Декоративное изображение
16 768

Поделиться

2015 год в ритейле: крупные сети стали еще крупнее. Экспансия в регионы и запуск новых форматов

МагнитОднако эту непростую ситуацию многие крупные ритейлеры использовали для собственного развития: чтобы нарастить долю рынка, выйти в новые регионы, обновить форматы. Так, «Магнит» открыл более 1700 новых точек, в компании Х5 Retail Group прибавилось более 1500 магазинов, в «Дикси» - около 500.  

Стали появляться новые форматы клубного ритейла – открылись первые Диксимагазины «Смартори», оптоклуб «Ряды».

В условиях снижения покупательской способности и роста цен более популярным становится формат дискаунтера. Появились новые сети: в августе компания «Челны-хлеб» запустила новую сеть «Продслава», а в декабре открылась красноярская сеть «Батон».

Быстро развиваются сети дискаунтеров нестандартных форматов. Магазин фиксированных цен Fix Price открыл более 400 магазинов и в 2016 году панирует открыть еще около 300-500. Работающая в аналогичном формате сеть «Заодно» открыла 45 магазинов.

Растут сети алкомаркетов – за 2015 год сеть  «Бристоль» открыла около 900 точек, «SPS-Холдинг (Красное & Белое)» открыл около 800 магазинов.

2015-й оказался богатым на события в ритейле. Вспомним более подробно основные события уходящего года.

M&A 

Лидером по сделкам поглощения стала компания Х5 RetailGroup. В апреле появились сообщения о приобретении Х5 магазинов торговых сетей «Наш» (24 магазина)  в Республиках Марий-Эл и Чувашии, большая часть новых магазинов будет работать под брендом «Пятерочка». Более того, в конце апреля X5 Retail Group завершила сделку по приобретению 100% акций принадлежавшего A&NN Investments Ltd АО «Спар-Ритейл» – оператора 26 магазинов, работающих под брендом SPAR.

Плодотворным для компании оказалось лето. В июне Х5 объявила об открытии в Коми порядка 20 магазинов. Чуть позже появилась информация о закрытии сделки по приобретению магазинов торговой сети «СосеДДушка» (95 магазинов) в Оренбурге и Оренбургской области. Через месяц компания приобрела 104 магазина группы компаний «Росинка» в Орловской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской областях. Магазины торговых сетей «Росинка», «Апельсин», «Сберегайка», входящие в эту группу, будут ребрендированы в торговую сеть «Пятерочка». Экспансия продолжилась и осенью - X5 Retail Group купила права аренды у владельцев помещений, где раньше размещались магазины пермской сети «Добрыня». Еще одно осеннее приобретение – помещения московской сети «Огни Столицы», которая объявила о своем выходе из бизнеса. На месте ее магазинов появятся «Перекрестки».

Лента

Расширением сети занимались и другие ритейлеры. Например, «Лента» открыла свои гипермаркеты в Челябинске, Энгельсе, Мурманске, Магнитогорске и Орле. ГК «Дикси» запустила новые супермаркеты в Центральной части России – Липецк, Орел, Тамбов.

В июне завершили слияние аптечные ритейлеры «36,6» и A.v.e. Согласно договоренности, после завершения сделки «36,6» останется головной компанией объединенной группы, но будет развивать оба бренда.

В ноябре объявили о слиянии две столичные сети по продаже косметики и товара по уходу за домом. В результате объединенная компания будет управлять сетью из 77 магазинов, торгующих под брендами «Бьюти Маркет» и «Ситимаркет», совокупная выручка которых превысит 2,7 млрд рублей.

Новые форматы

рядыВ ритейле в этом году появились новые форматы. В сентябре был дан старт сразу двум новым сетям, работающим в непривычных для России форматах: в Санкт-Петербурге открылся первый оптоклуб «Ряды». Делать покупки в оптоклубе могут как представители бизнеса (В2В сектор: кафе, рестораны, кейтеринг, отели, офисы, клининговые компании и пр.), так и физические лица. За три года в Петербурге и Москве планируется открыть 21  магазин.

В этом же месяце ООО «Столичная торговая компания», оператор сети гастрономов «Глобус Гурмэ», открыла клубный супермаркет «Смартори» в московском «К2 Бизнес-парк». Чтобы стать участником клуба и делать покупки в магазине, нужно купить карту, стоимость которой зависит от срока действия.

Кто ушел с рынка?

Но не у всех компаний бизнес идет так гладко. В феврале финская компания Stockmann объявила о закрытии в России магазинов одежды Lindex, а к концу года продала российские универмаги Stockmann. Покупателем стала компания Reviva Holdings Ltd., владеющая в России франшизой сети Debenhams. В пресс-релизе компании указывалось, что Stockmann в России сохранит только ТЦ «Невский» в Санкт-Петербурге.

В марте немецкий производитель спортивных товаров Adidas объявил о закрытии в 2015 году 200 собственных магазинов в России. Девальвация рубля заставила компанию скорректировать планы развития на российском рынке.

Накопившиеся долги перед поставщиками вынудили DIY-сеть «Метрика» в течение года закрыть более половины своих магазинов. Крупные магазины в Петербурге могут достаться французскому ретейлеру Leroy Merlin.

В непростой ситуации оказались многие fashion-ритейлеры. Многие из них вынуждены закрывать неприбыльные точки, поскольку покупатель откладывает приобретение одежды на более стабильное время. Например, Savage сократил количество магазинов на треть, но пока не собирается уходить с рынка, в отличие от некоторых других игроков. Например, в июле американский ритейлер одежды American Eagle Outfitters принял решение закрыть свои магазины в России по причине отсутствия прибыли.

Компания Toshiba также объявила о закрытии подразделения, работавшего с потребительским рынком в России. Причиной названа слишком тяжелая конкуренция с корейскими производителями LGи Samsung. Всего за год Россию покинули еще ряд компаний.

Законодательные инициативы

Также не облегчает жизнь ужесточение государственного контроля, введение новых налогов и сборов. В 2015 году вступил в силу закон «О торговом сборе», под действие которого попали все торговые предприятия, работающие в Москве. С 2016 года планируется ввести торговый сбор в Санкт-Петербурге. Некоторые ритейеры высказывают опасения, что введение сбора приведет к тому, что серых торговых точек станет больше, а налоговые поступления могут снизиться. 

Увеличится налог для малого бизнеса. Предприятия, работающие по единому налогу на вмененный доход, с 2016 года будут платить на 15,9% больше. На сайте Минэкономразвития опубликован приказ, в котором установлены новые значения коэффициентов-дефляторов, которые используются при расчете суммы ЕНВД .

В течение года не прекращались попытки доработать закон «О торговле», чтобы  искоренить или уменьшить ретробонусы, сократить сроки оплаты поставок. Законопроект продолжает дорабатываться.

Помимо налогов и сборов, государственные контролирующие органы получили право проведения проверок без предупреждения. Главной жертвой стала сеть «Ашан». Целая серия штрафов и скандалов привели к тому, что у Общества Защиты Прав Потребителей появились подозрения в заказном характере кампании.

Ашан

В конце года основной темой новостей стало введение системы «Платон». После запуска системы сразу обнаружились неполадки, которые, в сумме с огромными штрафами за неуплату, привели к забастовкам дальнобойщиков по всей стране. Правительство пошло на уступки, снизив штрафы, но дальнобойщики требуют вынести решение вопроса о введении «Платона» на референдум.

Осложнение отношений с Турцией перед новогодними праздниками повлекло за собой новые сложности для поставщиков ряда продуктов. С января 2016 года будет запрещен ввоз на овощи, фрукты и птицу, которым придется искать замену.

В тренде - мультиканальность

Еще одним трендом стало развитие электронной коммерции. Причем, отмечается как выход офлайновых ритейлеров в интернет, так и обратный процесс. Например, в сентябре Wikimart открыл круглосуточный Wikimart-центр, на территории которого объединены склад и магазин. Компания «Юлмарт» в ноябре вывела на рынок новый офлайн формат – пригородных центров исполнения заказов. KupiVip.ru запустил первый офлайн магазин и собирается открывать еще. В то же время, продуктовые ритейлеры «Магнит», «Виктория» и «Мегамарт» открывают свои онлайн-магазины.

Уходящий 2015 год запомнится с одной стороны, усилением роли государства, ужесточением контроля и введением новых санкций в отношении внешних поставщиков, с другой – развитием сетей в регионах, выход в интернет пространство, развитие новых форматов, оптимизация бизнес-процессов.

Артем Сергеев, специально для Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами