Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Алкогольная и табачная отрасли: год страха, тревог и разочарований
Главным событием на алкогольном рынке, безусловно, стало массовое перелицензирование практически всех предприятий отрасли – от водочных гигантов до мелких оптовиков. Вышло так, что свыше 80% компаний на алкогольном рынке получили свои пятилетние лицензии в первой половине 2006 года, после принятия очередных поправок в федеральный закон «О госрегулировании алкогольного рынка». И вот срок действия этих лицензий истек. Еще пару лет назад это не стало бы проблемой ни для кого: выдача и продление алкогольных лицензий находились в руках ФНС. По воспоминаниям участников рынка, налоговики не слишком придирались к соблюдению соискателями лицензий разного рода технических требований, а за небольшую дружескую мзду были готовы закрыть глаза и на нарушения, не заметить которые было никак нельзя.
Но все изменилось в 2010 году, когда полновесным игроком на рынке стало Росалкогольрегулирование (РАР), в ведение которого от ФНС перешли функции по лицензированию участников рынка. Внезапно простая и не слишком обременительная процедура перелицензирования обернулась для производителей и торговцев алкоголем жестким фильтром, пройти через который было суждено далеко не всем. По свидетельству участников рынка, проверяющие РАР, посланные жесткой рукой главы ведомства Игоря Чуяна, наводили панику даже на самых бывалых бизнесменов.
Главным кошмаром оптовиков и производителей стали технические требования к складам. РАР потребовало от участников рынка соблюдения всех когда-либо изданных инструкций на этот счет, и оказалось, что выполнить все требования регулятора с первого раза мало кто способен. Как следствие, около половины оптовиков и треть производителей решили даже не пробовать получить продление алкогольной лицензии и добровольно ушли со ставшего слишком жестким рынка. Лидеры сумели пройти перелицензирование без особых потерь. Единственными пострадавшими стали коньячные гиганты – московский КиН и калининградский «Альянс-1892», которые были вынуждены на несколько месяцев остановить производство из-за отсутствия лицензий.
Вторым главным событием года, последствия которого нам еще предстоит осмыслить и ощутить, стало принятие Госдумой большого правительственного пакета поправок в общеалкогольный федеральный закон. Главная борьба при подготовке поправок развернулась вокруг пунктов, приравнивающих по регулированию рынка пиво к прочему алкоголю. Имевшие собственный отраслевой закон пивовары до последнего боролись за сохранение своей вольницы. Пивная индустрия, представленная в России крупнейшими мировыми транснациональными корпорациями, очень не хотела попасть в лапы Росалкогольрегулирования. По рынку ходили слухи о пивных лоббистах, уговаривающих всех причастных к подготовке закона чиновников не принимать пивные поправки.
Однако в итоге стараниями РАР и главного алкогольного депутата Госдумы Виктора Звагельского буквально все антипивные инициативы были одобрены и приняты. В результате пивовары потеряли многое: в 2012 году будет запрещена большая часть рекламы пива, в том числе и по телевизору, с 2013 года пиво исчезнет из ларьков, им нельзя будет торговать ночью. А самое главное, теперь пивовары знают: и к ним могут прийти проверяющие Чуяна, о нравах которых ходит столько слухов по рынку. Ну а любителям пива теперь придется потреблять любимый напиток только в строго отведенных местах: за распитие в общественном месте штрафы подняли до уровня, способного заинтересовать неподкупных сотрудников полиции.
Российским виноделам 2011 год запомнится скорее всего как год несбывшихся надежд. Начинающая подниматься с колен после вырубки виноградников в 80-х годах отрасль надеялась на поддержку со стороны президента Дмитрия Медведева. Виноделам удалось даже представить президенту челобитную с просьбой передать часть функций по регулированию отрасли от РАР к Минсельхозу и пообещать, что в случае господдержки Кубань волшебным образом превратится в Бордо и Бургундию в одном флаконе. Президенту идея понравилась и он попросил изучить данный вопрос первого вице-премьера Виктора Зубкова, курирующего в правительстве в том числе и алкогольные вопросы. Ответа виноделы ждут до сих пор. А президент, на которого возлагались такие надежды, засобирался на выход из Кремля.
Наверняка захотят вычеркнуть прошедший год из памяти и руководители некоторых компаний. Для лидера водочного рынка – «Русского алкоголя» (принадлежит группе CEDC) – год сложился хуже не придумаешь. О том, что в компании происходит что-то не то, на рынке заговорили еще в 2010 году. Компания плохо отчиталась за третий квартал того года, но смогла при этом сослаться на аномальную жару, в которую люди не хотели пить водку. Но это, как оказалось, были только цветочки. В марте CEDC опубликовала шокирующую годовую отчетность, продемонстрировав рынку многомиллионный убыток, что спровоцировало обвал акций на бирже NASDAQ. Капитализация компании снизилась на бирже в восемь раз. На этом проблемы CEDC не закончились. Во второй половине 2011 года отошедшие от шока инвесторы стали подавать иски к топ-менеджерам компании, обвиняя их в сокрытии негативной информации в конце 2010 – начале 2011 года. Теперь топ-менеджеров ждет суд и, возможно, американская тюрьма.
Плохо начался год и для главной российской алкогольной компании за рубежом – «Русского стандарта» Рустама Тарико. Сначала г-н Тарико неудачно пытался купить украинский Nemiroff. СМИ несколько раз успели даже написать, что стороны ударили по рукам, однако в итоге владельцы украинской компании разругались между собой и сделка сорвалась. Затем от г-на Тарико ушел давний партнер – William Grant & Sons, решивший доверить продажи своих напитков в России кому-нибудь другому («Синергии»). Казалось, «Русский стандарт» попал в черную полосу. Мало кто удивился, когда было объявлено, что г-н Тарико планирует передать дистрибуцию своего портфеля в России близкой к государству компании ВЕДК. Было похоже, что бизнесмен решил окончательно махнуть рукой на Россию, сосредоточившись на работе за границей.
Однако вторая половина года перекрыла для «Русского стандарта» все минусы первой. Компания быстро нашла замену William Grant, сманив у «Лудинга» его старого партнера Whyte and Mackay. Ближе к зиме не испытывающий проблем с наличностью г-н Тарико ринулся на рынок M&A, купив недорогой, но престижный итальянский дом Gancia, полтора века выпускающий столь любимые в России сладкие игристые вина. Затем бизнесмен сделал заманчивое предложение о покупке крупнейшей доли в идущей к финансовому дну CEDC. Очевидно, что потенциальное приобретение владельца «Зеленой марки» и «Журавлей» ясно дает понять рынку, что г-н Тарико пока из России никуда не собирается.
На фоне проблем «Русского алкоголя», сопровождавшихся заметным спадом объемов производства и сокращением доли рынка по ведущим маркам, к многолетнему лидеру незаметно подобралась тихая «Синергия». Компании сравнялись по объемам производства, но, учитывая разнонаправленные векторы развития, можно предположить, что в 2012 году именно «Синергия» станет водочной компанией номер один в России.
В табачной индустрии год также получился весьма тревожным. Минздрав, на протяжении многих десятилетий предупреждавший граждан о вреде курения, перешел от советов к реальным действиям. В августе стало известно, что ведомство Татьяны Голиковой подготовило самый жесткий в истории антитабачный закон, количество запретов в котором практически приравнивает курильщиков к морфинистам. Как и в случае с пивом, транснациональные табачные компании не стали сидеть, безучастно взирая на это, и подключили к процессу весь свой лоббистский потенциал. Очевидно, что основные бои на этом фронте развернутся уже после президентских выборов и их итоги вряд ли возможно предсказать.
Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.