Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
4 146

Поделиться

2011: Осмысление итогов трудного года

2011: Российский ритейл – по спокойным волнам в новый мир

Российские ритейлеры прожили год без бурь и неприятных сюрпризов. Сети пришли в себя после кризиса и свыкаются с законом о торговле. Не было ни массовых банкротств, как в 2009 году, ни ценовых скандалов, как с гречкой в 2010 году.

Тем не менее, бедным на события год не назовешь: были и громкие сделки, и громкие назначения, и победы, и разочарования. Ритейлеры делили рынок, спорили с антимонопольной службой, назначали и отменяли IPO, обсуждали вероятность нового кризиса. «Магнит» (РТС: MGNT) ставил рекорды по количеству магазинов, Х5 – по обороту, «ИКЕА» боролась с коррупцией в российском подразделении. Все как всегда.

Отличие – теперь ритейлерам придется выживать в условиях посткризисной реальности, которая сама по себе как один сплошной кризис. И в магазины теперь приходит новый покупатель, который не стесняется экономить. А самих магазинов становится все больше и больше.

Снова гонка

В 2011 году торговые сети продолжили соревноваться друг с другом по темпам роста и ставить новые рекорды. Эстафету от X5 Retail Group, которая в конце прошлого года купила сеть «Копейка» за рекордные 51,5 млрд рублей, приняла «Дикси», в феврале объявившая о покупке сети «Виктория». В июне сделка была закрыта, «Дикси» заплатила за «Викторию» 25,6 млрд рублей деньгами и своими акциями. Благодаря сделке сеть «Дикси» выросла более чем до 900 магазинов, а к концу года общее количество магазинов объединенной компании перевалило за тысячу. «Дикси» вышла на новые рынки – в Калининград и Тулу, и укрепила позиции в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

Таким образом, «Дикси», которая ранее сама считалась потенциальным активом на продажу, стала третьей по величине российской розничной компанией после Х5 и «Магнита».

Х5 Retail, всегда претендовавшая на роль главного консолидатора в ритейле, после покупки «Копейки» сосредоточилась на органическом развитии. Глава Х5 Андрей Гусев регулярно рапортовал об ударных темпах открытия новых магазинов. Так, например, во II квартале 2011 года компании удалось почти удвоить количество новых открытий по сравнению со II кварталом 2010 года, говорил он. Всего в течение 2011 года Х5 планировала прибавить к своей сети 540 магазинов.

Однако, несмотря на заявленный курс на органический рост, Х5 не потеряла интерес к приобретению небольших активов: летом компания закрыла сделку по покупке татарстанской сети «Народный» из 24 магазинов. Общая стоимость сделки, включая долговые обязательства, составила 510 млн рублей. Кроме того, Х5 подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу на приобретение кировской сети «Экономная семья». ФАС сделку одобрила, однако в Х5 отказались от любых комментариев до закрытия сделки.

В непривычной для себя роли выступил краснодарский «Магнит». В ноябре ФАС одобрила его ходатайство о покупке тамбовской сети «Пятачок». При этом ритейлеру были интересны только помещения торговых объектов, покупать операционный бизнес он не собирался.

«Магнит», лидер российского рынка по количеству магазинов, традиционно развивается за счет открытия новых торговых точек, и год за годом бьет собственный рекорд по числу новых открытий. Осенью 2011 года количество магазинов ритейлера превысило 5-тысячную отметку. Конкуренты далеко позади (например, у Х5, лидирующей в РФ по объему выручки, на 30 сентября было «всего» 2,8 тыс. магазинов). В этом году «Магнит» собирался открыть более 800 магазинов «у дома» и около 50 гипермаркетов. Компания рассчитывала, что общее количество гипермаркетов в ее сети к концу года перевалит за сотню. Однако, несмотря на то, что в последние дни уходящего года ритейлер открывал по два гипермаркета ежедневно, добраться до «красивой» цифры он, похоже, все-таки не успеет. Если, конечно, разом не откроет десяток магазинов за пару дней.

Кроме того, в 2011 году «Магнит» открыл 200 магазинов нового формата «дрогери» (основной ассортимент составляет непродовольственная группа товаров: предметы гигиены, бытовой химии, косметики и парфюмерии), выполнив годовой план.

Несмотря на то, что в 2012 году ритейлер планирует снизить капитальные затраты (до $1,2-1,3 млрд с $1,6-1,7 млрд в 2011 году), сбавлять темпы органического роста он не собирается и, похоже, в 2012 году снова превзойдет сам себя.

Парад кандидатов

Лидеры рынка «переваривают» поглощенные активы и интересуются небольшими региональными сетями. Однако продаваться «федералам» готовы далеко не все. Передел рынка розничной торговли завершится примерно к 2015 году, и к этому времени нужно успеть занять свою нишу, говорил на одной из пресс-конференций совладелец торгового дома «Семья» Олег Пономарев (сеть объединяет более 30 универсамов в Калининградской области). Компании неоднократно поступали предложения о продаже, однако все они были отвергнуты.

По сути, у небольших компаний остается только два пути – быть поглощенными или выжить, объединившись с такими же локальными игроками, говорил совладелец архангельской группы предприятий «Панорама» (более 80 магазинов) Владимир Бохан. Многие выбирают второй вариант: в РФ с 2006 года существует Союз независимых сетей России (СНСР), объединяющий более 50 региональных компаний. На базе СНСР создан федеральный закупочный союз «Система Т3С», который заключает договоры с федеральными поставщиками, координирует централизованные заказы и поставки продукции.

В 2011 году появился еще один закупочный союз, который создала сеть «Вестер» вместе с шестью региональными ритейлерами из Москвы и городов Сибири. В 2012 году акционеры «Вестера» планируют выкупить свои доли у «Сбербанк Капитала», который в 2010 году получил 51% операционного бизнеса ритейлера, в кризис оказавшегося в тяжелом финансово-экономическом положении. Сейчас «Вестер» приходит в себя и акционеры задумываются о дальнейшем развитии сети в рамках созданного союза – IPO или привлечении стратегического инвестора.

Два крупных игрока, которые считаются самыми привлекательными потенциальными активами на продажу, – «Лента» и «Седьмой Континент» (РТС: SCON). За прошедший год они еще более укрепились в этом статусе в глазах участников рынка.

Так, основной владелец «Седьмого Континента» Александр Занадворов, в 2010 году выкупивший 21,3% акций компании у Владимира Груздева, в ноябре получил разрешение ФАС консолидировать на балансе своей структуры Pakwa Investments 100% акций ритейлера. По мнению ряда аналитиков, за получением одобрения от ФАС может последовать оферта миноритариям на выкуп оставшихся у них акций, а затем и делистинг «Седьмого Континента» с российской биржи.

Кроме того, в марте 2011 года Занадворов купил четыре гипермаркета сети «Мосмарт», не пережившей кризис. Магазины были сданы в аренду «Седьмому Континенту» и сменили вывески на «Наш гипермаркет». К бывшим магазинам «Мосмарта» ритейлер добавил три гипермаркета, открытых в рамках программы экспансии. Параллельно «Седьмой Континент» открывал новые супермаркеты и ремонтировал существующие.

Для «Ленты» 2011 год ознаменовался прекращением затяжного конфликта акционеров. Основные владельцы сети – Svoboda предпринимателя Августа Мейера (владела 41% ритейлера) и Luna (30,8%) – совместная компания фонда TPG и «ВТБ Капитала» – никак не могли прийти к единому мнению о кандидатуре гендиректора сети и ее дальнейшем развитии. В итоге разногласия перетекли в судебные разбирательства, а споры о том, кто должен возглавлять компанию – в массовую драку с вмешательством ОМОНа.

И Svoboda, и Luna неоднократно заявляли о готовности выкупить доли друг у друга, пока, наконец, летом не стало ясно, что в споре за «Ленту» победили TPG и «ВТБ Капитал». В сентябре они совместно с Европейским банком реконструкции и развития выкупили за $1,1 млрд 44% ритейлера у Мейера и поддерживавших его миноритариев.

В прошлом покупкой «Ленты» и «Седьмого Континента» интересовались крупнейшие международные игроки Carrefour и Wal-Mart. С экспансией на российский рынок не заладилось ни у того, ни у другого. Carrefour, не добившись согласия ни от «Ленты», ни от «Седьмого Континента», в 2009 году самостоятельно открыл в РФ два магазина, которые спустя несколько месяцев были проданы. Wal-Mart предпринял очередную попытку выхода на российский рынок в 2010 году. Американский гигант вел переговоры о покупке сети «Копейка», однако проиграл конкурентную борьбу Х5 и закрыл российский офис. Причиной ухода иностранцев стало отсутствие достаточных возможностей для органического роста и активов для поглощения. «Мы продолжим изучать возможности входа на российский рынок», – обещал Wal-Mart, закрывая российский офис. Разговоры о возвращении Wal-Mart активизировались после недавних кадровых изменений в компании.

Топ-менеджер на экспорт

В начале марта Лев Хасис, возглавлявший Х5 с момента ее создания в 2006 году, оставил пост главного исполнительного директора и покинул компанию. Х5 возглавил директор по M&A Андрей Гусев, который провозгласил курс на органическое развитие.

До Х5 Хасис занимал руководящие должности в «Перекрестке», Альфа-банке (РТС: ALFB), в ЦУМе и ГУМе. До осени 2011 года он также был председателем президиума Ассоциации компаний розничной торговли ( АКОРТ ), объединяющей практически всех крупных ритейлеров, работающих в России. Его считают знаковой фигурой в российской розничной торговле, главным защитником отрасли от нападок чиновников и несправедливых законов, для некоторых он был идеалом топ-менеджера западного образца.

С момента его ухода из Х5 участники рынка и журналисты «трудоустраивали» Хасиса и подбирали ему новые места работы – от должности в «Ленте» до места в политике. В сентябре 2011 года стало известно, что экс-глава Х5 назначен на пост старшего вице-президента Wal-Mart и переезжает в Бентонвилль (штат Арканзас), где находится головной офис американской компании. В новой должности он отвечает за интеграцию приобретенных сетей, глобальные синергии в закупках и инновации.

«У компании нет краткосрочных планов, связанных с Россией», – сказал Хасис, отвечая на вопрос о том, не планирует ли он наконец привести к нам Wal-Mart. – Когда-нибудь – возможно, но ничего краткосрочного».

Тем не менее, Россия остается привлекательным рынком для американского гиганта. «Как может какая-то глобальная компания спокойно смотреть на такой рынок и не думать о том, чтобы на него выйти?» – аргументирует он.

Консолидация на российском розничном рынке продолжится, считает новый вице-президент Wal-Mart. Среди претендентов на участие в этом процессе он называл «Ленту», «Седьмой Континент», «О`Кей» – возможно, кто-то из них будет поглощен или, наоборот, сам выступит в роли консолидатора.

Есть кандидаты на поглощение и в непродовольственной рознице. По мнению главы «М.Видео» (РТС: MVID) Александра Тынкована, самые привлекательные активы – «Эльдорадо» и «Техносила». Он даже говорил о возможности в будущем слиянии «М.Видео» с «Эльдорадо», единственным владельцем которой в 2011 году стала чешская PPF. Однако до реальных переговоров дело, похоже, так и не дошло.

Не Лондон, так Россия

В громких заявлениях и амбициозных планах в 2011 году недостатка не было. Так, в марте ритейлер «Евросеть» (РТС: TDEV) объявил о масштабных планах IPO на Лондонской фондовой бирже. Исходя из установленного диапазона цены, вся компания была оценена в $2,7-3,3 млрд. В апреле компания отменила IPO из-за крайне низкого спроса инвесторов на предложенном ценовом уровне. «Евросеть» – цены просто офигеть», – иронизировал один из портфельных управляющих, перефразировав знаменитый в прошлом рекламный слоган ритейлера.

Не состоялось еще одно IPO, которое могло бы стать первым размещением российской розничной компании на фондовой бирже Гонконга. В начале года «ЦентрОбувь» не исключала, что выход на биржу может состояться до конца 2011 года, в качестве альтернативной площадки рассматривался Лондон. В итоге в конце года ритейлер принял решение о размещении дебютных облигаций на 12 млрд рублей.

«Сейчас говорить об IPO – это даже не смешно», – отметил топ-менеджер одной из компаний, также не исключавшей выход на биржу до конца года. Летом вслед за мировыми рынками начали падать российские индексы, акции компаний, в том числе и потребительского сектора, стремительно дешевели. Многие компании объявили о buyback, чтобы поддержать падающие котировки.

На этом фоне «Магнит» в начале октября объявил о планах увеличить уставный капитал с помощью допэмиссии. В компании осторожно говорили, что это не означает, что «Магнит» непременно пойдет за деньгами на биржу, а потом, когда стало ясно, что, похоже, все-таки пойдет, – что это может произойти в течение года с момента регистрации выпуска в ФСФР, а не обязательно в ближайшие месяцы. В то, что размещение состоится до конца года, аналитики верили слабо.

Тем не менее, в декабре «Магнит» привлек $475 млн на российской бирже, разместив 52% акций дополнительного выпуска по процедуре ускоренного бук-билдинга. «Магнит» – одна из немногих российских компаний, которая может успешно разместиться практически в любых рыночных условиях, говорил директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.

Новая реальность

В октябре Х5 снизила прогноз роста годовой выручки с 40% до примерно 35%, объяснив это «стремительно ухудшающимися макроэкономическими условиями», а также трудностями с интеграцией «Копейки». Если про вторую причину рынок знал и без Х5, пессимизм компании в отношении макроэкономики стал для многих неприятным сюрпризом. Ряд аналитиков и представителей розничных компаний-конкурентов Х5 предположили, что причина снижения прогноза все-таки скорее в «Копейке», а не в макроэкономике.

Тревожные признаки: сокращение трат на продукты питания, отток покупателей (на 4% в III квартале), инфляция, опережающая рост среднего чека, перечисляли в Х5.

«Не надо это интерпретировать ни в коем случае как проявление кризиса. Безусловно, Х5 не говорила о том, что мы наблюдаем кризис в розничной торговле. Я думаю, что мы сталкиваемся с явлениями более сложного порядка», – пояснил Гусев, выступая на одной из конференций в декабре. Речь идет о стремительно растущей конкуренции между сетями, когда магазины «отъедают» трафик друг у друга.

«Будет переток клиентов из одних магазинов во вновь открывающиеся. С этим перетоком торговля должна работать, должна адаптироваться к снижающейся выручке на квадратный метр, должна более внимательно смотреть за своей инвестиционной политикой», – предупреждал глава Х5.

Интерfакс

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами