17 декабря 2007, 00:00 46 просмотров

Торговля в Нижнем Новгороде.

О Нижнем Новгороде в целом и в частностях

Школьный учебник говорит нам, что в позапрошлом веке Нижний Новгород был крупным торговым центром, чуть ли не главнее первопрестольной. Однако потом власть сменилась, а с ней и приоритеты. Про торговлю как-то забыли, отдав первенство производству, причем производству группы А, как написано в том же самом учебнике. Или к чему у нас относятся истребители, подводные лодки и бронетранспортеры? Еще здесь есть автомобилестроение и большая химия, а вот продуктов питания и прочего, из гражданского ассортимента, без малого четырехмиллионной области всегда не хватало.

Возможно, отчасти, и по этой причине торговый бизнес в Нижнем Новгороде в последнее десятилетие развивается весьма активно. Действительно, народ-то кормить надо, кто ж его накормит, кроме торговли? Основной транспортный поток идет, как всегда из Москвы, но Нижний Новгород сам по себе стал торговым центром Волго-Вятского региона. Предприниматели из Чувашии и Марий Эл до Москвы добираются не всегда, предпочитая отовариваться в Нижнем. Торг здесь большой. В области около 8000 магазинов, не считая сельских, и как минимум 2000 оптовых компаний. Емкий развитый рынок, с одной стороны, и конкуренция, невысокие торговые наценки, небольшие доходы населения – с другой. Таков в целом нижегородский рынок. Кого-то такое сочетание пугает, кого-то привлекает, но обо всем по порядку.

Оптовая торговля

Нижний Новгород считается городом с хорошо развитым оптовым звеном, и это действительно так. Только на продовольственном рынке области работают более 500 компаний. Крупнейшие – «Альянс», «Сладкая жизнь», «ВКТ», «Демпо». Это компании с большим оборотом, располагающие целой сетью складов и работающие на высоком организационном уровне. Ассортимент этих «грандов» местного рынка составляет 3–5 тысяч наименований и закрывает практически все товарные группы. Но на рынке хватает места и множеству компаний, лидирующих в своей узкоспециализированной группе товаров, а также крупнооптовым фирмам, поставляющим товары производителям и другим оптовикам, непосредственно работающим с розницей. Капитал в торговом бизнесе в основном местный, но по ряду важных позиций лидируют филиалы московских фирм, формируя ситуацию и диктуя свои цены. Так происходит, например, с сахаром. А есть и целые сферы, например, фармацевтика, где тон задают национальные дистрибьюторы.

Вернемся к продовольственному рынку. Из всех компаний только «Сладкая жизнь» открывает склады в формате Cаsh&Carry, остальные делают упор на доставку товаров. Но в целом схемам логистики еще предстоит совершенствоваться, пока большая часть торгового оборота происходит на оптовых базах, куда приезжают экспедиторы магазинов.

В последнее время много разговоров идет о том, что оптовая торговля будет изменяться, место останется лишь для небольшого числа крупных компаний. Глядя на нижегородский рынок, пока такого вывода сделать нельзя. Да, дистрибьюторские центры крупных компаний, построенные в последнее время, впечатляют. Но общее количество оптовиков за последние годы не сократилось, а даже выросло, на торговых базах сложно арендовать места ввиду отсутствия свободных площадей. Хотя лидеры определились, ни одна из компаний не в состоянии полностью обеспечить товаром современный супермаркет. Поэтому места на рынке хватает всем. И в этих условиях главной тенденцией развития оптового звена в последние два-три года стала тенденция, не связанная напрямую с оптом.

Многие крупные и не очень крупные оптовые компании начали создавать собственные сети розничных магазинов. Это похоже на эпидемию – магазины открываются самые разные: у кого-то шикарные, у кого-то самые простые. Наибольших успехов здесь добилась компания «Альянс», у которой уже больше 40 собственных магазинов. Такое увлечение розницей дает как очевидные плюсы: увеличение оборота, скидки у производителей, получение бесценных маркетинговых сведений, возможностей в продвижении новых товаров, так и не менее очевидные минусы: распыление финансов, отказ от сотрудничества магазинов, находящихся поблизости от магазинов сети. Но подробнее о рознице давайте говорить отдельно.

Розничная торговля

Здесь в городе происходит настоящий бум. Все сильно изменилось даже за полтора года, прошедшие с момента публикации прошлого, посвященного Нижнему Новгороду обзора. Если тогда мы говорили об открытии первых магазинов самообслуживания, то теперь в городе появились целые сети новехоньких, с иголочки магазинов, все сплошь с самообслуживанием. Переоборудуются и «старые» магазины. Главная заслуга тут принадлежит уже упомянутой компании «Альянс», в кратчайшие сроки развернувшей сеть своих магазинов под торговыми марками «Пятачок» и «Караван». Первые по формату ближе к дискаунтерам, имеют ассортимент, ограниченный 1000–2000 позиций. Вторые – полноценные супермаркеты большой площади. Главной особенностью сети «Пятачок» стали очень низкие цены, поначалу и вовсе бывшие чуть ли не вровень с оптовыми «Альянса». Появление сети подобных магазинов вызвало явное недовольство со стороны владельцев других торговых точек – средняя торговая наценка в городе и без того была невысокая, теперь же конкуренция ужесточилась до предела. А жителям города такие новости пришлись по вкусу. Куда как приятнее делать покупки в современном магазине, неспешно гуляя между полками, чем толкаться на рынке. Цены-то в магазине вровень или даже ниже!

Да-да, в Нижнем Новгороде рынки быстро теряют своих клиентов. Виной тому описанные дискаунтеры, а также магазины, открытые по «социальной программе» города. Схема ее следующая. Городские власти предоставляют помещения по льготной ставке арендной платы, взамен контролируя цены по фиксированному списку важнейших продуктов питания. Схема была придумана и реализована после кризиса 1998 года, первыми к открытию «социальных» магазинов призвали оптовиков. Не отсюда ли столь большая активность оптовых компаний в розничном бизнесе? Так или иначе, в городе появилось больше 40 магазинов, торгующих по весьма низким ценам.

Итак, в городе сейчас развиваются несколько подходов к созданию магазинов. Самые простые, иногда даже примитивные, магазины открываются по социальной программе. Подход «Альянса» с сетью «Пятачков» – пример разумно-экономного подхода, когда технологии и оборудование применяются современные, но сами магазины ремонтируются по минимуму, ассортимент в них ограничен, благодаря чему достигаются низкие цены. Третий вариант реализует «Сладкая жизнь», вернее, созданная на ее базе новая компания Spar Middle Volga. К моменту выхода статьи в городе откроется первый магазин под маркой Spar. Это подход тех, кому надоело изобретать велосипеды. Озвученные планы включают открытие современных супермаркетов, основанных целиком на западных технологиях. Стоит такой магазин немало, по ассортименту и ценам получается ориентированным на более взыскательного и платежеспособного покупателя.

Оправдан ли этот бум магазинов на продовольственном рынке? Розничный бизнес сейчас - вещь легко просчитываемая. Суперприбылей и легких денег в нем быть не может. Поэтому, конечно же, налицо пик процесса внешних инвестиций в отрасль. Инвестиции идут в розницу, привлеченные стабилизацией экономики, поддержкой местных властей и чувствуя надежную опору в виде развитого оптового звена. Есть уже, конечно, и первые разочаровавшиеся – давление конкуренции очень сильно, и владельцам одного-двух магазинов крайне трудно найти деньги на переоборудование торговых площадей и оправдать потом вложения.

В непродуктовых сферах все немного по-другому. В бытовой технике и электронике рынок давно поделен между двумя крупными местными фирмами – «Электроника» и «Бытовая автоматика» – и московскими сетями, серьезных перемен на нем нет, хотя многие с интересом смотрят в сторону недавно открывшегося первого в городе магазина «М.видео». Одежду население по-прежнему предпочитает покупать на рынках, но в то же время в городе появилось сразу несколько довольно крупных торговых центров на самых бойких местах. Все они не являются едиными торговыми предприятиями, а сдают места в аренду частным предпринимателям. Вот так: больших серьезных фирменных сетей магазинов одежды, обуви или парфюмерии нет, а красивые современные торговые центры есть. В изобилии открылись на главных улицах города и бутики самых известных торговых марок. Впрочем, то же самое можно наблюдать и в любом другом городе. Специалисты считают, что пока ни одно направление розничной торговли города не достигло насыщения, так что возможности еще есть. Хотя уже сейчас найти подходящее помещение – огромная проблема. Строительство магазина «с нуля» – пока событие редчайшее. Но в городе уже озвучиваются планы по возведению настоящих новых торговых центров по 20000–90000 кв.м.

Чего еще много в городе – так это аптек, автозаправочных станций и магазинов автозапчастей. Автомобильная тематика понятна и объяснима, а вот фармацевтика – это особая сфера. Аптек и аптечных киосков очень много, и они также объединены в крупные сети. А вот чего пока совсем мало – так это предприятий общественного питания.

Общественное питание

До недавних пор можно было подумать, что нижегородцы решительно не любят есть вне дома. На весь без малого полуторамиллионный город было два-три приличных ресторана, столько же закусочных «Макдональдс» и считанное количество весьма примитивных кафе. Поесть в обед было тем более негде.

Какие-то перемены к лучшему наметились лишь в 2001 году. Именно так: 2000 год был годом современных продовольственных магазинов, 2001 – годом начала перемен в общепите. Открылись первые заведения с национальными кухнями: немецкой, французской, японской, тайской. Мексиканская и более привычные грузинская, среднеазиатская и корейская были и раньше. Значительно поднялись уровнем существовавшие ранее кафе и открылось много новых. Появились сети «тонаров» с легкой закуской на обед – слоеными пирожками или пончиками. Летом город расцвел от обилия летних кафе. Все говорит о том, что общепит на подъеме, хотя в него еще не пришли такие инвестиции, как в розничную торговлю. По-видимому, это город ожидает в скором будущем.

Общественное питание сейчас находится на своеобразном перепутье. Спрос на его услуги есть, и огромный. К месту бы пришлись и новые рестораны, и бары и форматы типа фудкорта для дневной трапезы. Но не хватает персонала, не хватает опыта, не хватает нужной инфраструктуры, специальных продуктов и, самое главное, знаний об организации общественного питания. Пока заведения, заботящиеся о своей репутации, вынуждены посылать поваров на стажировки в столицу и оттуда же привозить отсутствующие на местном рынке продукты для кухни. Да-да, это пусть магазины говорят, что ассортимент нижегородских оптовых компаний их полностью устраивает. Рестораны вот не устраивает, нет пока для них нужной инфраструктуры.

Торговое оборудование

Понятно, что при таком бурном развитии розницы существует огромный спрос на торговое оборудование. И на самом деле, торговое оборудование – один из наиболее динамично развивающихся рынков. Количество компаний, работающих на нем, увеличивается постоянно. Нельзя сказать, что в Нижний Новгород немедленно привозятся все новинки, но на этом рынке активно работают как местные компании, так и филиалы всем известных московских фирм. Так что любой, кто решит начать бизнес в Нижнем Новгороде, без оборудования не останется.

Власти

А бизнес начинать здесь можно. Хотя слава «Нижнего Новгорода – полигона реформ» давно без следа растворилась, хотя летом 2001 года выборы выиграл губернатор-коммунист, экономическая политика властей по отношению к торговле всегда была довольно благоприятной. В области не было попыток принудительного ограничения перемещения товаров, может быть, за исключением алкогольного рынка, но и там меры были без перегибов, коими так славны многие российские регионы. Был слух о региональных марках для безалкогольных напитков, но благополучно затих, было возмущение по поводу того, что все молоко в хозяйствах скупают москвичи, но опять же успокоилось. Да, скупают, но Чувашия и Мордовия, в свою очередь, везут свою молочную продукцию на нижегородский рынок с превеликим удовольствием: здесь ее можно продать чуть дороже и в любых объемах. Так что без молока область не останется.

Основные трения, возникающие с властями, – это расчет ставок единого налога на вмененный доход и вопросы проведения проверок со стороны инспектирующих органов. Напомним, Нижегородская область – пионер в применении ЕНВД, и к такой форме налогообложения здесь все привыкли, и ставки более-менее устоялись. А по вопросам «административных барьеров», как ласково называют многочисленные проверки сами власти, тоже есть определенные подвижки. По крайней мере, эта тема звучит постоянно и то, что сама администрация призывает бороться с этими «барьерами», не может не радовать предпринимателей.

Хотелось бы рассказать еще об одном положительном опыте. В Нижнем Новгороде успешно прошли конкурсы на лучший магазин города и на лучшее предприятие общественного питания. Такая слегка подзабытая форма работы получила хороший положительный резонанс в современных условиях. Эти конкурсы, проведенные открыто, с привлечением СМИ, с торжественным награждением победителей, явно послужили обмену передовым опытом и способствовали развитию торговли и общественного питания в городе. Ведь предприниматели народ такой: им бы только услышать, где чего хорошего происходит…

Корреспондент В.Носов

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.

О Нижнем Новгороде в целом и в частностях

Школьный учебник говорит нам, что в позапрошлом веке Нижний Новгород был крупным торговым центром, чуть ли не главнее первопрестольной. Однако потом власть сменилась, а с ней и приоритеты. Про торговлю как-то забыли, отдав первенство производству, причем производству группы А, как написано в том же самом учебнике. Или к чему у нас относятся истребители, подводные лодки и бронетранспортеры? Еще здесь есть автомобилестроение и большая химия, а вот продуктов питания и прочего, из гражданского ассортимента, без малого четырехмиллионной области всегда не хватало.

Возможно, отчасти, и по этой причине торговый бизнес в Нижнем Новгороде в последнее десятилетие развивается весьма активно. Действительно, народ-то кормить надо, кто ж его накормит, кроме торговли? Основной транспортный поток идет, как всегда из Москвы, но Нижний Новгород сам по себе стал торговым центром Волго-Вятского региона. Предприниматели из Чувашии и Марий Эл до Москвы добираются не всегда, предпочитая отовариваться в Нижнем. Торг здесь большой. В области около 8000 магазинов, не считая сельских, и как минимум 2000 оптовых компаний. Емкий развитый рынок, с одной стороны, и конкуренция, невысокие торговые наценки, небольшие доходы населения – с другой. Таков в целом нижегородский рынок. Кого-то такое сочетание пугает, кого-то привлекает, но обо всем по порядку.

Оптовая торговля

Нижний Новгород считается городом с хорошо развитым оптовым звеном, и это действительно так. Только на продовольственном рынке области работают более 500 компаний. Крупнейшие – «Альянс», «Сладкая жизнь», «ВКТ», «Демпо». Это компании с большим оборотом, располагающие целой сетью складов и работающие на высоком организационном уровне. Ассортимент этих «грандов» местного рынка составляет 3–5 тысяч наименований и закрывает практически все товарные группы. Но на рынке хватает места и множеству компаний, лидирующих в своей узкоспециализированной группе товаров, а также крупнооптовым фирмам, поставляющим товары производителям и другим оптовикам, непосредственно работающим с розницей. Капитал в торговом бизнесе в основном местный, но по ряду важных позиций лидируют филиалы московских фирм, формируя ситуацию и диктуя свои цены. Так происходит, например, с сахаром. А есть и целые сферы, например, фармацевтика, где тон задают национальные дистрибьюторы.

Вернемся к продовольственному рынку. Из всех компаний только «Сладкая жизнь» открывает склады в формате Cаsh&Carry, остальные делают упор на доставку товаров. Но в целом схемам логистики еще предстоит совершенствоваться, пока большая часть торгового оборота происходит на оптовых базах, куда приезжают экспедиторы магазинов.

В последнее время много разговоров идет о том, что оптовая торговля будет изменяться, место останется лишь для небольшого числа крупных компаний. Глядя на нижегородский рынок, пока такого вывода сделать нельзя. Да, дистрибьюторские центры крупных компаний, построенные в последнее время, впечатляют. Но общее количество оптовиков за последние годы не сократилось, а даже выросло, на торговых базах сложно арендовать места ввиду отсутствия свободных площадей. Хотя лидеры определились, ни одна из компаний не в состоянии полностью обеспечить товаром современный супермаркет. Поэтому места на рынке хватает всем. И в этих условиях главной тенденцией развития оптового звена в последние два-три года стала тенденция, не связанная напрямую с оптом.

Многие крупные и не очень крупные оптовые компании начали создавать собственные сети розничных магазинов. Это похоже на эпидемию – магазины открываются самые разные: у кого-то шикарные, у кого-то самые простые. Наибольших успехов здесь добилась компания «Альянс», у которой уже больше 40 собственных магазинов. Такое увлечение розницей дает как очевидные плюсы: увеличение оборота, скидки у производителей, получение бесценных маркетинговых сведений, возможностей в продвижении новых товаров, так и не менее очевидные минусы: распыление финансов, отказ от сотрудничества магазинов, находящихся поблизости от магазинов сети. Но подробнее о рознице давайте говорить отдельно.

Розничная торговля

Здесь в городе происходит настоящий бум. Все сильно изменилось даже за полтора года, прошедшие с момента публикации прошлого, посвященного Нижнему Новгороду обзора. Если тогда мы говорили об открытии первых магазинов самообслуживания, то теперь в городе появились целые сети новехоньких, с иголочки магазинов, все сплошь с самообслуживанием. Переоборудуются и «старые» магазины. Главная заслуга тут принадлежит уже упомянутой компании «Альянс», в кратчайшие сроки развернувшей сеть своих магазинов под торговыми марками «Пятачок» и «Караван». Первые по формату ближе к дискаунтерам, имеют ассортимент, ограниченный 1000–2000 позиций. Вторые – полноценные супермаркеты большой площади. Главной особенностью сети «Пятачок» стали очень низкие цены, поначалу и вовсе бывшие чуть ли не вровень с оптовыми «Альянса». Появление сети подобных магазинов вызвало явное недовольство со стороны владельцев других торговых точек – средняя торговая наценка в городе и без того была невысокая, теперь же конкуренция ужесточилась до предела. А жителям города такие новости пришлись по вкусу. Куда как приятнее делать покупки в современном магазине, неспешно гуляя между полками, чем толкаться на рынке. Цены-то в магазине вровень или даже ниже!

Да-да, в Нижнем Новгороде рынки быстро теряют своих клиентов. Виной тому описанные дискаунтеры, а также магазины, открытые по «социальной программе» города. Схема ее следующая. Городские власти предоставляют помещения по льготной ставке арендной платы, взамен контролируя цены по фиксированному списку важнейших продуктов питания. Схема была придумана и реализована после кризиса 1998 года, первыми к открытию «социальных» магазинов призвали оптовиков. Не отсюда ли столь большая активность оптовых компаний в розничном бизнесе? Так или иначе, в городе появилось больше 40 магазинов, торгующих по весьма низким ценам.

Итак, в городе сейчас развиваются несколько подходов к созданию магазинов. Самые простые, иногда даже примитивные, магазины открываются по социальной программе. Подход «Альянса» с сетью «Пятачков» – пример разумно-экономного подхода, когда технологии и оборудование применяются современные, но сами магазины ремонтируются по минимуму, ассортимент в них ограничен, благодаря чему достигаются низкие цены. Третий вариант реализует «Сладкая жизнь», вернее, созданная на ее базе новая компания Spar Middle Volga. К моменту выхода статьи в городе откроется первый магазин под маркой Spar. Это подход тех, кому надоело изобретать велосипеды. Озвученные планы включают открытие современных супермаркетов, основанных целиком на западных технологиях. Стоит такой магазин немало, по ассортименту и ценам получается ориентированным на более взыскательного и платежеспособного покупателя.

Оправдан ли этот бум магазинов на продовольственном рынке? Розничный бизнес сейчас - вещь легко просчитываемая. Суперприбылей и легких денег в нем быть не может. Поэтому, конечно же, налицо пик процесса внешних инвестиций в отрасль. Инвестиции идут в розницу, привлеченные стабилизацией экономики, поддержкой местных властей и чувствуя надежную опору в виде развитого оптового звена. Есть уже, конечно, и первые разочаровавшиеся – давление конкуренции очень сильно, и владельцам одного-двух магазинов крайне трудно найти деньги на переоборудование торговых площадей и оправдать потом вложения.

В непродуктовых сферах все немного по-другому. В бытовой технике и электронике рынок давно поделен между двумя крупными местными фирмами – «Электроника» и «Бытовая автоматика» – и московскими сетями, серьезных перемен на нем нет, хотя многие с интересом смотрят в сторону недавно открывшегося первого в городе магазина «М.видео». Одежду население по-прежнему предпочитает покупать на рынках, но в то же время в городе появилось сразу несколько довольно крупных торговых центров на самых бойких местах. Все они не являются едиными торговыми предприятиями, а сдают места в аренду частным предпринимателям. Вот так: больших серьезных фирменных сетей магазинов одежды, обуви или парфюмерии нет, а красивые современные торговые центры есть. В изобилии открылись на главных улицах города и бутики самых известных торговых марок. Впрочем, то же самое можно наблюдать и в любом другом городе. Специалисты считают, что пока ни одно направление розничной торговли города не достигло насыщения, так что возможности еще есть. Хотя уже сейчас найти подходящее помещение – огромная проблема. Строительство магазина «с нуля» – пока событие редчайшее. Но в городе уже озвучиваются планы по возведению настоящих новых торговых центров по 20000–90000 кв.м.

Чего еще много в городе – так это аптек, автозаправочных станций и магазинов автозапчастей. Автомобильная тематика понятна и объяснима, а вот фармацевтика – это особая сфера. Аптек и аптечных киосков очень много, и они также объединены в крупные сети. А вот чего пока совсем мало – так это предприятий общественного питания.

Общественное питание

До недавних пор можно было подумать, что нижегородцы решительно не любят есть вне дома. На весь без малого полуторамиллионный город было два-три приличных ресторана, столько же закусочных «Макдональдс» и считанное количество весьма примитивных кафе. Поесть в обед было тем более негде.

Какие-то перемены к лучшему наметились лишь в 2001 году. Именно так: 2000 год был годом современных продовольственных магазинов, 2001 – годом начала перемен в общепите. Открылись первые заведения с национальными кухнями: немецкой, французской, японской, тайской. Мексиканская и более привычные грузинская, среднеазиатская и корейская были и раньше. Значительно поднялись уровнем существовавшие ранее кафе и открылось много новых. Появились сети «тонаров» с легкой закуской на обед – слоеными пирожками или пончиками. Летом город расцвел от обилия летних кафе. Все говорит о том, что общепит на подъеме, хотя в него еще не пришли такие инвестиции, как в розничную торговлю. По-видимому, это город ожидает в скором будущем.

Общественное питание сейчас находится на своеобразном перепутье. Спрос на его услуги есть, и огромный. К месту бы пришлись и новые рестораны, и бары и форматы типа фудкорта для дневной трапезы. Но не хватает персонала, не хватает опыта, не хватает нужной инфраструктуры, специальных продуктов и, самое главное, знаний об организации общественного питания. Пока заведения, заботящиеся о своей репутации, вынуждены посылать поваров на стажировки в столицу и оттуда же привозить отсутствующие на местном рынке продукты для кухни. Да-да, это пусть магазины говорят, что ассортимент нижегородских оптовых компаний их полностью устраивает. Рестораны вот не устраивает, нет пока для них нужной инфраструктуры.

Торговое оборудование

Понятно, что при таком бурном развитии розницы существует огромный спрос на торговое оборудование. И на самом деле, торговое оборудование – один из наиболее динамично развивающихся рынков. Количество компаний, работающих на нем, увеличивается постоянно. Нельзя сказать, что в Нижний Новгород немедленно привозятся все новинки, но на этом рынке активно работают как местные компании, так и филиалы всем известных московских фирм. Так что любой, кто решит начать бизнес в Нижнем Новгороде, без оборудования не останется.

Власти

А бизнес начинать здесь можно. Хотя слава «Нижнего Новгорода – полигона реформ» давно без следа растворилась, хотя летом 2001 года выборы выиграл губернатор-коммунист, экономическая политика властей по отношению к торговле всегда была довольно благоприятной. В области не было попыток принудительного ограничения перемещения товаров, может быть, за исключением алкогольного рынка, но и там меры были без перегибов, коими так славны многие российские регионы. Был слух о региональных марках для безалкогольных напитков, но благополучно затих, было возмущение по поводу того, что все молоко в хозяйствах скупают москвичи, но опять же успокоилось. Да, скупают, но Чувашия и Мордовия, в свою очередь, везут свою молочную продукцию на нижегородский рынок с превеликим удовольствием: здесь ее можно продать чуть дороже и в любых объемах. Так что без молока область не останется.

Основные трения, возникающие с властями, – это расчет ставок единого налога на вмененный доход и вопросы проведения проверок со стороны инспектирующих органов. Напомним, Нижегородская область – пионер в применении ЕНВД, и к такой форме налогообложения здесь все привыкли, и ставки более-менее устоялись. А по вопросам «административных барьеров», как ласково называют многочисленные проверки сами власти, тоже есть определенные подвижки. По крайней мере, эта тема звучит постоянно и то, что сама администрация призывает бороться с этими «барьерами», не может не радовать предпринимателей.

Хотелось бы рассказать еще об одном положительном опыте. В Нижнем Новгороде успешно прошли конкурсы на лучший магазин города и на лучшее предприятие общественного питания. Такая слегка подзабытая форма работы получила хороший положительный резонанс в современных условиях. Эти конкурсы, проведенные открыто, с привлечением СМИ, с торжественным награждением победителей, явно послужили обмену передовым опытом и способствовали развитию торговли и общественного питания в городе. Ведь предприниматели народ такой: им бы только услышать, где чего хорошего происходит…

Корреспондент В.Носов

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.
© Обзор цен. Продукты питания. N 48, 2001г.О Нижнем Новгороде в целом и в частностях Школьный учебник говорит нам, что в позапрошлом веке Нижний Новгород был крупным торговым центром, чуть ли не главнее первопрестольной. Однако потом власть сменилась, а с ней и приоритеты. Про торговлю как-то забыли, отдав первенство производству, причем производству группы А, как написано в том же самом учебнике. Или к чему у нас относятся истребители, подводные лодки и бронетранспортеры? Еще здесь есть автомобилестроение и большая химия, а вот продуктов питания и прочего, из гражданского ассортимента, без малого четырехмиллионной области всегда не хватало. Возможно, отчасти, и по этой причине торговый бизнес в Нижнем Новгороде в последнее десятилетие развивается весьма активно. Действительно, народ-то кормить надо, кто ж его накормит, кроме торговли? Основной транспортный поток идет, как всегда из Москвы, но Нижний Новгород сам по себе стал торговым центром Волго-Вятского региона. Предприниматели из Чувашии и Марий Эл до Москвы добираются не всегда, предпочитая отовариваться в Нижнем. Торг здесь большой. В области около 8000 магазинов, не считая сельских, и как минимум 2000 оптовых компаний. Емкий развитый рынок, с одной стороны, и конкуренция, невысокие торговые наценки, небольшие доходы населения – с другой. Таков в целом нижегородский рынок. Кого-то такое сочетание пугает, кого-то привлекает, но обо всем по порядку. Оптовая торговля Нижний Новгород считается городом с хорошо развитым оптовым звеном, и это действительно так. Только на продовольственном рынке области работают более 500 компаний. Крупнейшие – «Альянс», «Сладкая жизнь», «ВКТ», «Демпо». Это компании с большим оборотом, располагающие целой сетью складов и работающие на высоком организационном уровне. Ассортимент этих «грандов» местного рынка составляет 3–5 тысяч наименований и закрывает практически все товарные группы. Но на рынке хватает места и множеству компаний, лидирующих в своей узкоспециализированной группе товаров, а также крупнооптовым фирмам, поставляющим товары производителям и другим оптовикам, непосредственно работающим с розницей. Капитал в торговом бизнесе в основном местный, но по ряду важных позиций лидируют филиалы московских фирм, формируя ситуацию и диктуя свои цены. Так происходит, например, с сахаром. А есть и целые сферы, например, фармацевтика, где тон задают национальные дистрибьюторы. Вернемся к продовольственному рынку. Из всех компаний только «Сладкая жизнь» открывает склады в формате Cаsh&Carry, остальные делают упор на доставку товаров. Но в целом схемам логистики еще предстоит совершенствоваться, пока большая часть торгового оборота происходит на оптовых базах, куда приезжают экспедиторы магазинов. В последнее время много разговоров идет о том, что оптовая торговля будет изменяться, место останется лишь для небольшого числа крупных компаний. Глядя на нижегородский рынок, пока такого вывода сделать нельзя. Да, дистрибьюторские центры крупных компаний, построенные в последнее время, впечатляют. Но общее количество оптовиков за последние годы не сократилось, а даже выросло, на торговых базах сложно арендовать места ввиду отсутствия свободных площадей. Хотя лидеры определились, ни одна из компаний не в состоянии полностью обеспечить товаром современный супермаркет. Поэтому места на рынке хватает всем. И в этих условиях главной тенденцией развития оптового звена в последние два-три года стала тенденция, не связанная напрямую с оптом. Многие крупные и не очень крупные оптовые компании начали создавать собственные сети розничных магазинов. Это похоже на эпидемию – магазины открываются самые разные: у кого-то шикарные, у кого-то самые простые. Наибольших успехов здесь добилась компания «Альянс», у которой уже больше 40 собственных магазинов. Такое увлечение розницей дает как очевидные плюсы: увеличение оборота, скидки у производителей, получение бесценных маркетинговых сведений, возможностей в продвижении новых товаров, так и не менее очевидные минусы: распыление финансов, отказ от сотрудничества магазинов, находящихся поблизости от магазинов сети. Но подробнее о рознице давайте говорить отдельно. Розничная торговля Здесь в городе происходит настоящий бум. Все сильно изменилось даже за полтора года, прошедшие с момента публикации прошлого, посвященного Нижнему Новгороду обзора. Если тогда мы говорили об открытии первых магазинов самообслуживания, то теперь в городе появились целые сети новехоньких, с иголочки магазинов, все сплошь с самообслуживанием. Переоборудуются и «старые» магазины. Главная заслуга тут принадлежит уже упомянутой компании «Альянс», в кратчайшие сроки развернувшей сеть своих магазинов под торговыми марками «Пятачок» и «Караван». Первые по формату ближе к дискаунтерам, имеют ассортимент, ограниченный 1000–2000 позиций. Вторые – полноценные супермаркеты большой площади. Главной особенностью сети «Пятачок» стали очень низкие цены, поначалу и вовсе бывшие чуть ли не вровень с оптовыми «Альянса». Появление сети подобных магазинов вызвало явное недовольство со стороны владельцев других торговых точек – средняя торговая наценка в городе и без того была невысокая, теперь же конкуренция ужесточилась до предела. А жителям города такие новости пришлись по вкусу. Куда как приятнее делать покупки в современном магазине, неспешно гуляя между полками, чем толкаться на рынке. Цены-то в магазине вровень или даже ниже! Да-да, в Нижнем Новгороде рынки быстро теряют своих клиентов. Виной тому описанные дискаунтеры, а также магазины, открытые по «социальной программе» города. Схема ее следующая. Городские власти предоставляют помещения по льготной ставке арендной платы, взамен контролируя цены по фиксированному списку важнейших продуктов питания. Схема была придумана и реализована после кризиса 1998 года, первыми к открытию «социальных» магазинов призвали оптовиков. Не отсюда ли столь большая активность оптовых компаний в розничном бизнесе? Так или иначе, в городе появилось больше 40 магазинов, торгующих по весьма низким ценам. Итак, в городе сейчас развиваются несколько подходов к созданию магазинов. Самые простые, иногда даже примитивные, магазины открываются по социальной программе. Подход «Альянса» с сетью «Пятачков» – пример разумно-экономного подхода, когда технологии и оборудование применяются современные, но сами магазины ремонтируются по минимуму, ассортимент в них ограничен, благодаря чему достигаются низкие цены. Третий вариант реализует «Сладкая жизнь», вернее, созданная на ее базе новая компания Spar Middle Volga. К моменту выхода статьи в городе откроется первый магазин под маркой Spar. Это подход тех, кому надоело изобретать велосипеды. Озвученные планы включают открытие современных супермаркетов, основанных целиком на западных технологиях. Стоит такой магазин немало, по ассортименту и ценам получается ориентированным на более взыскательного и платежеспособного покупателя. Оправдан ли этот бум магазинов на продовольственном рынке? Розничный бизнес сейчас - вещь легко просчитываемая. Суперприбылей и легких денег в нем быть не может. Поэтому, конечно же, налицо пик процесса внешних инвестиций в отрасль. Инвестиции идут в розницу, привлеченные стабилизацией экономики, поддержкой местных властей и чувствуя надежную опору в виде развитого оптового звена. Есть уже, конечно, и первые разочаровавшиеся – давление конкуренции очень сильно, и владельцам одного-двух магазинов крайне трудно найти деньги на переоборудование торговых площадей и оправдать потом вложения. В непродуктовых сферах все немного по-другому. В бытовой технике и электронике рынок давно поделен между двумя крупными местными фирмами – «Электроника» и «Бытовая автоматика» – и московскими сетями, серьезных перемен на нем нет, хотя многие с интересом смотрят в сторону недавно открывшегося первого в городе магазина «М.видео». Одежду население по-прежнему предпочитает покупать на рынках, но в то же время в городе появилось сразу несколько довольно крупных торговых центров на самых бойких местах. Все они не являются едиными торговыми предприятиями, а сдают места в аренду частным предпринимателям. Вот так: больших серьезных фирменных сетей магазинов одежды, обуви или парфюмерии нет, а красивые современные торговые центры есть. В изобилии открылись на главных улицах города и бутики самых известных торговых марок. Впрочем, то же самое можно наблюдать и в любом другом городе. Специалисты считают, что пока ни одно направление розничной торговли города не достигло насыщения, так что возможности еще есть. Хотя уже сейчас найти подходящее помещение – огромная проблема. Строительство магазина «с нуля» – пока событие редчайшее. Но в городе уже озвучиваются планы по возведению настоящих новых торговых центров по 20000–90000 кв.м. Чего еще много в городе – так это аптек, автозаправочных станций и магазинов автозапчастей. Автомобильная тематика понятна и объяснима, а вот фармацевтика – это особая сфера. Аптек и аптечных киосков очень много, и они также объединены в крупные сети. А вот чего пока совсем мало – так это предприятий общественного питания. Общественное питание До недавних пор можно было подумать, что нижегородцы решительно не любят есть вне дома. На весь без малого полуторамиллионный город было два-три приличных ресторана, столько же закусочных «Макдональдс» и считанное количество весьма примитивных кафе. Поесть в обед было тем более негде. Какие-то перемены к лучшему наметились лишь в 2001 году. Именно так: 2000 год был годом современных продовольственных магазинов, 2001 – годом начала перемен в общепите. Открылись первые заведения с национальными кухнями: немецкой, французской, японской, тайской. Мексиканская и более привычные грузинская, среднеазиатская и корейская были и раньше. Значительно поднялись уровнем существовавшие ранее кафе и открылось много новых. Появились сети «тонаров» с легкой закуской на обед – слоеными пирожками или пончиками. Летом город расцвел от обилия летних кафе. Все говорит о том, что общепит на подъеме, хотя в него еще не пришли такие инвестиции, как в розничную торговлю. По-видимому, это город ожидает в скором будущем. Общественное питание сейчас находится на своеобразном перепутье. Спрос на его услуги есть, и огромный. К месту бы пришлись и новые рестораны, и бары и форматы типа фудкорта для дневной трапезы. Но не хватает персонала, не хватает опыта, не хватает нужной инфраструктуры, специальных продуктов и, самое главное, знаний об организации общественного питания. Пока заведения, заботящиеся о своей репутации, вынуждены посылать поваров на стажировки в столицу и оттуда же привозить отсутствующие на местном рынке продукты для кухни. Да-да, это пусть магазины говорят, что ассортимент нижегородских оптовых компаний их полностью устраивает. Рестораны вот не устраивает, нет пока для них нужной инфраструктуры. Торговое оборудование Понятно, что при таком бурном развитии розницы существует огромный спрос на торговое оборудование. И на самом деле, торговое оборудование – один из наиболее динамично развивающихся рынков. Количество компаний, работающих на нем, увеличивается постоянно. Нельзя сказать, что в Нижний Новгород немедленно привозятся все новинки, но на этом рынке активно работают как местные компании, так и филиалы всем известных московских фирм. Так что любой, кто решит начать бизнес в Нижнем Новгороде, без оборудования не останется. Власти А бизнес начинать здесь можно. Хотя слава «Нижнего Новгорода – полигона реформ» давно без следа растворилась, хотя летом 2001 года выборы выиграл губернатор-коммунист, экономическая политика властей по отношению к торговле всегда была довольно благоприятной. В области не было попыток принудительного ограничения перемещения товаров, может быть, за исключением алкогольного рынка, но и там меры были без перегибов, коими так славны многие российские регионы. Был слух о региональных марках для безалкогольных напитков, но благополучно затих, было возмущение по поводу того, что все молоко в хозяйствах скупают москвичи, но опять же успокоилось. Да, скупают, но Чувашия и Мордовия, в свою очередь, везут свою молочную продукцию на нижегородский рынок с превеликим удовольствием: здесь ее можно продать чуть дороже и в любых объемах. Так что без молока область не останется. Основные трения, возникающие с властями, – это расчет ставок единого налога на вмененный доход и вопросы проведения проверок со стороны инспектирующих органов. Напомним, Нижегородская область – пионер в применении ЕНВД, и к такой форме налогообложения здесь все привыкли, и ставки более-менее устоялись. А по вопросам «административных барьеров», как ласково называют многочисленные проверки сами власти, тоже есть определенные подвижки. По крайней мере, эта тема звучит постоянно и то, что сама администрация призывает бороться с этими «барьерами», не может не радовать предпринимателей. Хотелось бы рассказать еще об одном положительном опыте. В Нижнем Новгороде успешно прошли конкурсы на лучший магазин города и на лучшее предприятие общественного питания. Такая слегка подзабытая форма работы получила хороший положительный резонанс в современных условиях. Эти конкурсы, проведенные открыто, с привлечением СМИ, с торжественным награждением победителей, явно послужили обмену передовым опытом и способствовали развитию торговли и общественного питания в городе. Ведь предприниматели народ такой: им бы только услышать, где чего хорошего происходит… Корреспондент В.НосовОтзывы о материалеСмотрите также

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Цифровизация закупочных процедур для ритейла и FMC...
449
Рассказывают эксперты Metro, «Байрам», «Бахетле» и...
677
О новой стратегии найма и обучения персонала, гейм...
769
Как обучать сотрудников и выстраивать взаимоотноше...
981
Ритейлер увеличил динамику продаж на 6%, внедрив н...
1210
Ритейлер организовал прием платежей от покупателей...
1456
Рекомендуем посетить
Торговля в Нижнем Новгороде.

О Нижнем Новгороде в целом и в частностях

Школьный учебник говорит нам, что в позапрошлом веке Нижний Новгород был крупным торговым центром, чуть ли не главнее первопрестольной. Однако потом власть сменилась, а с ней и приоритеты. Про торговлю как-то забыли, отдав первенство производству, причем производству группы А, как написано в том же самом учебнике. Или к чему у нас относятся истребители, подводные лодки и бронетранспортеры? Еще здесь есть автомобилестроение и большая химия, а вот продуктов питания и прочего, из гражданского ассортимента, без малого четырехмиллионной области всегда не хватало.

Возможно, отчасти, и по этой причине торговый бизнес в Нижнем Новгороде в последнее десятилетие развивается весьма активно. Действительно, народ-то кормить надо, кто ж его накормит, кроме торговли? Основной транспортный поток идет, как всегда из Москвы, но Нижний Новгород сам по себе стал торговым центром Волго-Вятского региона. Предприниматели из Чувашии и Марий Эл до Москвы добираются не всегда, предпочитая отовариваться в Нижнем. Торг здесь большой. В области около 8000 магазинов, не считая сельских, и как минимум 2000 оптовых компаний. Емкий развитый рынок, с одной стороны, и конкуренция, невысокие торговые наценки, небольшие доходы населения – с другой. Таков в целом нижегородский рынок. Кого-то такое сочетание пугает, кого-то привлекает, но обо всем по порядку.

Оптовая торговля

Нижний Новгород считается городом с хорошо развитым оптовым звеном, и это действительно так. Только на продовольственном рынке области работают более 500 компаний. Крупнейшие – «Альянс», «Сладкая жизнь», «ВКТ», «Демпо». Это компании с большим оборотом, располагающие целой сетью складов и работающие на высоком организационном уровне. Ассортимент этих «грандов» местного рынка составляет 3–5 тысяч наименований и закрывает практически все товарные группы. Но на рынке хватает места и множеству компаний, лидирующих в своей узкоспециализированной группе товаров, а также крупнооптовым фирмам, поставляющим товары производителям и другим оптовикам, непосредственно работающим с розницей. Капитал в торговом бизнесе в основном местный, но по ряду важных позиций лидируют филиалы московских фирм, формируя ситуацию и диктуя свои цены. Так происходит, например, с сахаром. А есть и целые сферы, например, фармацевтика, где тон задают национальные дистрибьюторы.

Вернемся к продовольственному рынку. Из всех компаний только «Сладкая жизнь» открывает склады в формате Cаsh&Carry, остальные делают упор на доставку товаров. Но в целом схемам логистики еще предстоит совершенствоваться, пока большая часть торгового оборота происходит на оптовых базах, куда приезжают экспедиторы магазинов.

В последнее время много разговоров идет о том, что оптовая торговля будет изменяться, место останется лишь для небольшого числа крупных компаний. Глядя на нижегородский рынок, пока такого вывода сделать нельзя. Да, дистрибьюторские центры крупных компаний, построенные в последнее время, впечатляют. Но общее количество оптовиков за последние годы не сократилось, а даже выросло, на торговых базах сложно арендовать места ввиду отсутствия свободных площадей. Хотя лидеры определились, ни одна из компаний не в состоянии полностью обеспечить товаром современный супермаркет. Поэтому места на рынке хватает всем. И в этих условиях главной тенденцией развития оптового звена в последние два-три года стала тенденция, не связанная напрямую с оптом.

Многие крупные и не очень крупные оптовые компании начали создавать собственные сети розничных магазинов. Это похоже на эпидемию – магазины открываются самые разные: у кого-то шикарные, у кого-то самые простые. Наибольших успехов здесь добилась компания «Альянс», у которой уже больше 40 собственных магазинов. Такое увлечение розницей дает как очевидные плюсы: увеличение оборота, скидки у производителей, получение бесценных маркетинговых сведений, возможностей в продвижении новых товаров, так и не менее очевидные минусы: распыление финансов, отказ от сотрудничества магазинов, находящихся поблизости от магазинов сети. Но подробнее о рознице давайте говорить отдельно.

Розничная торговля

Здесь в городе происходит настоящий бум. Все сильно изменилось даже за полтора года, прошедшие с момента публикации прошлого, посвященного Нижнему Новгороду обзора. Если тогда мы говорили об открытии первых магазинов самообслуживания, то теперь в городе появились целые сети новехоньких, с иголочки магазинов, все сплошь с самообслуживанием. Переоборудуются и «старые» магазины. Главная заслуга тут принадлежит уже упомянутой компании «Альянс», в кратчайшие сроки развернувшей сеть своих магазинов под торговыми марками «Пятачок» и «Караван». Первые по формату ближе к дискаунтерам, имеют ассортимент, ограниченный 1000–2000 позиций. Вторые – полноценные супермаркеты большой площади. Главной особенностью сети «Пятачок» стали очень низкие цены, поначалу и вовсе бывшие чуть ли не вровень с оптовыми «Альянса». Появление сети подобных магазинов вызвало явное недовольство со стороны владельцев других торговых точек – средняя торговая наценка в городе и без того была невысокая, теперь же конкуренция ужесточилась до предела. А жителям города такие новости пришлись по вкусу. Куда как приятнее делать покупки в современном магазине, неспешно гуляя между полками, чем толкаться на рынке. Цены-то в магазине вровень или даже ниже!

Да-да, в Нижнем Новгороде рынки быстро теряют своих клиентов. Виной тому описанные дискаунтеры, а также магазины, открытые по «социальной программе» города. Схема ее следующая. Городские власти предоставляют помещения по льготной ставке арендной платы, взамен контролируя цены по фиксированному списку важнейших продуктов питания. Схема была придумана и реализована после кризиса 1998 года, первыми к открытию «социальных» магазинов призвали оптовиков. Не отсюда ли столь большая активность оптовых компаний в розничном бизнесе? Так или иначе, в городе появилось больше 40 магазинов, торгующих по весьма низким ценам.

Итак, в городе сейчас развиваются несколько подходов к созданию магазинов. Самые простые, иногда даже примитивные, магазины открываются по социальной программе. Подход «Альянса» с сетью «Пятачков» – пример разумно-экономного подхода, когда технологии и оборудование применяются современные, но сами магазины ремонтируются по минимуму, ассортимент в них ограничен, благодаря чему достигаются низкие цены. Третий вариант реализует «Сладкая жизнь», вернее, созданная на ее базе новая компания Spar Middle Volga. К моменту выхода статьи в городе откроется первый магазин под маркой Spar. Это подход тех, кому надоело изобретать велосипеды. Озвученные планы включают открытие современных супермаркетов, основанных целиком на западных технологиях. Стоит такой магазин немало, по ассортименту и ценам получается ориентированным на более взыскательного и платежеспособного покупателя.

Оправдан ли этот бум магазинов на продовольственном рынке? Розничный бизнес сейчас - вещь легко просчитываемая. Суперприбылей и легких денег в нем быть не может. Поэтому, конечно же, налицо пик процесса внешних инвестиций в отрасль. Инвестиции идут в розницу, привлеченные стабилизацией экономики, поддержкой местных властей и чувствуя надежную опору в виде развитого оптового звена. Есть уже, конечно, и первые разочаровавшиеся – давление конкуренции очень сильно, и владельцам одного-двух магазинов крайне трудно найти деньги на переоборудование торговых площадей и оправдать потом вложения.

В непродуктовых сферах все немного по-другому. В бытовой технике и электронике рынок давно поделен между двумя крупными местными фирмами – «Электроника» и «Бытовая автоматика» – и московскими сетями, серьезных перемен на нем нет, хотя многие с интересом смотрят в сторону недавно открывшегося первого в городе магазина «М.видео». Одежду население по-прежнему предпочитает покупать на рынках, но в то же время в городе появилось сразу несколько довольно крупных торговых центров на самых бойких местах. Все они не являются едиными торговыми предприятиями, а сдают места в аренду частным предпринимателям. Вот так: больших серьезных фирменных сетей магазинов одежды, обуви или парфюмерии нет, а красивые современные торговые центры есть. В изобилии открылись на главных улицах города и бутики самых известных торговых марок. Впрочем, то же самое можно наблюдать и в любом другом городе. Специалисты считают, что пока ни одно направление розничной торговли города не достигло насыщения, так что возможности еще есть. Хотя уже сейчас найти подходящее помещение – огромная проблема. Строительство магазина «с нуля» – пока событие редчайшее. Но в городе уже озвучиваются планы по возведению настоящих новых торговых центров по 20000–90000 кв.м.

Чего еще много в городе – так это аптек, автозаправочных станций и магазинов автозапчастей. Автомобильная тематика понятна и объяснима, а вот фармацевтика – это особая сфера. Аптек и аптечных киосков очень много, и они также объединены в крупные сети. А вот чего пока совсем мало – так это предприятий общественного питания.

Общественное питание

До недавних пор можно было подумать, что нижегородцы решительно не любят есть вне дома. На весь без малого полуторамиллионный город было два-три приличных ресторана, столько же закусочных «Макдональдс» и считанное количество весьма примитивных кафе. Поесть в обед было тем более негде.

Какие-то перемены к лучшему наметились лишь в 2001 году. Именно так: 2000 год был годом современных продовольственных магазинов, 2001 – годом начала перемен в общепите. Открылись первые заведения с национальными кухнями: немецкой, французской, японской, тайской. Мексиканская и более привычные грузинская, среднеазиатская и корейская были и раньше. Значительно поднялись уровнем существовавшие ранее кафе и открылось много новых. Появились сети «тонаров» с легкой закуской на обед – слоеными пирожками или пончиками. Летом город расцвел от обилия летних кафе. Все говорит о том, что общепит на подъеме, хотя в него еще не пришли такие инвестиции, как в розничную торговлю. По-видимому, это город ожидает в скором будущем.

Общественное питание сейчас находится на своеобразном перепутье. Спрос на его услуги есть, и огромный. К месту бы пришлись и новые рестораны, и бары и форматы типа фудкорта для дневной трапезы. Но не хватает персонала, не хватает опыта, не хватает нужной инфраструктуры, специальных продуктов и, самое главное, знаний об организации общественного питания. Пока заведения, заботящиеся о своей репутации, вынуждены посылать поваров на стажировки в столицу и оттуда же привозить отсутствующие на местном рынке продукты для кухни. Да-да, это пусть магазины говорят, что ассортимент нижегородских оптовых компаний их полностью устраивает. Рестораны вот не устраивает, нет пока для них нужной инфраструктуры.

Торговое оборудование

Понятно, что при таком бурном развитии розницы существует огромный спрос на торговое оборудование. И на самом деле, торговое оборудование – один из наиболее динамично развивающихся рынков. Количество компаний, работающих на нем, увеличивается постоянно. Нельзя сказать, что в Нижний Новгород немедленно привозятся все новинки, но на этом рынке активно работают как местные компании, так и филиалы всем известных московских фирм. Так что любой, кто решит начать бизнес в Нижнем Новгороде, без оборудования не останется.

Власти

А бизнес начинать здесь можно. Хотя слава «Нижнего Новгорода – полигона реформ» давно без следа растворилась, хотя летом 2001 года выборы выиграл губернатор-коммунист, экономическая политика властей по отношению к торговле всегда была довольно благоприятной. В области не было попыток принудительного ограничения перемещения товаров, может быть, за исключением алкогольного рынка, но и там меры были без перегибов, коими так славны многие российские регионы. Был слух о региональных марках для безалкогольных напитков, но благополучно затих, было возмущение по поводу того, что все молоко в хозяйствах скупают москвичи, но опять же успокоилось. Да, скупают, но Чувашия и Мордовия, в свою очередь, везут свою молочную продукцию на нижегородский рынок с превеликим удовольствием: здесь ее можно продать чуть дороже и в любых объемах. Так что без молока область не останется.

Основные трения, возникающие с властями, – это расчет ставок единого налога на вмененный доход и вопросы проведения проверок со стороны инспектирующих органов. Напомним, Нижегородская область – пионер в применении ЕНВД, и к такой форме налогообложения здесь все привыкли, и ставки более-менее устоялись. А по вопросам «административных барьеров», как ласково называют многочисленные проверки сами власти, тоже есть определенные подвижки. По крайней мере, эта тема звучит постоянно и то, что сама администрация призывает бороться с этими «барьерами», не может не радовать предпринимателей.

Хотелось бы рассказать еще об одном положительном опыте. В Нижнем Новгороде успешно прошли конкурсы на лучший магазин города и на лучшее предприятие общественного питания. Такая слегка подзабытая форма работы получила хороший положительный резонанс в современных условиях. Эти конкурсы, проведенные открыто, с привлечением СМИ, с торжественным награждением победителей, явно послужили обмену передовым опытом и способствовали развитию торговли и общественного питания в городе. Ведь предприниматели народ такой: им бы только услышать, где чего хорошего происходит…

Корреспондент В.Носов

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.

О Нижнем Новгороде в целом и в частностях

Школьный учебник говорит нам, что в позапрошлом веке Нижний Новгород был крупным торговым центром, чуть ли не главнее первопрестольной. Однако потом власть сменилась, а с ней и приоритеты. Про торговлю как-то забыли, отдав первенство производству, причем производству группы А, как написано в том же самом учебнике. Или к чему у нас относятся истребители, подводные лодки и бронетранспортеры? Еще здесь есть автомобилестроение и большая химия, а вот продуктов питания и прочего, из гражданского ассортимента, без малого четырехмиллионной области всегда не хватало.

Возможно, отчасти, и по этой причине торговый бизнес в Нижнем Новгороде в последнее десятилетие развивается весьма активно. Действительно, народ-то кормить надо, кто ж его накормит, кроме торговли? Основной транспортный поток идет, как всегда из Москвы, но Нижний Новгород сам по себе стал торговым центром Волго-Вятского региона. Предприниматели из Чувашии и Марий Эл до Москвы добираются не всегда, предпочитая отовариваться в Нижнем. Торг здесь большой. В области около 8000 магазинов, не считая сельских, и как минимум 2000 оптовых компаний. Емкий развитый рынок, с одной стороны, и конкуренция, невысокие торговые наценки, небольшие доходы населения – с другой. Таков в целом нижегородский рынок. Кого-то такое сочетание пугает, кого-то привлекает, но обо всем по порядку.

Оптовая торговля

Нижний Новгород считается городом с хорошо развитым оптовым звеном, и это действительно так. Только на продовольственном рынке области работают более 500 компаний. Крупнейшие – «Альянс», «Сладкая жизнь», «ВКТ», «Демпо». Это компании с большим оборотом, располагающие целой сетью складов и работающие на высоком организационном уровне. Ассортимент этих «грандов» местного рынка составляет 3–5 тысяч наименований и закрывает практически все товарные группы. Но на рынке хватает места и множеству компаний, лидирующих в своей узкоспециализированной группе товаров, а также крупнооптовым фирмам, поставляющим товары производителям и другим оптовикам, непосредственно работающим с розницей. Капитал в торговом бизнесе в основном местный, но по ряду важных позиций лидируют филиалы московских фирм, формируя ситуацию и диктуя свои цены. Так происходит, например, с сахаром. А есть и целые сферы, например, фармацевтика, где тон задают национальные дистрибьюторы.

Вернемся к продовольственному рынку. Из всех компаний только «Сладкая жизнь» открывает склады в формате Cаsh&Carry, остальные делают упор на доставку товаров. Но в целом схемам логистики еще предстоит совершенствоваться, пока большая часть торгового оборота происходит на оптовых базах, куда приезжают экспедиторы магазинов.

В последнее время много разговоров идет о том, что оптовая торговля будет изменяться, место останется лишь для небольшого числа крупных компаний. Глядя на нижегородский рынок, пока такого вывода сделать нельзя. Да, дистрибьюторские центры крупных компаний, построенные в последнее время, впечатляют. Но общее количество оптовиков за последние годы не сократилось, а даже выросло, на торговых базах сложно арендовать места ввиду отсутствия свободных площадей. Хотя лидеры определились, ни одна из компаний не в состоянии полностью обеспечить товаром современный супермаркет. Поэтому места на рынке хватает всем. И в этих условиях главной тенденцией развития оптового звена в последние два-три года стала тенденция, не связанная напрямую с оптом.

Многие крупные и не очень крупные оптовые компании начали создавать собственные сети розничных магазинов. Это похоже на эпидемию – магазины открываются самые разные: у кого-то шикарные, у кого-то самые простые. Наибольших успехов здесь добилась компания «Альянс», у которой уже больше 40 собственных магазинов. Такое увлечение розницей дает как очевидные плюсы: увеличение оборота, скидки у производителей, получение бесценных маркетинговых сведений, возможностей в продвижении новых товаров, так и не менее очевидные минусы: распыление финансов, отказ от сотрудничества магазинов, находящихся поблизости от магазинов сети. Но подробнее о рознице давайте говорить отдельно.

Розничная торговля

Здесь в городе происходит настоящий бум. Все сильно изменилось даже за полтора года, прошедшие с момента публикации прошлого, посвященного Нижнему Новгороду обзора. Если тогда мы говорили об открытии первых магазинов самообслуживания, то теперь в городе появились целые сети новехоньких, с иголочки магазинов, все сплошь с самообслуживанием. Переоборудуются и «старые» магазины. Главная заслуга тут принадлежит уже упомянутой компании «Альянс», в кратчайшие сроки развернувшей сеть своих магазинов под торговыми марками «Пятачок» и «Караван». Первые по формату ближе к дискаунтерам, имеют ассортимент, ограниченный 1000–2000 позиций. Вторые – полноценные супермаркеты большой площади. Главной особенностью сети «Пятачок» стали очень низкие цены, поначалу и вовсе бывшие чуть ли не вровень с оптовыми «Альянса». Появление сети подобных магазинов вызвало явное недовольство со стороны владельцев других торговых точек – средняя торговая наценка в городе и без того была невысокая, теперь же конкуренция ужесточилась до предела. А жителям города такие новости пришлись по вкусу. Куда как приятнее делать покупки в современном магазине, неспешно гуляя между полками, чем толкаться на рынке. Цены-то в магазине вровень или даже ниже!

Да-да, в Нижнем Новгороде рынки быстро теряют своих клиентов. Виной тому описанные дискаунтеры, а также магазины, открытые по «социальной программе» города. Схема ее следующая. Городские власти предоставляют помещения по льготной ставке арендной платы, взамен контролируя цены по фиксированному списку важнейших продуктов питания. Схема была придумана и реализована после кризиса 1998 года, первыми к открытию «социальных» магазинов призвали оптовиков. Не отсюда ли столь большая активность оптовых компаний в розничном бизнесе? Так или иначе, в городе появилось больше 40 магазинов, торгующих по весьма низким ценам.

Итак, в городе сейчас развиваются несколько подходов к созданию магазинов. Самые простые, иногда даже примитивные, магазины открываются по социальной программе. Подход «Альянса» с сетью «Пятачков» – пример разумно-экономного подхода, когда технологии и оборудование применяются современные, но сами магазины ремонтируются по минимуму, ассортимент в них ограничен, благодаря чему достигаются низкие цены. Третий вариант реализует «Сладкая жизнь», вернее, созданная на ее базе новая компания Spar Middle Volga. К моменту выхода статьи в городе откроется первый магазин под маркой Spar. Это подход тех, кому надоело изобретать велосипеды. Озвученные планы включают открытие современных супермаркетов, основанных целиком на западных технологиях. Стоит такой магазин немало, по ассортименту и ценам получается ориентированным на более взыскательного и платежеспособного покупателя.

Оправдан ли этот бум магазинов на продовольственном рынке? Розничный бизнес сейчас - вещь легко просчитываемая. Суперприбылей и легких денег в нем быть не может. Поэтому, конечно же, налицо пик процесса внешних инвестиций в отрасль. Инвестиции идут в розницу, привлеченные стабилизацией экономики, поддержкой местных властей и чувствуя надежную опору в виде развитого оптового звена. Есть уже, конечно, и первые разочаровавшиеся – давление конкуренции очень сильно, и владельцам одного-двух магазинов крайне трудно найти деньги на переоборудование торговых площадей и оправдать потом вложения.

В непродуктовых сферах все немного по-другому. В бытовой технике и электронике рынок давно поделен между двумя крупными местными фирмами – «Электроника» и «Бытовая автоматика» – и московскими сетями, серьезных перемен на нем нет, хотя многие с интересом смотрят в сторону недавно открывшегося первого в городе магазина «М.видео». Одежду население по-прежнему предпочитает покупать на рынках, но в то же время в городе появилось сразу несколько довольно крупных торговых центров на самых бойких местах. Все они не являются едиными торговыми предприятиями, а сдают места в аренду частным предпринимателям. Вот так: больших серьезных фирменных сетей магазинов одежды, обуви или парфюмерии нет, а красивые современные торговые центры есть. В изобилии открылись на главных улицах города и бутики самых известных торговых марок. Впрочем, то же самое можно наблюдать и в любом другом городе. Специалисты считают, что пока ни одно направление розничной торговли города не достигло насыщения, так что возможности еще есть. Хотя уже сейчас найти подходящее помещение – огромная проблема. Строительство магазина «с нуля» – пока событие редчайшее. Но в городе уже озвучиваются планы по возведению настоящих новых торговых центров по 20000–90000 кв.м.

Чего еще много в городе – так это аптек, автозаправочных станций и магазинов автозапчастей. Автомобильная тематика понятна и объяснима, а вот фармацевтика – это особая сфера. Аптек и аптечных киосков очень много, и они также объединены в крупные сети. А вот чего пока совсем мало – так это предприятий общественного питания.

Общественное питание

До недавних пор можно было подумать, что нижегородцы решительно не любят есть вне дома. На весь без малого полуторамиллионный город было два-три приличных ресторана, столько же закусочных «Макдональдс» и считанное количество весьма примитивных кафе. Поесть в обед было тем более негде.

Какие-то перемены к лучшему наметились лишь в 2001 году. Именно так: 2000 год был годом современных продовольственных магазинов, 2001 – годом начала перемен в общепите. Открылись первые заведения с национальными кухнями: немецкой, французской, японской, тайской. Мексиканская и более привычные грузинская, среднеазиатская и корейская были и раньше. Значительно поднялись уровнем существовавшие ранее кафе и открылось много новых. Появились сети «тонаров» с легкой закуской на обед – слоеными пирожками или пончиками. Летом город расцвел от обилия летних кафе. Все говорит о том, что общепит на подъеме, хотя в него еще не пришли такие инвестиции, как в розничную торговлю. По-видимому, это город ожидает в скором будущем.

Общественное питание сейчас находится на своеобразном перепутье. Спрос на его услуги есть, и огромный. К месту бы пришлись и новые рестораны, и бары и форматы типа фудкорта для дневной трапезы. Но не хватает персонала, не хватает опыта, не хватает нужной инфраструктуры, специальных продуктов и, самое главное, знаний об организации общественного питания. Пока заведения, заботящиеся о своей репутации, вынуждены посылать поваров на стажировки в столицу и оттуда же привозить отсутствующие на местном рынке продукты для кухни. Да-да, это пусть магазины говорят, что ассортимент нижегородских оптовых компаний их полностью устраивает. Рестораны вот не устраивает, нет пока для них нужной инфраструктуры.

Торговое оборудование

Понятно, что при таком бурном развитии розницы существует огромный спрос на торговое оборудование. И на самом деле, торговое оборудование – один из наиболее динамично развивающихся рынков. Количество компаний, работающих на нем, увеличивается постоянно. Нельзя сказать, что в Нижний Новгород немедленно привозятся все новинки, но на этом рынке активно работают как местные компании, так и филиалы всем известных московских фирм. Так что любой, кто решит начать бизнес в Нижнем Новгороде, без оборудования не останется.

Власти

А бизнес начинать здесь можно. Хотя слава «Нижнего Новгорода – полигона реформ» давно без следа растворилась, хотя летом 2001 года выборы выиграл губернатор-коммунист, экономическая политика властей по отношению к торговле всегда была довольно благоприятной. В области не было попыток принудительного ограничения перемещения товаров, может быть, за исключением алкогольного рынка, но и там меры были без перегибов, коими так славны многие российские регионы. Был слух о региональных марках для безалкогольных напитков, но благополучно затих, было возмущение по поводу того, что все молоко в хозяйствах скупают москвичи, но опять же успокоилось. Да, скупают, но Чувашия и Мордовия, в свою очередь, везут свою молочную продукцию на нижегородский рынок с превеликим удовольствием: здесь ее можно продать чуть дороже и в любых объемах. Так что без молока область не останется.

Основные трения, возникающие с властями, – это расчет ставок единого налога на вмененный доход и вопросы проведения проверок со стороны инспектирующих органов. Напомним, Нижегородская область – пионер в применении ЕНВД, и к такой форме налогообложения здесь все привыкли, и ставки более-менее устоялись. А по вопросам «административных барьеров», как ласково называют многочисленные проверки сами власти, тоже есть определенные подвижки. По крайней мере, эта тема звучит постоянно и то, что сама администрация призывает бороться с этими «барьерами», не может не радовать предпринимателей.

Хотелось бы рассказать еще об одном положительном опыте. В Нижнем Новгороде успешно прошли конкурсы на лучший магазин города и на лучшее предприятие общественного питания. Такая слегка подзабытая форма работы получила хороший положительный резонанс в современных условиях. Эти конкурсы, проведенные открыто, с привлечением СМИ, с торжественным награждением победителей, явно послужили обмену передовым опытом и способствовали развитию торговли и общественного питания в городе. Ведь предприниматели народ такой: им бы только услышать, где чего хорошего происходит…

Корреспондент В.Носов

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.
Торговля в Нижнем Новгороде.
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/archive/torgovlya-v-nizhnem-novgorode/2019-07-15


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052