Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
8 вопросов ритейлера при выборе систем хранения данных
Когда возникает необходимость покупки системы хранения данных (СХД), перед ритейлером встает непростой выбор: СХД бывают разных типов и видов, имеют разную специфику, доступность и производительность, а соответственно – и цену. На что ориентироваться, кого слушать, какие нюансы учесть? Директор по технологиям Hitachi Vantara в России и странах СНГ Алексей Никифоров выделил 7 основных вопросов, которые должен задать себе ритейлер при выборе СХД.
1. Зачем компании нужна новая система хранения данных?
Зачем нужна СХД – ключевой вопрос проекта. Покупка СХД, как правило, вызвана одной из двух причин – запуск нового проекта либо развитие уже существующей инфраструктуры.
«Взрывной рост объема данных может быть вызван новым проектом – например, внедрением ИТ-платформы, аналитической отчетности, запуском нового формата или созданием нового подразделения, – рассказывает Алексей Никифоров. – Но есть и органический рост, когда текущие системы накапливают данные и нуждаются в постепенном расширении. В некоторых компаниях работают ИТ-инфраструктурщики, мыслящие категориями оптимизации ИТ-системы, внедрения новых модулей, дополнительных возможностей, функций и идей, программного обеспечения, которое позволит повысить финансовые показатели или сократить потери. Эти возрастающие требования к хранилищу и выливаются в покупку СХД. Но взрывного роста данных такие процессы не вызывают».
Итак, определяем главные задачи покупки СХД – внедрить новое или расширить и оптимизировать старое.
2. На что ориентироваться при выборе системы хранения данных?
В первую очередь надо ориентироваться на стратегию развития и бизнес-цели компании.
В соответствии с общей стратегией и требованиями бизнеса выстраивается ИТ-стратегия.
«Надо представлять потенциально верхний уровень роста, понимать, куда хочет двигаться компания, на каких сервисах и мощностях будет развиваться ИТ-инфраструктура, – поясняет Алексей Никифоров. – Должен быть определен четкий путь. Потом он может меняться, но общий вектор необходимо задавать сразу».
От стратегии компании зависит сайзинг системы – подбор оптимальной конфигурации и производительности с учетом роста бизнеса.
3. Какие данные планируется хранить?
На выбор СХД влияют тип и объем данных. Данные бывают неструктурированные и структурированные.
Неструктурированные – это данные, требующие обработки, – например, видеозаписи, фотографии, чертежи, схемы, архивы переписки по электронной почте, накладные, чеки и т.д.
Структурированные – базы, таблицы, вычисления и прочие аналогичные упорядоченные массивы.
В зависимости от типа хранимых данных и подбирается решение: «Например, под неструктурированные данные подойдет СХД объектного класса, где записи хранятся в виде объектов, – говорит Алексей Никифоров. – Либо можно использовать хранилища типа Hadoop (набор утилит, библиотек и фреймворк для разработки и выполнения распределенных программ), в которых можно не только хранить, но и обрабатывать большие данные. Это уже хранительно-распределительно-вычислительные системы. Возможно, под тип данных, которые планирует хранить ритейлер, нужна вовсе не СХД. Понимая, какой тип данных предполагается хранить, вендор сможет предложить оптимальное решение».
Фото: GettyImages
4. Как составить требования к доступности, отказоустойчивости и производительности СХД?
На требования к СХД влияет масштаб компании. Важно знать, сколько предполагается пользователей, сколько магазинов будет подключено, насколько критичен простой в передаче данных. Как правило, крупным розничным сетям, оперирующим большим массивом ценных данных, которые необходимо хранить качественно и в полном объеме, требуются емкие и мощные решения класса Enterprise.
«В ритейле обычно нужна высокая доступность данных, – комментирует Алексей Никифоров. – Как правило, заказчик СХД смотрит на количество девяток доступности и максимальный процент выхода носителей из строя без потери информации, то есть ориентируется на то, какие потери может пережить СХД. Все вендоры уже предлагают по два блока питания, задублированный контроллер, отсутствие единой точки отказа. Но в Hitachi Vantara пошли дальше – степень отказоустойчивости некоторых классов СХД составляет 3 из 4, то есть из 4 контроллеров 3 могут выйти из строя – и система будет продолжать полноценно работать. Если необходима высокая доступность и отказоустойчивость в рамках ЦОДа, то на второй ЦОД закладываются решения репликации данных сервера. Все это учитывается при проектировании ресурсов СХД».
Но небольшим компаниям – например, нишевым производителям, локальным ритейлерам – такие масштабные и распределенные системы не нужны. Для них простой системы, длящийся три – пять часов, некритичен: данные о транзакциях все равно будут фиксироваться на онлайн-кассах, просто какое-то время не будут передаваться в CRM компании. Существенно на процессы малого бизнеса такие простои не повлияют. Поэтому решение рассчитывается на невысокий уровень критичности. Такое решение будет дешевле, чем решение с минимальным простоем, измеряемым секундами.
Высокая производительность тоже нужна не всем. Чтобы правильно рассчитать и спрогнозировать нагрузку, лучше обратиться к интегратору.
5. Как выбрать класс оборудования?
Оборудование зависит от требований к надежности и доступности, а также от функциональных свойств решения. Как пояснил Алексей Никифоров, нишевое «железо», которое вполне справляется с нагрузкой небольшого магазина, не способно выполнить задачи большой компании, имеющей два ЦОДа с высокой производительностью, нагрузкой и репликацией. Высокопроизводительная СХД просто не будет работать на недорогом сервере. Решения enterprise-класса отличаются от бюджетных и нишевых решений тем, что в них заложены все необходимые технологии, обеспечивающие высокую отказоустойчивость и доступность. Правильный сайзинг СХД позволит не только определить класс и количество устройств для хранения данных, но и решить, будет ли это одна мощная станция или несколько серверов.
Фото: GettyImages
6. Что лучше – один дорогой сервер или двадцать бюджетных?
«Ритейлеры любят дискуссии о том, что лучше – купить одну дорогую железку или много дешевых и в сумме обеспечить примерно те же самые мощности, – рассказывает Алексей Никифоров. – С точки зрения отдела закупок кажется логичнее закупить двадцать маленьких, цена которых будет существенно ниже, чем одной большой. Но мало кто думает о том, что если эти устройства начнут по очереди ломаться, как это нередко и происходит, то возникнут большие проблемы со всем остальным объемом информации, придется быстро искать, где вылетело, и оперативно устранять сбой. Это как плыть в дырявой лодке – постоянно приходится затыкать большое число дырок».
Например, если устройство имеет два контроллера, но при этом обладает низкой процессорной мощностью и слабыми возможностями отказоустойчивости, то в обычном режиме оно сможет работать и поддерживать стандартные процессы, но стоит дать большую нагрузку – и все посыпется. А ведь сервис рассчитан на использование двадцати устройств одновременно, и если два из них отвалились – кусок данных окажется недоступным. Чтобы починить или заменить, нужно будет найти именно две недоступные. В итоге такое решение оказывается нерабочим. ИТ-директор сдвигает его на другие задачи и закупает новое железо. Поэтому специалисты Hitachi Vantara рекомендуют покупать одно дорогое надежное устройство.
7. Какие компетенции потребуются от сотрудников для работы с СХД и смогут ли справиться с системой работники в удаленных регионах?
За последние годы произошла значительная консьюмеризация ИТ-систем, поэтому пользователям уже необязательно быть суперспециалистами. Даже администратору достаточно уметь выделять дисковое пространство в СХД и использовать по назначению. Работа с системой значительно упрощается, если она обслуживается вендором и имеет весь необходимый функционал. Высокопроизводительное оборудование enterprise-класса обладает набором инструментов, позволяющих решать сложные задачи и диагностировать состояние системы. При работе с недорогим железом важность компетенции пользователей возрастает, так как в нем нет инструментов, позволяющих понять, что сломалось и что делать, чтобы система заработала. География расположения установок значения не имеет.
8. Какие решения вендоров могут в большей степени подойти ритейлерам?
Под любые задачи ритейлера подойдет классическая блочная СХД компании Hitachi Vantara, в которой данные хранятся не файлами, а блоками, что ускоряет операции ввода и вывода информации. Блочная СХД используется для высокопроизводительных вычислений и хранения больших объемов данных. Такое решение способно обслуживать почтовые сервисы, базы данных ИТ-платформы, все имеющиеся серверы, кроме облачного. Оптимально для зрелых компаний с разветвленной инфраструктурой, ЦОДами, использующих сложный функционал.
Второй вариант – комплексное решение, представляющее собой такую связку: сервер + СХД – набор серверов с внутренними дисками. Это конвергентная инфраструктура, где разрозненные системы хранения данных и вычислительных ресурсов увязаны вместе и становятся единым решением.
Третий вариант – объектное хранилище. Это способ хранения данных без иерархии, обычно использующийся в облачной среде. «Спрос на решения объектных хранилищ сейчас активно растет практически во всех сегментах бизнеса, – объясняет Алексей Никифоров. – Такая востребованность связана с тем, что разработчики софта привыкли работать с облаками и хотят в системах предприятий видеть то же самое, что есть в облаках, – хранение в виде объектов. Такие подходы диктуют формирование инфраструктуры».
Объектные хранилища легко встраиваются в любое приложение, дают доступ к данным из любой точки, имеют высокую пропускную способность, позволяют добавлять различные функции – например, инструменты биллинга, репликацию данных в другой ЦОД и так далее. В них возможно размещение любых данных – как структурированных, так и неструктурированных. Кроме того, объектные хранилища позволяют быстро получить ИТ-ресурсы, если надо запустить новое приложение. Удобные сервисы существенно упрощают работу ИТ-подразделений и вызывают рост интереса к объектному хранилищу.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?