Декоративное изображение
13 344

Поделиться

2013 – год новых форматов

2013 год для российского ритейла начался с того, что французская сеть Auchan объявила в январе о запуске нового формата магазинов под названием Multifrais. Новая концепция торговых точек ориентирована на свежую продукцию, где посетителям будет предложен широкий выбор свежих фруктов и овощей, а также других продуктов категории «фреш». Первый магазин нового формата будет открыт в марте 2013 года. Конкретные планы развития этого формата Auchan пока держит в секрете.

В январе также стало известно, что один из постоянных ньюзмейкеров российского ритейла, экс-глава X5 Retail Group Лев Хасис, получил повышение в крупнейшей розничной сети мира Walmart, в которой он работал с 2011 года. Эта компания объявила о назначении Льва Хасиса, бывшего CEO X5 Retail Group, на должность президента и исполнительного директора нового подразделения компании – New Formats for Walmart International.

Однако, уже в августе 2013 года Лев Хасис сделал эффектный ход, объявив о возвращении в Россию. Он занял пост второго первого зампреда Сбербанка. Цель этого назначения – радикально повысить эффективность бизнес-процессов и скорость принятия решений в Сбербанке. Опыт работы в банках у господина Хасиса есть (в 1990-х годах он был управляющим Самарского филиала «Автовазбанка» и работал вице-президентом «Альфа-банка»). Что побудило господина Хасиса столь радикально сменить место работы – неизвестно. «Последний месяц Лев был в отпуске и много времени проводил в России»,– говорит знакомый топ-менеджера. На его последнем месте работы решения принимались очень долго, это могло не устроить Льва Хасиса.

В феврале сеть дискаунтеров «Верный» объявила о том, что она планирует открыть около 130 новых магазинов. Первые магазины сети, которую развивают создатель «Пятерочки» и «Карусели» Андрей Рогачев, а также ряд других бывших менеджеров X5 Retail Group, были открыты в середине октября 2012 года. Высоцкий также сообщил, что большая часть планируемых к запуску магазинов – это арендованные площади, но треть – собственные, «из которых половина будет построена». Кроме того, Высоцкий сообщил о планах открытия в ближайшем будущем двух распределительных центров сети – в Москве и Санкт-Петербурге.

В марте на рынке продуктового ритейла произошла смена лидера, сеть «Дикси» обогнала «Магнит» и выбилась в фавориты инвесторов. Не удивительно, ведь эта компания динамично развивается – в 2012 году выручка выросла на 43.8% г/г до 147.05 млрд рублей за счёт органического роста (за год компания открыла 380 магазинов) и присоединения сети «Виктория». Кроме того, глава компании Илья Якубсон заявлял о планах удвоить количество магазинов сети в ближайшие два года.

Кроме того, 1 марта стало известно, что новосибирский ритейлер «Холидей» купил омскую сеть «Астор». Разговоры о приобретении сети супермаркетов «Астор» новосибирской компанией «Холидей Классик», принадлежавшей известному омскому бизнесмену Андрею Стрельцу, начались в конце 2012 года. Сумму сделки оценивают в 0,8-1,1 млрд рублей. По данным справочника «ДубльГис», «Астору» принадлежат 15 магазинов.

Апрель запомнился тем, что в сделку по покупке французским ритейлером Auchan сети гипермаркетов Real в Восточной Европе у немецкой Metro Group стоимостью €1,1 млрд не вошел магазин в подмосковных Котельниках. Это произошло после предписания Федеральной антимонопольной службы ( ФАС ) России закрыть гипермаркет, чтобы доля французской компании в столичном округе не превысила 25%. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров оценил стоимость объекта не менее чем в $50 млн.

В мае ритейлеры были заинтригованы сообщением сибирского отделения сети «Лента». Ритейлер объявил о том, что в Кемерово «Лента» ищет директора строящегося гипермаркета с зарплатой в 200 тыс. руб. От претендента требовался опыт работы на руководящей должности от 5 лет, опыт работы в сфере сетевого ритейла, организаторские и коммуникативные навыки и знание английского языка на уровне Intermediate. Обычно ритейлеры стремятся держать в секрете уровень зарплат руководящего звена, но в этом случае информация стала открытой благодаря сайту кадрового агентства, с которым сотрудничает ритейлер. Вакансия широко обсуждалась в сообществе ритейлеров и, конечно, была довольно быстро закрыта.

В июне Патрик Лонге, CEO российской розничной сети «О'кей», в интервью агентству Reuters сообщил, что его компания является потенциально привлекательной для поглощения американским ритейлером Walmart, в случае выхода последнего на российский рынок. Как обычно, упоминание Walmart и возможности покупки крупной российской сети вызвало ажиотажный интерес и новость, которая в последствии никак не подтвердилась, все же стала хитом июня 2013 года.

В июле сеть популярных магазинов бытовой техники «Эльдорадо» объявила о том, что она останавливает торговлю и закрывает магазины во многих российских городах. Все дело в том, что другая не менее популярная у потребителей компания «М.Видео» решила купить «Эльдорадо», на что получила разрешение у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России.

Эта сделка могла бы стать крупнейшей за всю историю российского ритейла бытовой техники и электроники. По предварительным данным, останавливать продажи бытовой техники пришлось бы в 35 российских регионах, включая Москву и Московскую область. Также речь шла о Нижегородской, Новосибирской, Омской, Волгоградской, Ярославской, Вологодской, Курской, Орловской, Тамбовской, Белгородской областях, Краснодарского, Ставропольского и Пермского краях, республиках Татарстан, Мордовия, Чувашия, Кабардино-Балкария и других регионов. Но уже в августе стало известно, что слияние не состоится. Стороны не смогли прийти к согласию по существенным параметрам сделки.

В этом же месяце – в июле,– группа Auchan, специалист по формату гипермаркета, запустила еще один новый формат «A2pas», что в переводе означает «в двух шагах». Речь идет о новом концепте магазина «у дома». Площадь магазина «А2pas» варьируется от 250 до 500 кв. м. В ассортименте продукции доминируют: био-продукты, снековая категория, замороженная продукция, овощи и фрукты.

Главной особенностью, которая выделяет новый концепт магазина Auchan, является то, что из 7.500 продуктов, представленных в магазине, 3.000 продаются под собственной маркой группы, а 400 наименований по цене менее одного евро. Общая схема организации концепта «А2pas» состоит из трех зон: готовая продукция и полуфабрикаты, заморозка и свежие овощи, фрукты. В магазине представлена так же полная гамма непродовольственной группы товаров для повседневного использования. Развивать свой новый формат «А2pas» группа Auchan будет по типу франчайзинга.

В августе стало известно, что всего через восемь месяцев после назначения компанию «Спар Ритэйл» (управляет сетью Spar) покидает ее генеральный директор Виктор Балашов, выходец из команды Льва Хасиса. По сведениям источников на рынке, у г-на Балашова возникли непреодолимые разногласия в вопросах развития сети с основным акционером – фондом A&NN Capital Management Александра Мамута. В настоящее время эксперты отрасли оценивают состояние «Спар Ритэйл» как кризисное и рекомендуют банкротить компанию.

Кроме того, в августе «Магнит» объявил о том, что общая численность его сотрудников превысила 200 тысяч человек. На сегодня это самая крупная розничная компания России по числу занятых в ней сотрудников.

В сентябре главный государственный врач России выступил с инициативой запретить работу магазинов и развлекательных заведений на первых этажах жилых домов. По мнению руководителя Роспотребнадзора (с октября 2013 года – уже бывшего руководителя, т.к. он был отправлен в отставку с этого поста), работа торговых точек и ночных клубов приводит к распространению грызунов и повышению уровня шума. В результате от стрит-ритейла жители домов испытывают дискомфорт.

Потребительские цены на яйца в октябре резко пошли вверх. Торговцы ссылались на производителей – якобы те повышают цены, а производители – на подорожавшее зерно. В прошлом году зерно подорожало с 7000 до 12 000 руб. за тонну. «Поставщики начали повышать отпускные цены с сентября на 50-60%, что автоматически повлекло рост розничных цен», – рассказал руководитель пресс-службы Х5 Retail Group Владимир Русанов.

В октябре стало известно и о планах крупнейшего по выручке российского ритейлера «Магнит» отказаться от идеи собственной парфюмерно-косметической сети Rouge. Тестировавшийся в течение полугода единственный магазин Rouge в Краснодаре закрылся, теперь компания сосредоточится на развитии формата дрогери «Магнит Косметик», уже насчитывающего почти 700 точек. Предполагалось, что Rouge могла стать конкурентом таким сетям, как «Л`Этуаль» и «Рив Гош». Известно, что несколько лет назад господин Галицкий рассматривал возможность приобретения последней компании, но в тот момент его отговорили от покупки. В планах «Магнита» на этот год открытие еще 250 продуктовых магазинов, заявленные инвестиции в которые равняются $35 млн.

В этом же месяце карельские депутаты внесли в Госдуму законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В нем алкогольные напитки планируется продавать в рознице по новым условиям. В частности, заставлять продавцов вскрывать бутылки с горячительным непосредственно в момент продажи. А покупателей – пить его на месте. Такие правила будут действовать не для всех магазинов, а только для объектов розничной торговли, которые оказывают услуги общественного питания.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами