17 декабря 2007, 00:00 32 просмотра

Сергей МАРКОВ: У предпринимательства большая перспектива (городская администрация)

Отношения предпринимателей и властей редко бывают гладкими. Главное, чтобы они были конструктивными. Похоже, в Нижнем Новгороде это удается. Как этого достигли? Что делает местная администрация для поддержки бизнеса, каковы планы на ближайшее будущее? Об этом мы беседуем с директором городского департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Сергеем МАРКОВЫМ. Летом 2001 года именно его Национальная торговая ассоциация удостоила звания «Человек торговли».

– Сергей Валентинович, Нижний Новгород выбран местом проведения третьей региональной конференции «Торговля в России». Расскажите о торговле в городе, известно, что здесь в последние несколько лет произошло много нового. Преобразования начались, как я понимаю, с началом открытия социальных продуктовых магазинов в 1998 году?

Действительно, городская программа социальных магазинов стартовала в 1998 году. Схема ее проста – предпринимателям выделяется помещение в аренду по льготной ставке арендной платы, взамен этого контролируются цены по 19 видам товаров обязательного ассортимента. Всего таких магазинов открыто уже несколько десятков, и они, надо отметить, сыграли свою роль. Нижний Новгород – недорогой город в плане продуктов. Но сейчас уже социальные магазины отходят на второй план после появления в городе широкой сети магазинов-дискаунтеров компании «Альянс». Их порядка 40, и они волей-неволей стали превалирующей системой социальной торговли. 15%-ная разница в цене, предлагаемая «Альянсом» – это прилично. И главное, совершенно другая ассортиментная группа, то есть уже не 19 наименований, а несколько тысяч позиций, продающихся по более низким ценам. Они сразу пошли на более прогрессивный вид организации торговли – самообслуживание. Прилавок уходит, толкотни нет, очередей нет, отношения между покупателем и продавцом более лояльны. И у них есть внутренние проблемы, но тем не менее, я считаю, что мы медленно «переползаем» в новую структуру городской торговли. Продуктовые рынки в городе теряют обороты, покупатель предпочитает покупать по тем же ценам, но в полноценном магазине. Хорошо организованные сети магазинов удовлетворят большую долю покупательского спроса. Есть в городе, конечно, и дорогие магазины. «Европа», универсам «Нижегородский», Советский универсам, «Сладкая жизнь». Это элитные магазины, и мы понимаем, что они необходимы. Неселение ведь сильно различается по достатку. Возвращаясь назад, надо заметить, что город не богат. Платежеспособность населения – очень низкая. С элитным товаром происходит примерно следующее. Предположим, кто-то завозит большой ассортимент такого товара. Сначала он начинает хорошо идти, но в целом низкая платежеспособность приводит к тому, что «попробовав» новинки, покупатели перестают их брать. Товарооборот падает. Торговать хорошим ассортиментом элитных товаров в городе сложно.

Вместе с тем мы сейчас на пороге интервенции, как мы ее называем. 20 декабря в городе открылся первый магазин Spar, должно придти Metro, рвется сейчас к нам «Детский мир».

– Ого. «Детский мир» – это серьезная система.

– Да. Это серьезная штука. У нас в городе в принципе существуют нормальные магазины, торгующие детскими товарами, но, я думаю, что они вряд ли смогут противостоять… у них не те деньги.

– Metro выходило на контакт?

– Официально нет, но я уже чувствую, что они где-то здесь. Тень их рядом. Пока для них более предпочтительны Чувашия, Мордовия, Татарстан. Эти регионы довольно легко идут на принятие инвестиций, да и товарооборот там получается, как ни странно, больше – сказывается меньшая конкуренция, в Нижнем рынок хорошо насыщен. Еще там довольно большой запас по сельхозпродукции. Они как производители много делают. Нижегородцы сегодня пьют их кефир, едят их сыры. Они заваливают нас водкой, мясом, молоком.

Нижегородская область – регион непростой. Здесь земли плохие, переработка слабая. В сельском хозяйстве выращивается в основном фуражное зерно. По количеству населения мы выглядим как столичный регион, но в объемах производства нас «съел» ВПК. Бывшие заводы-монстры раньше кормили всех и вся, но сейчас сократились в разы, передали всю социальную сферу на баланс муниципалитета, дистанцировались от всех городских программ. А бюджет города довольно слаб.

Но что радует, так это то, что мы сумели создать в городе определенный климат, что торговля в Нижнем не падает. Это при том, что город недорогой, дешевле, чем другие города по Волге. Должен признаться, что проводя политику, направленную на сдерживание цен, к примеру, теми же социальными магазинами, нас никогда не покидал элемент сомнений. Почему? На достигнутом уровне социальной торговли мы долго не удержимся. Уже пошли процессы определенной убыточности. С наценкой в 4– 5% магазины не могут жить. Оборота не хватает. Сеть типа «Альянса» получит дополнительные скидки от производителей, но самостоятельный розничный магазин или небольшая сеть от оптовой фирмы – нет. Кстати, на мой взгляд, пошел процесс четкого разграничения опта и розницы. Было золотое время, когда можно было зарабатывать и там и там. Сейчас надо выбирать специализацию. Розничная торговля выходит на совершенно новый уровень. У нас сейчас лежит несколько заявок на строительство торговых центров площадью от 20 до 200 тысяч квадратных метров. Думаю, в 2002 году как минимум парочка будет построена.

– Так быстро?

– Да, при современных технологиях строительства все просто. Легкий фундамент. Потом – модульные конструкции. Так что здесь нет проблем. Самое главное для нас – чтобы инвесторы, подающие заявки, подтвердили свое финансовое состояние. Опять же, вспоминается пример «Альянса». Они полтора года назад объявили о программе создания сети с суммой инвестиций в 10 млн долларов. Мало кто тогда верил в эту программу. Сейчас вопросы сняты. Так что главное – серьезность намерений, и о планах по торговым центрам я могу говорить с уверенностью.

Есть положительные сдвиги и в других сферах, кроме продуктов питания. Появился интерес к сфере бытового обслуживания. Например, интенсивно начали развиваться химчистки. Этого никогда не было в городе. Появились ремонтные мастерские, ателье. Сейчас программа, аналогичная социальным продуктовым магазинам, идет и по непродовольственным видам товаров. Даст бог, у нас это получится.

– Какие компании взялись за открытие подобных магазинов?

– Порядка 15 предприятий. Крупные оптовые структуры, типа нашего Нижегородоптхозторга. Крупные производственные фирмы. Например, у нас есть новое предприятие, где работает почти 2 тыс. человек, производящее СМС, моющие средства, лосьоны. Они заинтересованы в собственных магазинах. В торговле одеждой тоже есть хорошие фирмы. Особо большую скидку в таких магазинах мы не планируем. Она будет где-то 5– 10%. Что дает город со своей стороны? Если это муниципальный фонд, то довольно серьезные скидки по аренде. Но это не все. Сейчас городская дума приняла решение о системе стимулирования инвестиций в развитие стационарной сети. Суть в том, что для тех предпринимателей, которые инвестируют средства в обустройство и создание торговых площадей, снижаются ставки ЕНВД. Чем больше вложений делает предприниматель, тем меньше для него ставка единого налога. Эта схема начинает действовать с 1 января 2002 года. Без нее не было должной привлекательности для инвестиций. Никто попросту не хотел ремонтировать торговые залы.

В городе утверждены правила розничной торговли на рынках. Рынки поставлены в жесткие условия, сейчас идет их паспортизация. Тем, кто не пройдет паспортизацию, будет отказано в предоставлении налоговых льгот, предусмотренных для предпринимателей, ведущих деятельность на организованных рынках. Введено очень много препятствий для несанкционированной, стихийной торговли.

Сейчас мы столкнулись с проблемами в общественном питании. В городе нет мест, куда можно было бы зайти и вкусно и недорого перекусить. Есть, конечно, рестораны и кафе, но так, чтобы массово и доступно народу… Хотелось бы и здесь поставить дело на твердые рельсы. Определенные подвижки имеются. Совсем недавно появились в городе киоски по продаже слоеных пирожков, а сейчас уже на этот вид деятельности столько желающих, что не хватает свободных мест. Дело в том, что администрации районов с трудом разрешают торговлю с киосков, надо создавать стационарные предприятия. Я уверен, что они вскоре появятся. Но всегда хочется поторопить время и сделать быстрее, ведь Нижний Новгород – столица Приволжского федерального округа, в столице все должно делаться быстрее.

– Готов ли город инвестировать в развитие таких предприятий?

– Нет. Ни город, ни область этого делать не будут. У бюджетов и так слишком много долгов. Область, например, много должна по международным займам. Поэтому сейчас основной источник инвестиций, как и фактически основная налоговая база, – это сфера предпринимательства. Я считаю, что у предпринимательства большая перспектива. С маленьких предприятий выросли Япония и Германия.

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.

Отношения предпринимателей и властей редко бывают гладкими. Главное, чтобы они были конструктивными. Похоже, в Нижнем Новгороде это удается. Как этого достигли? Что делает местная администрация для поддержки бизнеса, каковы планы на ближайшее будущее? Об этом мы беседуем с директором городского департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Сергеем МАРКОВЫМ. Летом 2001 года именно его Национальная торговая ассоциация удостоила звания «Человек торговли».

– Сергей Валентинович, Нижний Новгород выбран местом проведения третьей региональной конференции «Торговля в России». Расскажите о торговле в городе, известно, что здесь в последние несколько лет произошло много нового. Преобразования начались, как я понимаю, с началом открытия социальных продуктовых магазинов в 1998 году?

Действительно, городская программа социальных магазинов стартовала в 1998 году. Схема ее проста – предпринимателям выделяется помещение в аренду по льготной ставке арендной платы, взамен этого контролируются цены по 19 видам товаров обязательного ассортимента. Всего таких магазинов открыто уже несколько десятков, и они, надо отметить, сыграли свою роль. Нижний Новгород – недорогой город в плане продуктов. Но сейчас уже социальные магазины отходят на второй план после появления в городе широкой сети магазинов-дискаунтеров компании «Альянс». Их порядка 40, и они волей-неволей стали превалирующей системой социальной торговли. 15%-ная разница в цене, предлагаемая «Альянсом» – это прилично. И главное, совершенно другая ассортиментная группа, то есть уже не 19 наименований, а несколько тысяч позиций, продающихся по более низким ценам. Они сразу пошли на более прогрессивный вид организации торговли – самообслуживание. Прилавок уходит, толкотни нет, очередей нет, отношения между покупателем и продавцом более лояльны. И у них есть внутренние проблемы, но тем не менее, я считаю, что мы медленно «переползаем» в новую структуру городской торговли. Продуктовые рынки в городе теряют обороты, покупатель предпочитает покупать по тем же ценам, но в полноценном магазине. Хорошо организованные сети магазинов удовлетворят большую долю покупательского спроса. Есть в городе, конечно, и дорогие магазины. «Европа», универсам «Нижегородский», Советский универсам, «Сладкая жизнь». Это элитные магазины, и мы понимаем, что они необходимы. Неселение ведь сильно различается по достатку. Возвращаясь назад, надо заметить, что город не богат. Платежеспособность населения – очень низкая. С элитным товаром происходит примерно следующее. Предположим, кто-то завозит большой ассортимент такого товара. Сначала он начинает хорошо идти, но в целом низкая платежеспособность приводит к тому, что «попробовав» новинки, покупатели перестают их брать. Товарооборот падает. Торговать хорошим ассортиментом элитных товаров в городе сложно.

Вместе с тем мы сейчас на пороге интервенции, как мы ее называем. 20 декабря в городе открылся первый магазин Spar, должно придти Metro, рвется сейчас к нам «Детский мир».

– Ого. «Детский мир» – это серьезная система.

– Да. Это серьезная штука. У нас в городе в принципе существуют нормальные магазины, торгующие детскими товарами, но, я думаю, что они вряд ли смогут противостоять… у них не те деньги.

– Metro выходило на контакт?

– Официально нет, но я уже чувствую, что они где-то здесь. Тень их рядом. Пока для них более предпочтительны Чувашия, Мордовия, Татарстан. Эти регионы довольно легко идут на принятие инвестиций, да и товарооборот там получается, как ни странно, больше – сказывается меньшая конкуренция, в Нижнем рынок хорошо насыщен. Еще там довольно большой запас по сельхозпродукции. Они как производители много делают. Нижегородцы сегодня пьют их кефир, едят их сыры. Они заваливают нас водкой, мясом, молоком.

Нижегородская область – регион непростой. Здесь земли плохие, переработка слабая. В сельском хозяйстве выращивается в основном фуражное зерно. По количеству населения мы выглядим как столичный регион, но в объемах производства нас «съел» ВПК. Бывшие заводы-монстры раньше кормили всех и вся, но сейчас сократились в разы, передали всю социальную сферу на баланс муниципалитета, дистанцировались от всех городских программ. А бюджет города довольно слаб.

Но что радует, так это то, что мы сумели создать в городе определенный климат, что торговля в Нижнем не падает. Это при том, что город недорогой, дешевле, чем другие города по Волге. Должен признаться, что проводя политику, направленную на сдерживание цен, к примеру, теми же социальными магазинами, нас никогда не покидал элемент сомнений. Почему? На достигнутом уровне социальной торговли мы долго не удержимся. Уже пошли процессы определенной убыточности. С наценкой в 4– 5% магазины не могут жить. Оборота не хватает. Сеть типа «Альянса» получит дополнительные скидки от производителей, но самостоятельный розничный магазин или небольшая сеть от оптовой фирмы – нет. Кстати, на мой взгляд, пошел процесс четкого разграничения опта и розницы. Было золотое время, когда можно было зарабатывать и там и там. Сейчас надо выбирать специализацию. Розничная торговля выходит на совершенно новый уровень. У нас сейчас лежит несколько заявок на строительство торговых центров площадью от 20 до 200 тысяч квадратных метров. Думаю, в 2002 году как минимум парочка будет построена.

– Так быстро?

– Да, при современных технологиях строительства все просто. Легкий фундамент. Потом – модульные конструкции. Так что здесь нет проблем. Самое главное для нас – чтобы инвесторы, подающие заявки, подтвердили свое финансовое состояние. Опять же, вспоминается пример «Альянса». Они полтора года назад объявили о программе создания сети с суммой инвестиций в 10 млн долларов. Мало кто тогда верил в эту программу. Сейчас вопросы сняты. Так что главное – серьезность намерений, и о планах по торговым центрам я могу говорить с уверенностью.

Есть положительные сдвиги и в других сферах, кроме продуктов питания. Появился интерес к сфере бытового обслуживания. Например, интенсивно начали развиваться химчистки. Этого никогда не было в городе. Появились ремонтные мастерские, ателье. Сейчас программа, аналогичная социальным продуктовым магазинам, идет и по непродовольственным видам товаров. Даст бог, у нас это получится.

– Какие компании взялись за открытие подобных магазинов?

– Порядка 15 предприятий. Крупные оптовые структуры, типа нашего Нижегородоптхозторга. Крупные производственные фирмы. Например, у нас есть новое предприятие, где работает почти 2 тыс. человек, производящее СМС, моющие средства, лосьоны. Они заинтересованы в собственных магазинах. В торговле одеждой тоже есть хорошие фирмы. Особо большую скидку в таких магазинах мы не планируем. Она будет где-то 5– 10%. Что дает город со своей стороны? Если это муниципальный фонд, то довольно серьезные скидки по аренде. Но это не все. Сейчас городская дума приняла решение о системе стимулирования инвестиций в развитие стационарной сети. Суть в том, что для тех предпринимателей, которые инвестируют средства в обустройство и создание торговых площадей, снижаются ставки ЕНВД. Чем больше вложений делает предприниматель, тем меньше для него ставка единого налога. Эта схема начинает действовать с 1 января 2002 года. Без нее не было должной привлекательности для инвестиций. Никто попросту не хотел ремонтировать торговые залы.

В городе утверждены правила розничной торговли на рынках. Рынки поставлены в жесткие условия, сейчас идет их паспортизация. Тем, кто не пройдет паспортизацию, будет отказано в предоставлении налоговых льгот, предусмотренных для предпринимателей, ведущих деятельность на организованных рынках. Введено очень много препятствий для несанкционированной, стихийной торговли.

Сейчас мы столкнулись с проблемами в общественном питании. В городе нет мест, куда можно было бы зайти и вкусно и недорого перекусить. Есть, конечно, рестораны и кафе, но так, чтобы массово и доступно народу… Хотелось бы и здесь поставить дело на твердые рельсы. Определенные подвижки имеются. Совсем недавно появились в городе киоски по продаже слоеных пирожков, а сейчас уже на этот вид деятельности столько желающих, что не хватает свободных мест. Дело в том, что администрации районов с трудом разрешают торговлю с киосков, надо создавать стационарные предприятия. Я уверен, что они вскоре появятся. Но всегда хочется поторопить время и сделать быстрее, ведь Нижний Новгород – столица Приволжского федерального округа, в столице все должно делаться быстрее.

– Готов ли город инвестировать в развитие таких предприятий?

– Нет. Ни город, ни область этого делать не будут. У бюджетов и так слишком много долгов. Область, например, много должна по международным займам. Поэтому сейчас основной источник инвестиций, как и фактически основная налоговая база, – это сфера предпринимательства. Я считаю, что у предпринимательства большая перспектива. С маленьких предприятий выросли Япония и Германия.

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.
© Обзор цен. Продукты питания. N 2, 2002г.Отношения предпринимателей и властей редко бывают гладкими. Главное, чтобы они были конструктивными. Похоже, в Нижнем Новгороде это удается. Как этого достигли? Что делает местная администрация для поддержки бизнеса, каковы планы на ближайшее будущее? Об этом мы беседуем с директором городского департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Сергеем МАРКОВЫМ. Летом 2001 года именно его Национальная торговая ассоциация удостоила звания «Человек торговли». – Сергей Валентинович, Нижний Новгород выбран местом проведения третьей региональной конференции «Торговля в России». Расскажите о торговле в городе, известно, что здесь в последние несколько лет произошло много нового. Преобразования начались, как я понимаю, с началом открытия социальных продуктовых магазинов в 1998 году? Действительно, городская программа социальных магазинов стартовала в 1998 году. Схема ее проста – предпринимателям выделяется помещение в аренду по льготной ставке арендной платы, взамен этого контролируются цены по 19 видам товаров обязательного ассортимента. Всего таких магазинов открыто уже несколько десятков, и они, надо отметить, сыграли свою роль. Нижний Новгород – недорогой город в плане продуктов. Но сейчас уже социальные магазины отходят на второй план после появления в городе широкой сети магазинов-дискаунтеров компании «Альянс». Их порядка 40, и они волей-неволей стали превалирующей системой социальной торговли. 15%-ная разница в цене, предлагаемая «Альянсом» – это прилично. И главное, совершенно другая ассортиментная группа, то есть уже не 19 наименований, а несколько тысяч позиций, продающихся по более низким ценам. Они сразу пошли на более прогрессивный вид организации торговли – самообслуживание. Прилавок уходит, толкотни нет, очередей нет, отношения между покупателем и продавцом более лояльны. И у них есть внутренние проблемы, но тем не менее, я считаю, что мы медленно «переползаем» в новую структуру городской торговли. Продуктовые рынки в городе теряют обороты, покупатель предпочитает покупать по тем же ценам, но в полноценном магазине. Хорошо организованные сети магазинов удовлетворят большую долю покупательского спроса. Есть в городе, конечно, и дорогие магазины. «Европа», универсам «Нижегородский», Советский универсам, «Сладкая жизнь». Это элитные магазины, и мы понимаем, что они необходимы. Неселение ведь сильно различается по достатку. Возвращаясь назад, надо заметить, что город не богат. Платежеспособность населения – очень низкая. С элитным товаром происходит примерно следующее. Предположим, кто-то завозит большой ассортимент такого товара. Сначала он начинает хорошо идти, но в целом низкая платежеспособность приводит к тому, что «попробовав» новинки, покупатели перестают их брать. Товарооборот падает. Торговать хорошим ассортиментом элитных товаров в городе сложно. Вместе с тем мы сейчас на пороге интервенции, как мы ее называем. 20 декабря в городе открылся первый магазин Spar, должно придти Metro, рвется сейчас к нам «Детский мир». – Ого. «Детский мир» – это серьезная система. – Да. Это серьезная штука. У нас в городе в принципе существуют нормальные магазины, торгующие детскими товарами, но, я думаю, что они вряд ли смогут противостоять… у них не те деньги. – Metro выходило на контакт? – Официально нет, но я уже чувствую, что они где-то здесь. Тень их рядом. Пока для них более предпочтительны Чувашия, Мордовия, Татарстан. Эти регионы довольно легко идут на принятие инвестиций, да и товарооборот там получается, как ни странно, больше – сказывается меньшая конкуренция, в Нижнем рынок хорошо насыщен. Еще там довольно большой запас по сельхозпродукции. Они как производители много делают. Нижегородцы сегодня пьют их кефир, едят их сыры. Они заваливают нас водкой, мясом, молоком. Нижегородская область – регион непростой. Здесь земли плохие, переработка слабая. В сельском хозяйстве выращивается в основном фуражное зерно. По количеству населения мы выглядим как столичный регион, но в объемах производства нас «съел» ВПК. Бывшие заводы-монстры раньше кормили всех и вся, но сейчас сократились в разы, передали всю социальную сферу на баланс муниципалитета, дистанцировались от всех городских программ. А бюджет города довольно слаб. Но что радует, так это то, что мы сумели создать в городе определенный климат, что торговля в Нижнем не падает. Это при том, что город недорогой, дешевле, чем другие города по Волге. Должен признаться, что проводя политику, направленную на сдерживание цен, к примеру, теми же социальными магазинами, нас никогда не покидал элемент сомнений. Почему? На достигнутом уровне социальной торговли мы долго не удержимся. Уже пошли процессы определенной убыточности. С наценкой в 4– 5% магазины не могут жить. Оборота не хватает. Сеть типа «Альянса» получит дополнительные скидки от производителей, но самостоятельный розничный магазин или небольшая сеть от оптовой фирмы – нет. Кстати, на мой взгляд, пошел процесс четкого разграничения опта и розницы. Было золотое время, когда можно было зарабатывать и там и там. Сейчас надо выбирать специализацию. Розничная торговля выходит на совершенно новый уровень. У нас сейчас лежит несколько заявок на строительство торговых центров площадью от 20 до 200 тысяч квадратных метров. Думаю, в 2002 году как минимум парочка будет построена. – Так быстро? – Да, при современных технологиях строительства все просто. Легкий фундамент. Потом – модульные конструкции. Так что здесь нет проблем. Самое главное для нас – чтобы инвесторы, подающие заявки, подтвердили свое финансовое состояние. Опять же, вспоминается пример «Альянса». Они полтора года назад объявили о программе создания сети с суммой инвестиций в 10 млн долларов. Мало кто тогда верил в эту программу. Сейчас вопросы сняты. Так что главное – серьезность намерений, и о планах по торговым центрам я могу говорить с уверенностью. Есть положительные сдвиги и в других сферах, кроме продуктов питания. Появился интерес к сфере бытового обслуживания. Например, интенсивно начали развиваться химчистки. Этого никогда не было в городе. Появились ремонтные мастерские, ателье. Сейчас программа, аналогичная социальным продуктовым магазинам, идет и по непродовольственным видам товаров. Даст бог, у нас это получится. – Какие компании взялись за открытие подобных магазинов? – Порядка 15 предприятий. Крупные оптовые структуры, типа нашего Нижегородоптхозторга. Крупные производственные фирмы. Например, у нас есть новое предприятие, где работает почти 2 тыс. человек, производящее СМС, моющие средства, лосьоны. Они заинтересованы в собственных магазинах. В торговле одеждой тоже есть хорошие фирмы. Особо большую скидку в таких магазинах мы не планируем. Она будет где-то 5– 10%. Что дает город со своей стороны? Если это муниципальный фонд, то довольно серьезные скидки по аренде. Но это не все. Сейчас городская дума приняла решение о системе стимулирования инвестиций в развитие стационарной сети. Суть в том, что для тех предпринимателей, которые инвестируют средства в обустройство и создание торговых площадей, снижаются ставки ЕНВД. Чем больше вложений делает предприниматель, тем меньше для него ставка единого налога. Эта схема начинает действовать с 1 января 2002 года. Без нее не было должной привлекательности для инвестиций. Никто попросту не хотел ремонтировать торговые залы. В городе утверждены правила розничной торговли на рынках. Рынки поставлены в жесткие условия, сейчас идет их паспортизация. Тем, кто не пройдет паспортизацию, будет отказано в предоставлении налоговых льгот, предусмотренных для предпринимателей, ведущих деятельность на организованных рынках. Введено очень много препятствий для несанкционированной, стихийной торговли. Сейчас мы столкнулись с проблемами в общественном питании. В городе нет мест, куда можно было бы зайти и вкусно и недорого перекусить. Есть, конечно, рестораны и кафе, но так, чтобы массово и доступно народу… Хотелось бы и здесь поставить дело на твердые рельсы. Определенные подвижки имеются. Совсем недавно появились в городе киоски по продаже слоеных пирожков, а сейчас уже на этот вид деятельности столько желающих, что не хватает свободных мест. Дело в том, что администрации районов с трудом разрешают торговлю с киосков, надо создавать стационарные предприятия. Я уверен, что они вскоре появятся. Но всегда хочется поторопить время и сделать быстрее, ведь Нижний Новгород – столица Приволжского федерального округа, в столице все должно делаться быстрее. – Готов ли город инвестировать в развитие таких предприятий? – Нет. Ни город, ни область этого делать не будут. У бюджетов и так слишком много долгов. Область, например, много должна по международным займам. Поэтому сейчас основной источник инвестиций, как и фактически основная налоговая база, – это сфера предпринимательства. Я считаю, что у предпринимательства большая перспектива. С маленьких предприятий выросли Япония и Германия. Отзывы о материалеСмотрите также

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Цифровизация закупочных процедур для ритейла и FMC...
449
Рассказывают эксперты Metro, «Байрам», «Бахетле» и...
677
О новой стратегии найма и обучения персонала, гейм...
769
Как обучать сотрудников и выстраивать взаимоотноше...
981
Ритейлер увеличил динамику продаж на 6%, внедрив н...
1210
Ритейлер организовал прием платежей от покупателей...
1456
Рекомендуем посетить
Сергей МАРКОВ: У предпринимательства большая перспектива (городская администрация)

Отношения предпринимателей и властей редко бывают гладкими. Главное, чтобы они были конструктивными. Похоже, в Нижнем Новгороде это удается. Как этого достигли? Что делает местная администрация для поддержки бизнеса, каковы планы на ближайшее будущее? Об этом мы беседуем с директором городского департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Сергеем МАРКОВЫМ. Летом 2001 года именно его Национальная торговая ассоциация удостоила звания «Человек торговли».

– Сергей Валентинович, Нижний Новгород выбран местом проведения третьей региональной конференции «Торговля в России». Расскажите о торговле в городе, известно, что здесь в последние несколько лет произошло много нового. Преобразования начались, как я понимаю, с началом открытия социальных продуктовых магазинов в 1998 году?

Действительно, городская программа социальных магазинов стартовала в 1998 году. Схема ее проста – предпринимателям выделяется помещение в аренду по льготной ставке арендной платы, взамен этого контролируются цены по 19 видам товаров обязательного ассортимента. Всего таких магазинов открыто уже несколько десятков, и они, надо отметить, сыграли свою роль. Нижний Новгород – недорогой город в плане продуктов. Но сейчас уже социальные магазины отходят на второй план после появления в городе широкой сети магазинов-дискаунтеров компании «Альянс». Их порядка 40, и они волей-неволей стали превалирующей системой социальной торговли. 15%-ная разница в цене, предлагаемая «Альянсом» – это прилично. И главное, совершенно другая ассортиментная группа, то есть уже не 19 наименований, а несколько тысяч позиций, продающихся по более низким ценам. Они сразу пошли на более прогрессивный вид организации торговли – самообслуживание. Прилавок уходит, толкотни нет, очередей нет, отношения между покупателем и продавцом более лояльны. И у них есть внутренние проблемы, но тем не менее, я считаю, что мы медленно «переползаем» в новую структуру городской торговли. Продуктовые рынки в городе теряют обороты, покупатель предпочитает покупать по тем же ценам, но в полноценном магазине. Хорошо организованные сети магазинов удовлетворят большую долю покупательского спроса. Есть в городе, конечно, и дорогие магазины. «Европа», универсам «Нижегородский», Советский универсам, «Сладкая жизнь». Это элитные магазины, и мы понимаем, что они необходимы. Неселение ведь сильно различается по достатку. Возвращаясь назад, надо заметить, что город не богат. Платежеспособность населения – очень низкая. С элитным товаром происходит примерно следующее. Предположим, кто-то завозит большой ассортимент такого товара. Сначала он начинает хорошо идти, но в целом низкая платежеспособность приводит к тому, что «попробовав» новинки, покупатели перестают их брать. Товарооборот падает. Торговать хорошим ассортиментом элитных товаров в городе сложно.

Вместе с тем мы сейчас на пороге интервенции, как мы ее называем. 20 декабря в городе открылся первый магазин Spar, должно придти Metro, рвется сейчас к нам «Детский мир».

– Ого. «Детский мир» – это серьезная система.

– Да. Это серьезная штука. У нас в городе в принципе существуют нормальные магазины, торгующие детскими товарами, но, я думаю, что они вряд ли смогут противостоять… у них не те деньги.

– Metro выходило на контакт?

– Официально нет, но я уже чувствую, что они где-то здесь. Тень их рядом. Пока для них более предпочтительны Чувашия, Мордовия, Татарстан. Эти регионы довольно легко идут на принятие инвестиций, да и товарооборот там получается, как ни странно, больше – сказывается меньшая конкуренция, в Нижнем рынок хорошо насыщен. Еще там довольно большой запас по сельхозпродукции. Они как производители много делают. Нижегородцы сегодня пьют их кефир, едят их сыры. Они заваливают нас водкой, мясом, молоком.

Нижегородская область – регион непростой. Здесь земли плохие, переработка слабая. В сельском хозяйстве выращивается в основном фуражное зерно. По количеству населения мы выглядим как столичный регион, но в объемах производства нас «съел» ВПК. Бывшие заводы-монстры раньше кормили всех и вся, но сейчас сократились в разы, передали всю социальную сферу на баланс муниципалитета, дистанцировались от всех городских программ. А бюджет города довольно слаб.

Но что радует, так это то, что мы сумели создать в городе определенный климат, что торговля в Нижнем не падает. Это при том, что город недорогой, дешевле, чем другие города по Волге. Должен признаться, что проводя политику, направленную на сдерживание цен, к примеру, теми же социальными магазинами, нас никогда не покидал элемент сомнений. Почему? На достигнутом уровне социальной торговли мы долго не удержимся. Уже пошли процессы определенной убыточности. С наценкой в 4– 5% магазины не могут жить. Оборота не хватает. Сеть типа «Альянса» получит дополнительные скидки от производителей, но самостоятельный розничный магазин или небольшая сеть от оптовой фирмы – нет. Кстати, на мой взгляд, пошел процесс четкого разграничения опта и розницы. Было золотое время, когда можно было зарабатывать и там и там. Сейчас надо выбирать специализацию. Розничная торговля выходит на совершенно новый уровень. У нас сейчас лежит несколько заявок на строительство торговых центров площадью от 20 до 200 тысяч квадратных метров. Думаю, в 2002 году как минимум парочка будет построена.

– Так быстро?

– Да, при современных технологиях строительства все просто. Легкий фундамент. Потом – модульные конструкции. Так что здесь нет проблем. Самое главное для нас – чтобы инвесторы, подающие заявки, подтвердили свое финансовое состояние. Опять же, вспоминается пример «Альянса». Они полтора года назад объявили о программе создания сети с суммой инвестиций в 10 млн долларов. Мало кто тогда верил в эту программу. Сейчас вопросы сняты. Так что главное – серьезность намерений, и о планах по торговым центрам я могу говорить с уверенностью.

Есть положительные сдвиги и в других сферах, кроме продуктов питания. Появился интерес к сфере бытового обслуживания. Например, интенсивно начали развиваться химчистки. Этого никогда не было в городе. Появились ремонтные мастерские, ателье. Сейчас программа, аналогичная социальным продуктовым магазинам, идет и по непродовольственным видам товаров. Даст бог, у нас это получится.

– Какие компании взялись за открытие подобных магазинов?

– Порядка 15 предприятий. Крупные оптовые структуры, типа нашего Нижегородоптхозторга. Крупные производственные фирмы. Например, у нас есть новое предприятие, где работает почти 2 тыс. человек, производящее СМС, моющие средства, лосьоны. Они заинтересованы в собственных магазинах. В торговле одеждой тоже есть хорошие фирмы. Особо большую скидку в таких магазинах мы не планируем. Она будет где-то 5– 10%. Что дает город со своей стороны? Если это муниципальный фонд, то довольно серьезные скидки по аренде. Но это не все. Сейчас городская дума приняла решение о системе стимулирования инвестиций в развитие стационарной сети. Суть в том, что для тех предпринимателей, которые инвестируют средства в обустройство и создание торговых площадей, снижаются ставки ЕНВД. Чем больше вложений делает предприниматель, тем меньше для него ставка единого налога. Эта схема начинает действовать с 1 января 2002 года. Без нее не было должной привлекательности для инвестиций. Никто попросту не хотел ремонтировать торговые залы.

В городе утверждены правила розничной торговли на рынках. Рынки поставлены в жесткие условия, сейчас идет их паспортизация. Тем, кто не пройдет паспортизацию, будет отказано в предоставлении налоговых льгот, предусмотренных для предпринимателей, ведущих деятельность на организованных рынках. Введено очень много препятствий для несанкционированной, стихийной торговли.

Сейчас мы столкнулись с проблемами в общественном питании. В городе нет мест, куда можно было бы зайти и вкусно и недорого перекусить. Есть, конечно, рестораны и кафе, но так, чтобы массово и доступно народу… Хотелось бы и здесь поставить дело на твердые рельсы. Определенные подвижки имеются. Совсем недавно появились в городе киоски по продаже слоеных пирожков, а сейчас уже на этот вид деятельности столько желающих, что не хватает свободных мест. Дело в том, что администрации районов с трудом разрешают торговлю с киосков, надо создавать стационарные предприятия. Я уверен, что они вскоре появятся. Но всегда хочется поторопить время и сделать быстрее, ведь Нижний Новгород – столица Приволжского федерального округа, в столице все должно делаться быстрее.

– Готов ли город инвестировать в развитие таких предприятий?

– Нет. Ни город, ни область этого делать не будут. У бюджетов и так слишком много долгов. Область, например, много должна по международным займам. Поэтому сейчас основной источник инвестиций, как и фактически основная налоговая база, – это сфера предпринимательства. Я считаю, что у предпринимательства большая перспектива. С маленьких предприятий выросли Япония и Германия.

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.

Отношения предпринимателей и властей редко бывают гладкими. Главное, чтобы они были конструктивными. Похоже, в Нижнем Новгороде это удается. Как этого достигли? Что делает местная администрация для поддержки бизнеса, каковы планы на ближайшее будущее? Об этом мы беседуем с директором городского департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Сергеем МАРКОВЫМ. Летом 2001 года именно его Национальная торговая ассоциация удостоила звания «Человек торговли».

– Сергей Валентинович, Нижний Новгород выбран местом проведения третьей региональной конференции «Торговля в России». Расскажите о торговле в городе, известно, что здесь в последние несколько лет произошло много нового. Преобразования начались, как я понимаю, с началом открытия социальных продуктовых магазинов в 1998 году?

Действительно, городская программа социальных магазинов стартовала в 1998 году. Схема ее проста – предпринимателям выделяется помещение в аренду по льготной ставке арендной платы, взамен этого контролируются цены по 19 видам товаров обязательного ассортимента. Всего таких магазинов открыто уже несколько десятков, и они, надо отметить, сыграли свою роль. Нижний Новгород – недорогой город в плане продуктов. Но сейчас уже социальные магазины отходят на второй план после появления в городе широкой сети магазинов-дискаунтеров компании «Альянс». Их порядка 40, и они волей-неволей стали превалирующей системой социальной торговли. 15%-ная разница в цене, предлагаемая «Альянсом» – это прилично. И главное, совершенно другая ассортиментная группа, то есть уже не 19 наименований, а несколько тысяч позиций, продающихся по более низким ценам. Они сразу пошли на более прогрессивный вид организации торговли – самообслуживание. Прилавок уходит, толкотни нет, очередей нет, отношения между покупателем и продавцом более лояльны. И у них есть внутренние проблемы, но тем не менее, я считаю, что мы медленно «переползаем» в новую структуру городской торговли. Продуктовые рынки в городе теряют обороты, покупатель предпочитает покупать по тем же ценам, но в полноценном магазине. Хорошо организованные сети магазинов удовлетворят большую долю покупательского спроса. Есть в городе, конечно, и дорогие магазины. «Европа», универсам «Нижегородский», Советский универсам, «Сладкая жизнь». Это элитные магазины, и мы понимаем, что они необходимы. Неселение ведь сильно различается по достатку. Возвращаясь назад, надо заметить, что город не богат. Платежеспособность населения – очень низкая. С элитным товаром происходит примерно следующее. Предположим, кто-то завозит большой ассортимент такого товара. Сначала он начинает хорошо идти, но в целом низкая платежеспособность приводит к тому, что «попробовав» новинки, покупатели перестают их брать. Товарооборот падает. Торговать хорошим ассортиментом элитных товаров в городе сложно.

Вместе с тем мы сейчас на пороге интервенции, как мы ее называем. 20 декабря в городе открылся первый магазин Spar, должно придти Metro, рвется сейчас к нам «Детский мир».

– Ого. «Детский мир» – это серьезная система.

– Да. Это серьезная штука. У нас в городе в принципе существуют нормальные магазины, торгующие детскими товарами, но, я думаю, что они вряд ли смогут противостоять… у них не те деньги.

– Metro выходило на контакт?

– Официально нет, но я уже чувствую, что они где-то здесь. Тень их рядом. Пока для них более предпочтительны Чувашия, Мордовия, Татарстан. Эти регионы довольно легко идут на принятие инвестиций, да и товарооборот там получается, как ни странно, больше – сказывается меньшая конкуренция, в Нижнем рынок хорошо насыщен. Еще там довольно большой запас по сельхозпродукции. Они как производители много делают. Нижегородцы сегодня пьют их кефир, едят их сыры. Они заваливают нас водкой, мясом, молоком.

Нижегородская область – регион непростой. Здесь земли плохие, переработка слабая. В сельском хозяйстве выращивается в основном фуражное зерно. По количеству населения мы выглядим как столичный регион, но в объемах производства нас «съел» ВПК. Бывшие заводы-монстры раньше кормили всех и вся, но сейчас сократились в разы, передали всю социальную сферу на баланс муниципалитета, дистанцировались от всех городских программ. А бюджет города довольно слаб.

Но что радует, так это то, что мы сумели создать в городе определенный климат, что торговля в Нижнем не падает. Это при том, что город недорогой, дешевле, чем другие города по Волге. Должен признаться, что проводя политику, направленную на сдерживание цен, к примеру, теми же социальными магазинами, нас никогда не покидал элемент сомнений. Почему? На достигнутом уровне социальной торговли мы долго не удержимся. Уже пошли процессы определенной убыточности. С наценкой в 4– 5% магазины не могут жить. Оборота не хватает. Сеть типа «Альянса» получит дополнительные скидки от производителей, но самостоятельный розничный магазин или небольшая сеть от оптовой фирмы – нет. Кстати, на мой взгляд, пошел процесс четкого разграничения опта и розницы. Было золотое время, когда можно было зарабатывать и там и там. Сейчас надо выбирать специализацию. Розничная торговля выходит на совершенно новый уровень. У нас сейчас лежит несколько заявок на строительство торговых центров площадью от 20 до 200 тысяч квадратных метров. Думаю, в 2002 году как минимум парочка будет построена.

– Так быстро?

– Да, при современных технологиях строительства все просто. Легкий фундамент. Потом – модульные конструкции. Так что здесь нет проблем. Самое главное для нас – чтобы инвесторы, подающие заявки, подтвердили свое финансовое состояние. Опять же, вспоминается пример «Альянса». Они полтора года назад объявили о программе создания сети с суммой инвестиций в 10 млн долларов. Мало кто тогда верил в эту программу. Сейчас вопросы сняты. Так что главное – серьезность намерений, и о планах по торговым центрам я могу говорить с уверенностью.

Есть положительные сдвиги и в других сферах, кроме продуктов питания. Появился интерес к сфере бытового обслуживания. Например, интенсивно начали развиваться химчистки. Этого никогда не было в городе. Появились ремонтные мастерские, ателье. Сейчас программа, аналогичная социальным продуктовым магазинам, идет и по непродовольственным видам товаров. Даст бог, у нас это получится.

– Какие компании взялись за открытие подобных магазинов?

– Порядка 15 предприятий. Крупные оптовые структуры, типа нашего Нижегородоптхозторга. Крупные производственные фирмы. Например, у нас есть новое предприятие, где работает почти 2 тыс. человек, производящее СМС, моющие средства, лосьоны. Они заинтересованы в собственных магазинах. В торговле одеждой тоже есть хорошие фирмы. Особо большую скидку в таких магазинах мы не планируем. Она будет где-то 5– 10%. Что дает город со своей стороны? Если это муниципальный фонд, то довольно серьезные скидки по аренде. Но это не все. Сейчас городская дума приняла решение о системе стимулирования инвестиций в развитие стационарной сети. Суть в том, что для тех предпринимателей, которые инвестируют средства в обустройство и создание торговых площадей, снижаются ставки ЕНВД. Чем больше вложений делает предприниматель, тем меньше для него ставка единого налога. Эта схема начинает действовать с 1 января 2002 года. Без нее не было должной привлекательности для инвестиций. Никто попросту не хотел ремонтировать торговые залы.

В городе утверждены правила розничной торговли на рынках. Рынки поставлены в жесткие условия, сейчас идет их паспортизация. Тем, кто не пройдет паспортизацию, будет отказано в предоставлении налоговых льгот, предусмотренных для предпринимателей, ведущих деятельность на организованных рынках. Введено очень много препятствий для несанкционированной, стихийной торговли.

Сейчас мы столкнулись с проблемами в общественном питании. В городе нет мест, куда можно было бы зайти и вкусно и недорого перекусить. Есть, конечно, рестораны и кафе, но так, чтобы массово и доступно народу… Хотелось бы и здесь поставить дело на твердые рельсы. Определенные подвижки имеются. Совсем недавно появились в городе киоски по продаже слоеных пирожков, а сейчас уже на этот вид деятельности столько желающих, что не хватает свободных мест. Дело в том, что администрации районов с трудом разрешают торговлю с киосков, надо создавать стационарные предприятия. Я уверен, что они вскоре появятся. Но всегда хочется поторопить время и сделать быстрее, ведь Нижний Новгород – столица Приволжского федерального округа, в столице все должно делаться быстрее.

– Готов ли город инвестировать в развитие таких предприятий?

– Нет. Ни город, ни область этого делать не будут. У бюджетов и так слишком много долгов. Область, например, много должна по международным займам. Поэтому сейчас основной источник инвестиций, как и фактически основная налоговая база, – это сфера предпринимательства. Я считаю, что у предпринимательства большая перспектива. С маленьких предприятий выросли Япония и Германия.

Отзывы о материале

Смотрите также

  • Другие отзывы об этом материале.
Сергей МАРКОВ: У предпринимательства большая перспектива (городская администрация)
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/archive/sergey-markov-u-predprinimatelstva-bolshaya-perspektiva-gorodskaya-administratsiya/2019-07-15


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052