Декоративное изображение
7 884

Поделиться

2013 год не поставил рекордов

Регионы: прирост – всего 10%

Всего 10% составил прирост нового предложения качественных ТЦ в России в 2013 году

Долевое распределение арендуемых площадей в ТУ современного уровня по группам городов
Долевое распределение арендуемых площадей в ТУ современного уровня по группам городов
По оценкам компании «Магазин магазинов» на конец 2013 года совокупный объем рынка торговой недвижимости России составляет 14,8 млн кв.м. GLA – арендопригодных площадей в торговых центрах современного уровня. В относительном выражении годовой прирост составил всего 10%. Для сравнения, в прошлом 2012 году темп прироста составил 14%. В целом, объем рынка торговой недвижимости в абсолютном выражении увеличился с 2008 года в 1,9 раз.

Всего в 2013 году в России (за исключением столичного региона) было открыто 37 качественных торговых центров общей площадью 1,2 млн кв.м GLA.

Лидеры открытий ТЦ в 2013 году: Санкт-Петербург, Тюмень и Екатеринбург.

Самыми крупными региональными торговыми центрами, введенными в действие в 2013 году, стали «Акварель» в Волгограде (GLA = 90 800 кв.м), «Глобус» в Екатеринбурге (GLA = 84 000 кв.м), «Планета» в Уфе (GLA = 75 000 кв.м), «Кристалл» в Тюмени (GLA = 75 000 кв.м) и «Аура» в Ярославле (GLA = 63 000 кв.м).

На конец 2013 года лидером по объему совокупного предложения площадей в ТЦ остается Москва (28% от общего российского объема предложения). По итогам года, общий объем предложения во всех 13 городах-миллионниках вплотную приблизился к уровню Москвы и составил 27%. Большая же часть совокупного предложения приходится на кластер городов с численностью населения менее 1 млн. человек.

В регионах России (за исключением Москвы) на 2014 год запланирован ввод в эксплуатацию 43 торговых центров совокупной арендопригодной площадью чуть выше 1,7 млн. кв.м. – это почти в 1,5 раза больше, чем в 2013 году. 47% запланированного к вводу в 2014 году объема площадей приходится на города с населением менее 1 миллиона человек. Продолжающееся смещение вектора активности девелоперов в сторону менее крупных городов связано с постепенным насыщением рынков торговой недвижимости миллионников и столиц.

Москва поставила антирекорд

Динамика ввода площадей в ТЦ Москва с 2006 по 1014 гг.
Динамика ввода площадей в ТЦ Москва с 2006 по 1014 гг.
В 2013 году на столичном рынке торговой недвижимости вместо ожидаемых рекордно высоких зафиксированы рекордно низкие показатели ввода площадей. Рост предложения качественной торговой недвижимости составил в ушедшем году лишь около 3%. Таким образом, установлен новый антирекорд по объему нового предложения после периода прогнозируемого посткризисного снижения нового предложения – 2009 года.

На 2014 год к вводу был запланирован рекордно высокий объем. Если допустить, что будет введено лишь 50% заявленных площадей, то этот показатель окажется выше рекордного уровня 2009 года.

Компания «Магазин магазинов» продолжает фиксировать цикличность активности девелоперов на столичном рынке торговой недвижимости. Циклы спада длительностью, как правило, около 4 лет сменяются 1-2 годами активного ввода торговых площадей, причем в каждом новом цикле амплитуда колебаний оказывается шире. Так, после 4-х лет затишья и антирекордов на столичном рынке, продолжавшихся с 2005 по 2008 годы, в следующие два года на рынке наблюдался всплеск активности и рекордные показатели по вводу площадей. С 2011 по 2013 годы вновь настала пора спада, который оказался существеннее спада 2005-2008 годов. Сейчас на рынке установлен новый антирекорд. Можно прогнозировать, что активность наступающей волны будет значительнее предыдущей.

Предложение 2013 года

Уровень обеспеченности качественными торговыми площадями постоянных жителей Москвы в привязке к административным округам
Уровень обеспеченности качественными торговыми площадями постоянных жителей Москвы в привязке к административным округам
В течение 2013 года были открыты 6 качественных торговых центров, совокупной арендопригодной площадью 125 000 кв.м. Общий объем качественного предложения торговых центров (GLA) в Москве на начало 2014 года составил 4,1 млн. кв.м. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями – 343 кв.м GLA на 1000 человек.

В лидерах предложения – Южный (16,5% от совокупного объема предложения), Северо-Восточный (14,2%) и Северный (12%) административные округа Москвы. Аутсайдеры – Зеленоград (0,2%), Троицк и Новомосковск (3,2%) и Восточный (4,0%) округах столицы.

По уровню обеспеченности качественными торговыми площадями лидером стал ЦАО, за ним следует Троицкий и Новомосковский, а также Северный округ. Зеленоград, Восточный и Юго-Западный административные округа обладают сравнительно низким уровнем обеспеченности населения качественным предложением, а значит, сохраняют высокий потенциал для девелопмента.

Своевременные аутлеты

В 2013 году на рынок торговой недвижимости Москвы вышли два профессиональных аутлет-центра – Vnukovo Outlet Village на Киевском и Fashion House Outlet Center на Ленинградском шоссе.

«На фоне спада в индексе потребительской уверенности, наблюдавшегося в течение 2013 года, который выразился в предпочтении населения больше сберегать, а не потреблять, очень своевременным явился выход на рынок двух профессиональных аутлет-центров», – отмечает Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов».

Спрос

В 2013 году на московский рынок вышли 26 новых международных брендов, 18 из которых открылись в составе ТЦ. Подавляющее большинство новых имен в столичных ТЦ – одежные бренды среднего ценового сегмента.

В числе наиболее популярных «трамплинов» для новичков – торговые центры «МЕГА Белая Дача», «Афимолл Сити» и ГУМ, «Атриум», новые проекты ГК «Ташир».

Уровень вакантных площадей, по сравнению с уровнем декабря 2012 года снизился на 0,5% составил 2,5%. Снижение объясняется тем, что спрос со стороны потенциальных арендаторов на качественные торговые площади в рамках квалифицированных ТЦ остается стабильным и превышает темп прироста площадей.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами