Декоративное изображение
13 693

Поделиться

Актуальные тренды безопасности в ритейле

Службу безопасности обычно считают самой консервативной в компании, но и она вынуждена меняться вместе с ритейлом и под давлением новых технологий. То, как один сотрудник службы безопасности может обслуживать 80 магазинов, как ювелирные сети отказываются от охраны, а СБ берет на вооружение дроны и многие другие интересные тенденции и подходы обсудили руководители служб безопасности компаний «Адамас», «Ашан», Redmond, Levi’s, Hoff, Pandora, «Дикси» и «М.Видео-Эльдорадо» на конференции Imperator-Forum.

Фото: vectorfusionart/shutterstock

Фото: vectorfusionart/shutterstock

Физическая охрана магазина уже не нужна

Фото: Imperator-Forum

Александр Краснопольский, директор департамента безопасности компании «Адамас»

В ближайшие годы рынок будет быстро и существенно переходить в цифру. Техническое развитие достигло такого уровня, что ритейл может жить без охранников.

Сеть «Адамас» полтора года назад полностью отказалась от физической охраны магазинов, несмотря на то что это ювелирка, и экономический эффект был очень значительным.

Я понял, что раньше мы просто платили за спокойствие продавцов, никакой пользы от того, что охранник находился в магазине, не было. Заменили охранников мощными системами технических средств охраны, в том числе и умным видеонаблюдением. После этого количество мелких краж в сети сократилось примерно в 5 раз. Люди приходили, проводили доразведку, оценивали вероятные последствия от совершения преступления, и, увидев, что магазин полностью оборудован техникой, разворачивались и уходили в другие магазины. Мы много раз наблюдали, как они приходят и смотрят в камеры. А тех, кто все-таки пытался что-то вынести, быстро выявляли, благодаря функции распознавания лиц, и помогали поймать. Примерно 2/3 преступлений раскрывалось по горячим следам. Технологии – это очень эффективно.

Современная служба безопасности должна рассматриваться как риск-менеджмент, быть встроенной во все бизнес-процессы компании, тогда она сможет стать драйвером развития.

Сейчас риск-менеджмент выходит на первый план, ведь потери приносят не только мошенничество и воровство, но отсутствие взаимодействия между подразделениями компании. Бывает, что из-за несогласованности в офисе потери даже больше, чем от воров в магазинах.

Промоакция может стать лазейкой для масштабного мошенничества

Фото: Imperator-Forum

Иван Бируля, руководитель департамента корпоративной безопасности компании Redmond

Пандемия дала толчок к развитию онлайн-продаж, обостряется конкурентная борьба за клиента, в связи с этим бизнес начинает все больше креативить, запускать новые промоактивности и создавать онлайн-механизмы. Обычно в них задействованы отделы маркетинга, продаж, развития, и никто не спрашивает службу безопасности. Главное – быстрее придумать и запустить. Потом выясняется, что эта акция могла стать лазейкой для масштабного мошенничества, но никто об этом не подумал.

Тогда вспоминают, а где у нас была служба безопасности? А, да мы просто забыли ее подключить к обсуждению новых активностей. Конечно, это не задача продажников – думать о том, какие уязвимости есть в маркетинговых акциях: больше всего о мошенничестве знает СБ, и необходимо с ней консультироваться.

После нехорошего прецедента нашу СБ включили в маркетинговый комитет, теперь мы также участвуем, консультируем, помогаем советом. Не всегда бизнес доволен, потому что служба безопасности – это контроль и ограничения, а бизнес – это риск и движение вперед, приходится выбирать тонкую грань, чтобы и бизнес был доволен, и соблюдены меры, препятствующие онлайн-мошенничеству.

Думаю, это главный тренд ближайшего будущего: служба безопасности переходит от контроля к бизнес-партнерству.

Служба безопасности Redmond работает по сервисной модели, предоставляя услуги внутреннему заказчику, поэтому мы проявляем к бизнесу наибольшую лояльность.

Считаю, что СБ может быть драйвером развития компании. Например, у нас есть флагманский продукт – робот-пылесос, так вот одну из функций этого робота придумала наша служба на маркетинговом комитете.

Мы предложили внедрить обработку пола антисептиком, продажники сказали, что это – супефункция, уточнили у производства технические возможности, те одобрили, и теперь пылесосы уже введены в продажу.

Потрет безопасника в ритейле будет меняться, все больше нужен человек с техническими и цифровыми знаниями, потому что бизнес переходит в цифру. Даже на уровне охранников нужны люди с нормальными цифровыми навыками. Работа современного безопасника связана с аналитикой, изучением внешних источников, пониманием механизмов киберпреступности. В цифре уже есть очень интересные кейсы, которые заставляют по-новому смотреть на задачи службы безопасности.

Линейный персонал отвечает за обеспечение безопасности магазина

Фото: Imperator-Forum

Михаил Черемисинов, региональный руководитель по безопасности и защите интеллектуальной собственности, Россия, СНГ, Турция компании Levi Straus&Co

В сфере безопасности компания Levi’s сама формирует тренды. Несколько лет назад была проведена реструктуризация, и одно из главных изменений – возложение ответственности за обеспечение безопасности магазина на линейных сотрудников. Об этом мечтают многие крупные ритейлеры, потому что охрана борется с внешними ворами, и не замечает внутреннего мошенничества. Теперь у нас за все отвечает персонал магазина.

С моей стороны им оказывается полный спектр услуг, прежде всего тренинги и консультации по разным вопросам. Поясню, что я работаю один, а в сети примерно 80 магазинов. И так – во всем мире.

Компания сократила штат службы безопасности во всех странах сначала до 15, потом прошла очередная трансформация, и нас осталось только 7 человек. Причем пятеро находятся в США.

Предполагается, что функция изменится не вертикально, а горизонтально: обязанности будут выходить за региональный, страновой и даже материковый уровень, каждый будет отвечать за функции, которые у него получаются лучше всего, и решать эти вопросы в разных странах. Пока это проект, который находится на стадии реализации.

Еще один тренд – компания Levi’s пошла по пути объединения направлений службы безопасности, например, я занимаюсь не только предотвращением потерь, но и защитой интеллектуальной собственности, и это примерно 40% моего рабочего времени.

Дроны для инвентаризации

Фото: Imperator-Forum

Евгений Базыкин экс-руководитель контрольно-ревизионного управления ГК «Дикси»

Несколько лет назад в компании «Дикси» поняли, что надо развивать свою модель, основанную на анализе большого массива данных в области управления рисками. С помощью штатных аналитиков была создана ИТ-платформа, которая работает до сих пор. Платформа дает возможность любому отделу офиса – службам безопасности, коммерции, операционному управлению и прочим еженедельно получать свежие данные о текущем статусе всех магазинов сети, в том числе ситуацию по HR, операциям и потерям.

Вся показатели оценивались в баллах по определенным критериям: отклонения по нормам оборачиваемости, нарушению регламентов, кассовым операциям, потерям и прочее. Если в каком-то магазине замечены завышенные отклонения, можно не дожидаться инвентаризации, а заранее им заняться. В программе можно смотреть динамику показателей от недели к неделе. Плюс такой платформы в том, что аналитику не приходится отдавать на аутсорс, данные остаются внутри компании и с ними работает собственный персонал.

Еще один пилот – нам удалось провести на РЦ автоматизированную инвентаризацию с помощью дронов. Один сотрудник может управлять несколькими дронами. Это позволяет в 4 раза быстрее сканировать товары, точность составляет 99%. Еще один плюс – на время инвентаризации не приходится останавливать работу склада, Все этом дало возможность существенно снизить издержки на распределительных центрах компании.

Цифровизация безопасности

Фото: Imperator-Forum

Александр Яковлев, операционный директор по безопасности группы «М.Видео-Эльдорадо»

Необходимость трансформации службы безопасности стала очевидной еще несколько лет назад. Но вопрос – во что трансформироваться?

Мы глубоко верим в то, что профессия классического безопасника в ближайшее время либо сильно сожмется, либо умрет. Традиционные подходы к безопасности уже не работают из-за человеческих ограничений. В ритейле необходимо работать с большими данными, но человек физически может отследить одновременно всего лишь 2–4 операции, а через СБ проходят сотни и тысячи транзакций в день. Нужны инструменты агрегирования этой информации, чтобы на основе аналитики принимать решения.

И здесь мы двигаемся от инцидентного подхода в безопасности к управлению рисками – агрегация, работа с большими данными, аналитика.  

Развиваясь в этом направлении, служба безопасности «М.Видео-Эльдорадо» запустила несколько проектов, один из которых – собственная ИТ-платформа безопасности, которая показала эффективные результаты. В 2020 году изменен профиль управленцев, оцифрованы все процессы, внедрен сервисный подход, и сейчас мы движемся в сторону риск-ориентированности.

Управленцы должны принимать решения только на основе того, что считаемо, вычисляемо и сравнимо, поэтому надо внедрять то, что можно измерить, вычищать все лишнее, не поддающееся оцифровке, и от этого строить стратегию. Мы проходим этот путь, при этом все пилоты оцениваем с точки зрения эффективности для бизнеса.

Фото: Imperator-Forum

Тарас Кравчук, руководитель по информационной безопасности сети «Ашан»

Трансформация службы безопасности – один из главных проектов нашей сети.

Мы вошли в 2021 год, сократив внутреннюю службу в 3 раза. Функции линейного персонала передали на аутсорсинг. Такая оптимизация позволила сэкономить сотни миллионов рублей.

Встал вопрос – как контролировать работу подрядчика на местах.

Пошли по пути цифровизации: объединили на ИТ-платформе все коммерческие данные компании – товарооборот, количество клиентов, маржу, расходы, и показатели службы безопасности – количество задержаний, суммы потерь и т.п. Платформа позволяет автоматически выдавать заключения о том, что происходит в каждом магазине.

Думаю, мы уже близки к тому, чтобы с помощью формул выявлять причины появления потерь и давать региональным руководителям СБ более точные указания.

Сейчас находимся на стадии реализации этого проекта. База огромная – 100 классических магазинов и 200 гипермаркетов, обрабатывать данные непросто, не все готовы пользоваться таким инструментом, но постепенно движемся, и внедрение дает хорошие результаты.

Сергей Мукан, старший вице-президент по оптимизации рисков ювелирной сети Pandora

Фото: Imperator-Forum

Все хотят инноваций, но не у всех компаний есть на это финансовые возможности. Небольшие компании ограничены в выборе, в этом – главная разница между крупным и средним ритейлом. Чтобы что-то внедрить, нам приходится много раз защищать проект перед собственниками, даже если необходимость внедрения очевидна. Поэтому приходится выбрать самые насущные потребности. Машинное зрение – это классно, но мы сейчас занимаемся более доступными задачами, например, изменением процессов инвентаризации. Тем не менее, сегодня многие технологии становятся доступнее, и пилотные проекты могут обходиться меньшими бюджетами.

Фото: Imperator-Forum

Андрей Гадицкий, руководитель отдела предотвращения потерь сети Hoff

Сейчас сотрудник службы безопасности – это уже не контролер, а бизнес-партнер, который работает на развитие и достижение целей компании. Общие тенденции – переход в цифру, снижение затрат на физическую охрану. В настоящее время на охрану наших магазинов приходится примерно 95% затрат службы безопасности. Сейчас достигнуты соглашения с руководством компании об инвестициях в автоматизированные системы. Надеюсь, за счет автоматизации удастся существенно снизить финансовую нагрузку.

Валерия Миронова, Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами