Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
13 706

Поделиться

5 выгод «зеленой» экономики для ритейла

Отказ от пластиковой тары, вторичная переработка, сокращение отходов и выбросов —  уже сегодня экологические вопросы прочно вошли в стратегии многих розничных компаний. И очевидно, что в ближайшие годы госрегулирование сферы обращения с отходами и упаковкой будет только ужесточаться. Чтобы обезопасить себя от возможных рисков в будущем, ритейлерам нужно прямо сейчас искать новые решения в производстве, операционной деятельности, обращении с тарой и отходами. В то же время методы безотходной экономики не только оправданы с экологической точки зрения, но и приносят бизнесу выгоды. Поговорим о некоторых из них.

5 выгод зеленой экономики для ритейла

1. Повторное использование прибыльно

Идея безотходной экономики превращает потребителя любого уровня в пользователя. Когда срок службы товара закончился, он не выбрасывается, как предписывает экономика потребления, а возвращается производителю, который на его основе, используя старые материалы, может создать новый продукт. Превращение отходов в ресурсы оказывается более выгодным как для общества, так и для бизнеса.

1. Повторное использование прибыльно

Вот пример. Компания «Нестле» спроектировала и запустила крупнейшую в Швейцарии установку по производству биогаза, которая производит экологически чистую энергию из навоза (поступает с близлежащих ферм) и использованной кофейной гущи с производств Nescafé и Nespresso.  Это электричество потребляет фабрика по производству бутилированной воды Henniez, а излишки передаются в государственную сеть. При этом переработанный навоз фермеры применяют в качестве натурального удобрения. Этот метод получения электроэнергии позволил компании сократить выбросы CO2 на 1750 тонн в год.

Другой международный гигант — компания Coca-Cola объявила, что к 2025 году намерена перейти на полностью перерабатываемую упаковку, а к 2030 — собирать и перерабатывать такой же объем отходов упаковки, сколько выпускает на рынок. А между тем компания уже уменьшила количество сырья для производства тары — снизила толщину картона, вес пластиковых заготовок и стеклянных бутылок. За 3 года это позволило сэкономить 49 тысяч тонн картона, 4 624 тонны ПЭТ-материалов,  2 658 тонн стекла.  

Опыт ряда развитых европейских стран показывает, что переход на безотходную экономику позволяет сократить выбросы парниковых газов до 70%.

2. Потребитель более лоялен к зеленым компаниям

Многочисленные исследования показывают, что самая большая группа потребителей — представители поколений Y и Z — озабочены проблемами окружающей среды настолько, что это влияет на их выбор компаний и брендов. Так, компания «Делойт» опросила более 16 тысяч миллениалов и представителей поколения Z из 42 стран мира, и оказалось, что 42% опрошенных  начали/расширили отношения с теми или иными компаниями, поскольку считают, что их продукты/услуги приносят пользу обществу и/или окружающей среде, в то время как 38% прекратили/сократили отношения с компаниями, деятельность которых, по их мнению, вызывает отрицательные последствия.

Многие ведущие мировые компании уже всерьез работают над своим устойчивым развитием. 

Так, ориентируясь на ответственных потребителей, компания Unilever формирует собственные бренды с «устойчивым развитием и повышением качества жизни». Сейчас у компании их 26, включая, например, Dove и Lipton, и, как говорится в отчете компании, они постоянно превосходят средние темпы развития Unilever. Помимо этого, компания внедряет множество инициатив по устойчивому развитию, направленных в том числе на снижение воздействия на окружающую среду и стремится уже к 2020 году получать 100% сельскохозяйственного сырья от поставщиков, которые придерживаются принципов устойчивого развития.

3. Выгодно экологии — выгодно бизнесу

Всего за несколько лет принципы безотходной экономики из тезисов научных статей превратились в предмет обсуждения топ-менеджеров крупнейших компаний. В 2018 году журнал Newsweek Vantage опросил 317 менеджеров крупных корпораций и выяснил, что все они знакомы с концепцией безотходной (круговой) экономики, 30% из них подтвердили, что у них есть «круговые» стратегии, а 75% сказали, что планируют внедрять методы безотходной экономики в бизнес-процессы компаний.

При этом опрос показал, что для внедрения экологических инициатив крупным компаниям не хватает как технологий, так и партнеров, разделяющих эко-принципы. Впрочем, сегодня уже и в России есть компании, которые предлагают В2В-услуги на основе принципов совместного и повторного использования.

Например, компания CHEP, которая предоставляет услугу пулинга паллет. Суть сервиса в том, что производители и поставщики берут в аренду необходимое им количество высококачественных паллет, но при этом сбором освободившейся тары, ее ремонтом и возвращением в оборот для повторного использования занимается компания CHEP.

3.	Выгодно экологии — выгодно бизнесу

По мнению представителей CHEP, c точки зрения устойчивого развития у концепции пулинга много преимуществ. Поддоны изготавливаются в соответствии с европейскими стандартами и российским ГОСТом 33557, а потому являются прочными и подходят для многократного применения. Совместное использование позволяет оптимизировать количество тары, циркулирующей в обороте. При этом сеть сервисных центров устроена таким образом, что паллеты не приходится транспортировать на очень большие расстояния, а это сокращает расходы на логистику и выбросы CO2. И последний, но не менее важный момент заключается в том, что CHEP производит паллеты из 100% сертифицированной древесины, полученной из ответственных источников.

Так, по оценкам CHEP, если 185 млн паллет, которые используются в обороте FMCG-сектора сегодня, компании будут арендовать на основе пулинга, это позволит снизить выбросы CO2 на 186 тысяч тонн, сохранить более 320 га лесов и уменьшить количество отходов на 15 196 тонн (расчеты глобальной сети Брамблс).

3.	Выгодно экологии — выгодно бизнесу

Но дело не только в сокращении экологического следа. Помимо снижения расходов на оплату экологических сборов такая схема работы позволяет компаниям снижать и операционные издержки.

По данным компании CHEP, взять паллеты в аренду на 17–30% дешевле, чем покупать их. Производителям не нужно держать запас паллет на складе, заниматься их хранением, инспектированием, ремонтом, возвратом от ритейлеров. Ритейлеры избавляются от необходимости собирать, сортировать паллеты, заниматься их возвратом поставщикам.

Например, такая крупная торговая сеть как «Магнит» ежедневно возвращает 35 тысяч паллет 100 контрагентам, с каждым из которых нужно вести соответствующую коммуникацию. Переход на работу с паллетами через пуллингового оператора позволяет отгружать паллеты по графику всего лишь одному партнеру. Это значительно снижает трудозатраты и гораздо эффективнее.

Сотрудничество «Магнита» и CHEP

В мае 2019 года компания «Магнит», один из крупнейших российских ритейлеров, начала пилотный проект по использованию оборотной тары CHEP на трех своих распределительных центрах. «Ежедневно мы возвращаем нашим партнерам порядка 35 тысяч паллет. Работа с таким объемом оборотной тары требует значительных трудозатрат на учет, сборку, отгрузку, коммуникации с поставщиками. Снижение этой нагрузки — одна из важных задач проекта»,  —  рассказала Евгения Паксеева, директор департамента по работе с поставщиками на Неделе российского ритейла 2019. Экологические стимулы тоже присутствуют. За 5 лет при использовании по схеме пулинга 8 млн паллет «Магнит» снизит отходы на 292 500 кг и сохранит 1688 деревьев. 

Выгоды новой схемы работы с оборотной тарой

4. Снижение налоговой нагрузки

Как известно в России производители и импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования товаров по установленным Правительством РФ нормативам утилизации. При невыполнении нормативов взимается экологический сбор. Год от года перечень товаров и упаковки, подлежащих утилизации, расширяется, а ставки экологического сбора возрастают. Более того, Минфин предлагает заменить экологический и утилизационные сборы экологическим налогом, что автоматически повлечет ужесточение ответственности за неуплату.

Новые схемы работы с тарой и упаковкой могут помочь снизить риск роста  издержек в этом направлении. Например, уже упоминавшийся пулинг позволяет не покупать паллеты, а арендовать их, снижая расходы на оборотную тару.

5. Устойчивые бизнес-процессы помогают привлекать инвесторов

Компании, которые демонстрируют приверженность «зеленой политике», могут эмитировать зеленые облигации. Полученные с их помощью средства можно направить, к примеру, на переход к использованию возобновляемых источников энергии, сокращение вредных выбросов, внедрение наилучших доступных технологий (НДТ).

Чтобы стать эмитентом зеленых облигаций, компаниям важно показать свою приверженность эко-принципам, в частности, например, работать с «экологичными» партнерами. Именно таким партнером может стать оператор пулинга CHEP, который входит в двойку ведущих компаний по индексу устойчивости Доу Джонса (DJSI) в категории коммерческих услуг и поставок.

Размещая зеленые облигации, компании получают льготы от государства в уплате налогов, компенсацию расходов на подготовку выпуска, субсидии. Плюс таким образом компании могут расширить круг инвесторов и привлечь капитал на более выгодных условиях. В России уже есть случаи выпуска таких бумаг: компания «Ресурсосбережение ХМАО» получила 1,1 млрд руб. на создание полигона для размещения и обработки твердых коммунальных отходов; по данным «Ведомостей», зеленые облигации планирует эмитировать РЖД для покупки электропоездов.

Внедрение принципов устойчивого развития — важный пункт в повестке дня всех крупных FMCG-компаний. Партнером в реализации этой повестки может стать компания CHEP: пулинг паллет — это услуга, которая позволяет не только экономить финансы и операционные ресурсы, но и снижать вредное воздействие на окружающую среду, уменьшать количество отходов и выбросов, облегчать налоговое бремя и открывать перед компанией новые бизнес-возможности.

Анастасия Агеенкова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами