Декоративное изображение
10 737

Поделиться

Аптечный ритейл – обзор отрасли

Объем коммерческого сектора розничного рынка ЛС России за 1 полугодие 2007 г. составил 3,8 млрд долл. США в ценах конечного потребления (2,9 млрд долл. США в оптовых ценах), что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Хочется сказать несколько слов о результатах прошедшего года на фармацевтическом рынке России. В 2006 году огромное значение приобрело ДЛО. Именно благодаря возвращению государства на фармацевтический рынок последний сделал мощный скачок. В 2006 году достигнут знаковый объем рынка. 12 миллиардов долларов – не просто уникальный показатель для России. С такими объемами российский фармацевтический рынок вошел в ТОР-10 национальных рынков во всем мире, что позволяет надеяться на соответствующее внимание западных компаний. С другой стороны, российские врачи привыкают выписывать, а пациенты – потреблять не тонны активированного угля и зеленки, а современные, инновационные препараты.

Есть и второе слово – IPO. Привлекательность российского фармацевтического рынка для зарубежных инвесторов очевидна. С одной стороны, оказывают влияние госпрограммы, так привычные для Запада, где на их долю приходится свыше 60% средств фармрынка. С другой стороны, интересен и коммерческий сегмент: растут доходы населения, растет «цивилизованная» розница, способная довести до потребителя широкий ассортимент. 2006 год открыл новые возможности. Основной вопрос 2007 года – сможем ли мы их использовать.

Объем фармрынка в 2006 г. составил 12,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году составил 36%. Основным фактором, влияющим на рост фармацевтического рынка, стало государственное финансирование закупок лекарственных средств.

Темпы роста рынка России в 2006 году самые высокие среди стран мира; это позволило России войти в ТОП-10 стран по емкости розничного рынка ГЛС. Несмотря на это, качество лекарственного потребления значительно отстает от стран Западной Европы и Северной Америки: если в этих странах потребление ЛС в среднем на одного человека в год составляет не ниже 250 долл., то в России этот показатель в 2006 году составил 59 долл.

Объем аптечного коммерческого рынка ГЛС в 2006 году составил 6,0 млрд. долл., что выше чем в 2005 году на 16%. Основным фактором роста коммерческого сегмента стал процесс перехода потребителей на более дорогостоящие препараты. Индекс цен на коммерческом сегменте рынка ГЛС составил чуть более 2%, что значительно ниже уровня инфляции в 2006 году (9,0%). Объем потребления по программе ДЛО в 2006 году составил более 2,4 млрд. долл., что выше показателя 2005 года на 74%. Основным фактором роста потребления по программе ДЛО стало увеличение средней стоимости рецепта и средней стоимости потребляемой упаковки: если в 2005 году средняя стоимость упаковки составляла 155 рублей, то в 2006 году этот показатель достиг 330 рублей.

Темпы роста сегмента парафармацевтики остаются высокими – в 2006 году этот сегмент вырос на 43%. Объем импорта ГЛС в Россию в 2006 г. составил 6,5 млрд. долл., что на 63% выше аналогичного показателя в 2005 году.

В сегменте ритейла ТОП-10 аптечных сетей занимает около 20%. Доля ТОП-10 за последние 5 лет выросла в 4 раза. Ведущими игроками по итогам 2006 года являются аптечные сети «36,6» и «Ригла». Именно эти сети показали в 2006 году самые высокие темпы роста объемов продаж, что было обусловлено как открытием новых точек, так и интенсивной покупкой уже существующих более мелких игроков рынка.

На коммерческом сегменте аптечного рынка по итогам 2006 года лидерами по продажам стали препараты «Арбидол» («ФАРМСТАНДАРТ») и «Виагра» («PFIZER»).

ОБЪЕМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

Как и в 2005 году, основным фактором, влияющим на рост фармацевтического рынка, стало государственное финансирование закупок лекарственных средств. Как следствие – второй год подряд мы наблюдаем значительный рост на уровне 36%.

Отметим, что в 2006 году дальнейшее бурное развитие получил и сегмент парафармацевтики. В 2006 г. сегмент парафармацевтики в розничных ценах вырос на 43% по сравнению с 2005 г. Объяснением данному факту может служить следующее: продолжают развиваться аптечные предприятия открытой формы торговли и фарммаркеты (доля парафармацевтической продукции в таких аптеках доходит до 60%). Да и обычные аптеки не отстают от них, ведь в данном случае «товары красоты и здоровья» являются дополнительным источником дохода аптек, а значит и дополнительной возможностью получить большую прибыль.

Можно сказать, что в настоящий момент российский фармацевтический рынок характеризуется низким уровнем платежеспособности государства и населения, малой долей лекарств, дотируемых из государственных и страховых источников финансирования (в РФ – 39%, на Западе – выше 60–70%), низкой долей госпитального сектора – 15% (по рекомендациям ВОЗ – 40%, как и было в советские времена).

Несмотря на высокие темпы роста государственного сегмента рынка и парафармацевтики, одним из наиболее емких сегментов фармацевтического рынка остается коммерческий сегмент ГЛС. Его доля в общем объеме рынка в 2006 году составила около 50%.

Емкость коммерческого рынка ГЛС в 2006 году составила чуть более 6 млрд. долл. По сравнению с 2005 годом данный сегмент вырос всего лишь на 16%.

Одной из интересных тенденций, наметившихся на рынке, является переход потребителя на более дорогие препараты. Это выражается в следующем: во-первых, меняется структура потребления (и этот фактор наиболее существенен) в пользу дорогостоящих препаратов, таким образом, можно говорить, что покупатель тратит деньги на более эффективные лекарства; во-вторых, снижается потребление в натуральном выражении, при этом в стоимостном – рынок растет; таким образом, можно говорить о том, что покупатель предпочитает потратить единовременно больше денег, чтобы купить одну большую упаковку, чем покупать несколько раз маленькую.

Ну и конечно, не стоит забывать, что на сегодняшний момент одной из причин номинального роста не только фармацевтического рынка, но и экономики России в целом можно назвать укрепление рубля – 4% из 16% роста рынка принадлежат именно этому фактору. Если средний показатель доллара по 2005 году составил 28,29 рубля, то в 2006 году в среднем доллар равнялся 27,19 рублям – снижение за год более чем на рубль.

В 2006 году в российских аптеках были представлены лекарственные препараты 997 производителей. Тенденцией последних лет является увеличение количества российских производителей, в 2006 году их количество достигло 560. Несмотря на это, в ТОП-20 попали только 2 из них.

Лидером ритейла среди производителей ГЛС является «Sanofi-Aventis», второе место принадлежит «Berlin-Chemie». Несмотря на достаточно скромный прирост стоимостного объема, данным фирмам удалось сохранить первые места в рейтинге производителей.

Благодаря тому, что в августе 2006 года «Фармстандарт» приобрел компанию «Мастерлек», которой принадлежат патенты на торговые марки известных лекарственных препаратов, его позиции на рынке значительно укрепились. Данная сделка позволила занять «Фармстандарту» 3 место в ТОП-е по итогам года вместо 7 места.

Еще одной российской компанией, присутствующей в ТОП-20, является производитель гомеопатических средств «Материя Медика Холдинг». Учитывая возрастающий интерес к данному сегменту лекарственных средств со стороны потребителя, можно прогнозировать дальнейшее увеличение доли данной компании на рынке.

Интересно, что обе российские компании, вошедшие в ТОП-20, максимальную долю прироста получили благодаря противовирусным и иммуностимулирующим препаратам «Арбидол» и «Анаферон».

Согласно данным Госкомстата, лекарственные препараты занимают 1,62% в базовой структуре потребительских расходов населения России.

Общий индекс потребительских цен в 2006 году составил 9%, при этом самый большой рост цен (13,9%) наблюдался в сфере услуг, а цены на непродовольственные товары выросли всего на 6%. Среди непроизводственных товаров одним из самых высоких был индекс цен на бензин (10,9%) . Рост цен на лекарственные препараты в 2006 году был одним из самых низких по сравнению с другими категориями товаров.

Таким образом, можно говорить, что для потребителя лекарства практически не подорожали.

Что может случиться в расстановке сил у ритейлеров? Можно ли так исхитриться, чтобы догнать и обогнать неизменных лидеров российского фармацевтического рынка – аптечную сеть «36,6»? В один момент показалось, что цель совсем близка, группа компаний «Протек», обойдя конкурентов, приобрела в дополнение к уже имеющейся в ее собственности АС «Ригла» аптечную сеть «О3», входящую в ТОП-10 аптечных сетей. Все аналитики сразу же бросились складывать обороты двух сетей, предвкушая интереснейшие результаты. И действительно получилось 355 млн долл. Наконец, воскликнули многие, от лидера отделяет всего 9%!!! Но, не тут то было. Если посмотреть комбинированную отчетность по всем поглощенным сетям и собственным аптекам «36,6», получается совсем другая картина. Отставание объединенных показателей «Ригла»+«О3» от «36,6» находится на уровне 40%.

Что будет дальше? Сложно представить, что может остановить развитие аптечных сетей. Как и раньше аптечные сети в большей степени будут развиваться за счет поглощения других сетей. Тенденции 2006 года говорят именно об этом. Так, «36,6» в 2006 году выросла на 393 аптеки, 41 из которых были новыми, а 352 приобретенными.

Так совокупная доля первых 10 аптечных сетей России составила в 2006 году около 20% (для сравнения, в 2003 – всего 65%). По прогнозам DSM Group, к 2010 году этот показатель составит порядка 60%.

Что можно купить? Это наиболее часто задаваемый вопрос. Он интересует не только представителей АС, но и инвестиционные компании. Не секрет, что при покупке аптечных сетей в первую очередь интересует не аптека как таковая и не ее бренд. Покупается место продаж, а, как известно, хорошее место свободным не бывает. Одна за другой будут приобретаться небольшие региональные сети. Главным ожиданием 2007 и будущих годов будут продажи крупных сетей. Скорее всего, это будут государственные сети, которых только в ТОП-20 насчитывается 5. Основными претендентами на их покупку, как и прежде, будут «36,6» и «Ригла». Возможно, что кто-то еще попробует вмешаться в их спор, даже может быть и иностранные компании, но это маловероятно. Так как крупных западных игроков интересуют прежде всего сети с наибольшим региональным охватом и высокой рыночной стоимостью. Размениваться по мелочам они не привыкли. Такой шанс в виде «О3» у них был в 2006 году, но они его упустили.

Конкуренция или синергизм? Конкурируют между собой брендовые АС? Вопрос интересный. Интуитивно все говорят, что они конкурируют. Интуиция хорошее дело, но мы решили проверить эту гипотезу и провели исследование, посвященное данному вопросу. Что в сухом остатке? ТОП-10 аптечных сетей представлен в 42 регионах. А «36,6» и «Ригла» (+«О3») входят в региональные ТОП-5 только в 14 регионах. Нередки случаи, когда аптеки располагаются в одном здании и такое расположение не мешает им спокойно работать. Настоящая битва за покупателя начнется, когда концентрация лидирующих АС превысит 60%.

Рейтинг АС по обороту в 2006 г.

Рейтинг   

Аптечные сети       

Количество точек продаж

Оборот в 2006 г., млн. $

Прирост оборота по сравнению с 2005 г., %

1

Аптеки 36,6                    

838

385

94

2

Ригла                          

490               

247

129

3

Мособлфармация                 

496

186

-

4

Фармакор                       

195               

140               

22

5

Имплозия                       

340               

135               

50

6

Столичные аптеки               

240               

130                

-

7

ОЗ                             

144               

108

29

8

Вита                           

209                

103               

72

9

Старый лекарь                  

104               

93                

43

10

Губернские аптеки              

410               

87                 

-

11

Первая помощь                  

114               

82                 

44

12

Доктор Столетов                

247                

75               

28

13

Натурпродукт                   

180               

70                

17

14

Биотэк                         

350                

57               

36

15

СамсонФарма

8

56               

39

16

Классика (Челябинск)

50                 

56               

75

17

Тюмень Фармация                

198               

46                

28

18

Фармленд

128               

46                

24

19

Ноль три                       

77                

41                

71

20

Липецк Фармация                

162               

39                

18

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами