагентов, а также следить за результатами их деятельности.
На практике часто складывается ситуация, когда договоренность с сетью по предоставлению места на полке и в зале не соблюдается. При четком красивом плане на бумаге реализация промоактивности хромает и выполняется лишь в 60–67% торговых точек.
Чтобы отследить случаи недобросовестной организации и принять корректирующие меры, можно использовать краудсорсинг. Это современный и доступный способ контроля за исполнением договоренностей, размещением дополнительного оборудования, а также возможность контролировать работу сети и агентства».