Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Алкогольный рынок России: куда приведут изменения?
40 % всего объема продаж алкогольной продукции составляют водка и ликеро-водочные изделия, и именно в этом сегменте возникают самые серьезные сложности с производством и реализацией.
Рост минимальной розничной цены и увеличение ставки акциза за последние 3 года привели к значительному удорожанию розничной цены на водку. В 2011 и 2012 годах 0,5 литра водки стоили минимум 98 и 125 рублей, соответственно, в 2013 году – 170 рублей, в 2014 минимальная цена стала 199 рублей, а с августа 2014 будет 220 рублей. Реакцией на такое повышение цен стало падение легального рынка крепкого алкоголя уже в 2013 году.
Шаламов С. В.
Гендиректор ООО «ИнтерПроектСервис» – эксклюзивный импортёр баварской пивоварни «Ayinger»
На рынке нелегальной продукции ситуация обратная. По данным Союза производителей алкогольной продукции объем нелегального рынка на сегодняшний день превысил 50% от общей структуры рынка. Кроме того, несбалансированность акцизной политики со странами участниками Таможенного союза создает условия для контрафактного ввоза в Россию алкоголя из Казахстана, Украины и других стран.
Российский винный сегмент чувствует себя несколько спокойнее и увереннее. С недавнего времени вино считается сельскохозяйственным продуктом (постановление «О внесении изменений в перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую переработку, которую осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители»), но не перестало быть алкогольной продукцией. Так что виноделов теперь контролируют и Минсельхоз, и Росалкогольрегулирование. Сами же виноделы тем временем активно объединяются в региональные и профессиональные сообщества и стараются лоббировать свои интересы уже в обоих ведомствах.
У пивоваров в связи с изменениями ситуация не простая, несмотря на стабильный спрос. Ужесточение законодательства, по которому пиво стало считаться алкогольной продукцией (федеральный закон № 171-ФЗ), позволяет применять к нему такие же жесткие меры, что и к водочным продуктам. «Применяя к пиву те же законы, что и к водочной продукции, мы получили кольчугу, которая придавливает отрасль к земле. В прошлом году мы потеряли, к примеру, заводы «Эфес» в Москве и Ростовской области – большие производства-налогоплательщики и создатели рабочих мест, выпускающие достойную продукцию. Спад производства пива за последние 5 лет составил почти 25 %. Выход я вижу только в создании специализированного законодательства для каждого сегмента рынка», – высказал свое мнение Кирилл Болматов, директор по корпоративным отношениям ООО «Объединенные Пивоварни Хайнекен».
Изменения на алкогольном рынке не являются конечными. Вполне вероятны такие нововведения как ужесточение требований по хранению алкоголя в магазинах, введение ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта) в розничных точках. «В 2009 году уже была попытка введения ЕГАИС для оптовой продажи, впоследствии отмененная. Сейчас появляется та же инициатива, чтобы контролировать и иметь прозрачный учет этилового спирта на легальных производствах, которые, по моему мнению, подотчетны до предела. При этом вся продукции из стран таможенного союза не попадает в систему учета ЕГАИС, то есть огромный объем полулегальной продукции останется неучтенным. Я считаю, что вводить ЕГАИС необходимо только тогда, когда та же система будет работать во всех странах участниках Таможенного союза, иначе это будут препятствия только для российского производителя, что вряд ли сделает нашу отрасль конкурентоспособной», – отметила в своем выступлении Анна Галимова,председатель Алкогольной ассоциации Татарстана, член Совета директоров ОАО «Татспиртпром».
Реакцию потребителей на изменения можно оценить только анализируя легальные каналы продаж. В них отмечается две основные тенденции в изменении покупательского спроса: пусть и не значительное увеличение потребления вин и повышение спроса на крепкие сорта слабоалкогольных напитков и пива (1% в относительном выражении в целом по России). В остальном же характеристики потребления алкогольной продукции 2013 года мало отличается от 2012 – уменьшение на 1% доли водки и ликеро-водочных изделий и повышение доли пива и слабоалкогольных напитков на 2% в относительном выражении в структуре рынка. Рынок России, по мнению экспертов, с точки зрения употребления алкоголя вообще отличается неоднородностью и в нем присутствуют серьезные различия в зависимости от региона. Например, Центральный и Дальневосточный округа лидируют по потреблению вин, а в Уральском и Приволжском округах потребление вина ниже, чем в среднем по России. Хотя по потреблению пива те же Уральский и Приволжские округа являются перспективными и емкими. «По данным Росстата мы пока не видим влияния роста акцизов на количество потребления населением легальной алкогольной продукции. Констатируется связь потребления с ростом благосостояния и кризисными экономическими явлениями (когда потребляют больше или меньше, соответственно). Возможно предстоит еще выяснить влияние мер регулирования на употребление алкоголя», – рассказал Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий Лабораторией экономико-социологических исследований.
Цели проводимой государством политики ужесточения контроля за рынком алкоголя понятны, они полностью соответствуют курсу, направленному на снижение алкоголизации населения и повышения уровня здоровья нации. «Для поставленной государством цели необходим комплекс мер, как показывает опыт европейских стран. Акциз не является главным инструментом регулирование рынка и злоупотребление им может привести к негативным последствиям как для развития цивилизованного бизнеса, так и для здоровья нации. Сегодня надо сказать «стоп» росту и заморозить текущий уровень акцизов для всех видов алкогольной продукции», – выступил Сергей Черненко, заместитель генерального директора Комитета производителей алкогольной продукции.
Большинство участников форума высказали мнение, что контроль и внимание государства в первую очередь касается легальных производителей и продавцов алкогольной продукции. Нелегальный же рынок, по их мнению, контролируется государством слабо и неэффективно, хотя требует максимальных усилий, учитывая его рост и распространение.
Делать конкретные и далеко идущие выводы о том, что ждет российский алкогольный кластер в условиях такого жесткого регулирования сложно. Очевидно, что на сегодняшний день преобладание запретительных мер усложняет развитие и цивилизованную конкуренцию на рынке легальных производителей и поставщиков алкогольной продукции.
Ирина Баскакова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?