Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
2014 в ритейле - год M&A, банкротств и поиска стратегий
2014 год начался с новых инициатив по ограничению интернет-торговли. Минэкономразвития согласовало с Минфином порог беспошлинного ввоза зарубежных интернет-посылок на сумму до 150 евро в месяц. В течение года законопроект несколько раз обсуждался, но в итоге был отложен. Введения ограничений давно ждут крупные онлайн-ритейлеры, с трудом конкурирующие иностранными интернет-магазинами из-за оплаты пошлины (20%) и НДС (18%).
В феврале на российский рынок вышла новая сеть магазинов товаров для дома «Хоумс». объект открылся в подмосковном Наро-Фоминске. Вскоре были запущены еще два магазина – в Звенигороде и Красногорске, а также интернет-магазин. В течение двух-трех лет компания собирается открыть около 50 объектов в Москве и области на площади 100-200 кв. м. Основатели проекта – частные лица, не имеющие проектов в рознице.
В 2014 году многие ритейлеры заявили о реконцепции собственных магазинов, надеясь улучшенным дизайном сервисом и ассортиментом добиться лояльности покупателей. Первым магазин в новой концепции открыл OBI – гипермаркет находится в Рязани. Стратегия ритейлера – продолжить открытие магазинов в новой концепции в российских регионах. В конце 2014 года гендиректор OBI Russia Иан Стрикланд сообщил, что в ближайшие три года инвестиции немецкой сети OBI в развитие в России достигнут примерно €250 млн.
В марте главным событием стал уход X5 Retail Group из Украины. Донецкие бизнесмены купили права аренды помещений, оборудование, товарные остатки 13 магазинов российского «Перекрестка». Стоимость бизнеса X5 на Украине по некоторым источникам оценивалась в 5-10 млн долл.
В этом же месяце немецкий ритейлер Metro сообщил, что из-за ситуации в Украине планы по проведению IPO своей российской «дочки» Metro Cash&Carry Russia откладываются на неопределенный срок. Ритейлер сообщил, что «в свете развития последних политических событий» условия не являются благоприятными для IPO. Metro планировал провести IPO 25% Metro Cash&Carry Russia на Лондонской фондовой бирже, собираясь привлечь как минимум 1 млрд евро.
В апреле вслед за X5 Retail Groupпокинула украинский рынок компания OBI, закрыв все три магазина, которые располагались в Харькове, Одессе и Мариуполе. Как сообщил генеральный директор «ОBI Россия» Иан Стрикланд: «На рынке Украины нам пришлось работать с очень сильным конкурентом, который уже давно и успешно работает на этом рынке».
В то же время «Магнит» продолжил реализовывать стратегию по самообеспечению, неожиданно для всех став крупнейшим импортером бананов в Россию. В январе и феврале 2014 года доля ритейлера в банановом импорте составила 17 и 21%, соответственно. Торговой сетью «Магнит ввозился в Россию каждый пятый банан.
В мае 2014 года X5 Retail Group приобрел в собственность 4 магазина «Семья» и арендовал еще 11 магазинов под этим брендом в Магнитогорске. Магазины реконструируются и запускаются под торговой маркой «Пятерочка». До этого в Магнитогорске работали 18 магазинов «Пятерочка», всего в Челябинской области их 168.
В июне на московском рынке появилась новая сеть «Заодно»- сеть дискаунтеров с товаром по фиксированным ценам. Ритейлер открыл 10 магазинов и до конца 2020 года планирует довести количество точек до 740, размещая их на площадях до 200 кв. м, 27% ассортимента приходится на продукты питания.
«Азбука Вкуса» вывела на рынок новый формат, открыв первый магазин под брендом «АВ Daily». В течение 5 лет ритейлер планирует открыть до 150 минимаркетов «АВ Daily» в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Сеть развивает формат «удобного магазина» (convenience store), который хорошо развит в Европе и практически отсутствует в российских мегаполисах.В 2014 году сеть запустила еще несколько магазинов нового формата. В среднем инвестиции в каждый магазин оцениваются в 15-40 млн. рублей.
Июнь для «Азбуки вкуса»оказался богатым на события. Сеть впервые купила конкурента – подмосковного франчайзи голландской сети Spar. В сделку вошли восемь супермаркетов в Жуковском, Электростали, Раменском, Дмитрове и Воскресенске общей торговой площадью 10,59 тыс. кв. м (помещения находятся в аренде), складской комплекс (6 тыс. кв. м в собственности) и фабрика-кухня. Часть точек впоследствии начали работать в новом формате «АВ-Маркет».
В начале августа президент России Владимир Путин подписал указ о запрете ввоза продовольствия из стран, применивших санкции к РФ. Вскоре Правительство России ввело полный запрет на поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и плодоовощной продукции из Австралии, Канады, ЕС, США и Норвегии сроком на один год. Розничные сети в спешке начали искать замену продуктам, импортируемых из стран, попавших под эмбарго, часть продуктов была заменена импортом из других стран либо товаром российского производства.
В конце августа объявила себя банкротом торговая сеть «Белый ветер цифровой». Компания задолжала 4 млрд рублей поставщикам и подрядчикам, 3,1 млрд рублей – кредиторам, а также 3,6 млн рублей – это долг по зарплате работникам. Вернуть долги оказалось невозможно из-за низкой рентабельности продаж и больших операционных расходов.
Банкротство «Белый ветер цифровой» потянуло за собой закрытие розничных точек российской сети Samsung, которой с начала 2014 года пришлось закрыть 35 магазинов, находящихся под управлением сети «Белый ветер цифровой». Магазины Samsung закрывали и другие партнеры корпорации. Количество магазинов корейской компании в России уменьшилось на 20%.
X5 Retail Group передумала покупать группу компаний «Тамерлан», которая управляет 350 магазинами в Волгограде и Самаре, оценивавшихся в 11 млрд руб. Аналитики считают, что X5 предпочла не наращивать долг.
Однако не все ритейлеры решили отказываться от сделок M&A. В сентябре «Обувь России» купила обувную компанию «Россита» из 83 магазинов, которой принадлежат розничные бренды «Россита» и Lisette. « Обувь России» финансировала сделку за счет собственных и заемных средств.По итогам сделки число магазинов «Обуви России» выросло до 430 и компания вошла в тройку крупнейших обувных ритейлеров России.
Российский рынок по прежнему интересен для новых брендов. В сентября в Москве открылся первый магазин американской сети Сrate and Barrel, предлагающий широкий выбор современной мебели, предметов интерьера и аксессуаров для дома. Помимо Сrate and Barrel в этом году вышли на российский рынок Prenatal Milano, Reima, Monki, Lefties, Violeta by Mango, Sinsay
Октябрь оказался богатым на события. Руководство финской компании Stockmann приняло решение закрыть оставшиеся 16 магазинов Seppala в России. Причиной послужила нерентабельность торговых точек. Кроме Seppala в этом году Россию покинули бренды Esprit, OVS, River Island.
В октябре X5 Retail Group купила самарскую сеть магазинов «Покупочка», состоящую из 116 магазинов, общей торговой площадью 36 тысяч квадратных метров. В первом полугодии 2014 года чистая выручка ритейлера компании составила порядка 3 млрд рублей. Приобретенные магазины будут работать в рамках сети «Пятерочка». Сеть «Покупочка» принадлежала «Агроторг-Самара», самарской «дочки» «Тамерлана», сделка с которым не состоялась в августе по инициативе X5.
В ноябре группа компаний «Связной» перешла к кредитору. Компания перешла под контроль ОНЭКСИМа Михаила Прохорова и НПФ «Благосостояние». Задолженность «Связного» Максима Ноготкова перед кредиторами составила 55 млрд руб. При этом около 10 млрд руб. «Связной» получил от ОНЭКСИМа Михаила Прохорова. Скорее всего, «Связной» подвергнется реструктуризации, возможно часть активов будет перепродана.
В рознице запускаются и активно развиваются новые форматы торговли. Так, компания «Ашан» сконцентрировала свое развитие на интернет-рознице, запустив доставку товаров в 104 города России. Интернет-магазин «Ашан» начал продажу детских игрушек, товаров для сада, мелкой и среднегабаритной мебели. В планах на 2015 год увеличение ассортимента до 15 000 наименований и продажа товаров для детей.
Компания «Метро» открыла первый магазин «Фасоль экспресс» в московском подземном переходе станции метро «Курская». Реализация проекта в новом формате стала возможной благодаря тесному сотрудничеству с Правительством Москвы. Программа размещения торговых площадей в подземных переходах разработана властями столицы из-за сложной обстановки с наличием продуктовых магазинов в центре города. Новый магазин «Фасоль экспресс» стал пилотным в этой программе.
«Азбука Вкуса» запустила в подмосковных Ступине и Одинцове новую сеть супермаркетов «Маркет» с ассортиментом до 18 тысяч наименований и большой долей продуктов fresh . В планах компании до конца 2015 года открыть 35 магазинов в новом формате.
Сергей Галицкий, основатель сети «Магнит», намерен наладить собственное производство и переработку продуктов на территории Краснодара, а затем по всей России. За десятилетие «Магнит» намерен открыть 40 предприятий. Сеть вынуждена заняться пищевой индустрией, чтобы сохранить рентабельность. В Краснодаре уже согласовано выделение 66 га,– под строительство и переоборудование 14 предприятий «Магнита». Они будут объединены в технопарк по производству продуктов питания.
В декабре крупные ритейлеры продолжают покупать региональные сети, так, «Лента» закрыла сделку по приобретению трех гипермаркетов в Центральной России, купив компанию «Бимарт» в Ивановской и Владимирской областях. Ян Дюннинг, генеральный директор «Ленты», прокомментировал: «Мы сохраняем свои планы по открытию не менее 24 гипермаркетов и 15 супермаркетов в 2014 году и подтверждаем долгосрочную цель по двукратному увеличению торговой площади до декабря 2016 года».
Лидеры рынка продолжают наращивать количество точек. «Детский мир» ускорил темпы развития в 2014 году практически в два раза, компания за 2014 год открыла 71 магазин: 55 супер- и гипермаркетов «Детский мир» и 16 магазинов ELC, что практически в два раза больше, чем в 2013 году.
Не все проекты крупнейших ритейлеров заканчиваются удачно, от неприбыльных игроки стараются избавится. Так X5 Retail Group объявила о приостановке коммерческих операций стола заказов E5.RU. Интернет-площадка проработала почти три года. Компания приняла решение фокусироваться на классическом ритейле в существующих форматах.
Ольга Крыкова, специально для Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?