29 июня 2009, 00:00 4109 просмотров

Дискаунтеры осваивают магазины у дома

Информационное агентство INFOLine недавно провело исследование «Сети магазинов Санкт-Петербурга. Потребительский рынок и торговля FMCG». По его итогам эксперты сделали вывод, что в условиях экономического кризиса и в связи с неудовлетворенностью спроса увеличение числа магазинов формата шаговой доступности станет основным фактором развития сетевой торговли в Петербурге, и новые торговые объекты станут открываться на высвободившихся из-под магазинов FMCG площадях. В тоже время супермаркеты и гипермаркеты в сложившихся рыночных условиях будут чувствовать себя не так благополучно.

Как рассказал отдела аналитики ИА INFOLine Михаил Бурмистров, оборот розничной торговли на душу населения в Санкт-Петербурге выше средне-российских показателей, причем в 2003–2006 годах более высоким являлся и темп роста данного показателя. « За 6 лет разрыв между показателями по региону и по стране увеличился с 1,11 раза в 2003 году, до 1,26 раза в 2008 году. Стоит отметить, что в 2008 году темп роста оборота розничной торговли в Санкт-Петербурге оказался на 2,3% ниже, чем в среднем по России. А доля Санкт-Петербурга в обороте розничной торговли России за 6 лет увеличилась с 3,6% до 4,1%».

В то же время данные исследования говорят, что доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли города остается значительно ниже, чем в среднем по стране. В условиях экономического кризиса уже по итогам II полугодия 2008 года их доля в обороте розничной торговли Санкт-Петербурга увеличилась более существенно, чем в среднем по стране, — на 2,1% по сравнению с 0,3%. Эксперты объясняют это тем, что спрос на непродовольственные товары в связи со снижением доходов населения резко сократился.

По мнению специалистов INFOLine, оборот розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге в 2009 году снизится по сравнению с 2008 годом не более чем на 3%, а на непродовольственные товары — более чем на 7%.

Дискаунтеры появились в Петербурге еще в конце 1990-х годов, тогда первыми на рынок вышли «Пятерочка» и «Дикси». Сейчас сетевые магазины этого формата размещаются с очень высоким уровнем плотности, порой в прямой видимости находятся три и более магазина. По данным INFOLine, на начало 2009 года в Санкт-Петербурге действовало уже более 800 сетевых магазинов, более 1400 несетевых магазинов и более 9 тысяч ларьков, павильонов и киосков. Тем не менее, в городе не хватает «магазинов у дома».

Михаил Бурмистров также рассказал, что местные петербургские сети «Полушка», «7Я СемьЯ», «Питерское» и другие достаточно гибки и способны размещать магазины в помещениях площадью менее 250 кв. метров. Поэтому в основном они и будут расти. «Помещения именно такой площади, сейчас, наиболее активно высвобождаются арендаторами, столкнувшимися с проблемами в условиях экономического кризиса».

Ускоренному развитию сетей «магазинов у дома» может также способствовать снижение арендных ставок на встроенно-пристроенные помещения из-за активного их высвобождения арендаторами, развивающими торговлю непродовольственными товарами. По оценке INFOLine, в отличие от продуктов питания, темпы сокращения спроса на товары длительного пользования в 2009 году могут превысить 10-15%.

Таким образом, количество сетевых «магазинов у дома» и дискаунтеров в Санкт-Петербурге может увеличиться на 25-30% и достичь 850 объектов. Кроме того, аналитики отмечают, что супермаркеты и гипермаркеты города будут стагнировать.

Опрошенные BFM.ru эксперты и участники московского рынка сетевой торговли соглашаются не со всеми выводами INFOLine, однако, они подтвердили, что для формата «магазинов у дома» сейчас наилучшее время.

«Магазины шаговой доступности и гипермаркеты — это различные форматы, которые ориентированы на разных потребителей. «Пятерочки» шаговой доступности предлагают, например, сбалансированный ассортимент по низким ценам и пользуются популярностью у людей с умеренным достатком, которым нужно покупать что-то каждый день возле дома, — комментирует руководитель отдела по связям с общественностью компании X5 Retail Group Светлана Витковская. — У гипермаркетов очень широкий ассортимент, а цены примерно такие же низкие. Но при этом, помимо продовольственных товаров, там есть секция непродовольственных товаров, и они ориентированы на то, чтобы люди приезжали целыми семьями и делали покупки на большой срок».

«Сейчас единственное, что волнует покупателей, — цены. Где дешевле, там и будет покупатель», — считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. — Если в Санкт-Петербурге, гипермаркеты проигрывают дискаунтерам — это может быть связано исключительно с тем, что вторые демпингуют».

Однако построить сейчас новые гипермаркеты, как отмечают эксперты московского рынка, трудно, потому что дорого. «Открыть на высвободившейся площади, взятой в аренду, новую «Пятерочку» гораздо дешевле, — замечает Витковская. — В принципе, мы рассматриваем возможность открытия гипермакетов на условиях аренды, но такие помещения трудно найти».

По словам Светланы Витковской, те гипермаркеты, которые уже есть, популярны в своей категории среди населения и у них постоянно увеличивается трафик.

Как считает Илья Белоновский в Москве есть огромное количество мест, где должны появиться «магазины у дома», и сейчас этот формат очень хорошо развивается. Безусловно, потребитель переходит в дискаунтеры из других форматов, поэтому магазины шаговой доступности в Москве растут и по трафику, и по чеку, и по обороту. В докризисное время темпы развития дискаунтеров, как и прочих магазинов, были весьма высоки, а сейчас более дорогие форматы притормозили свое развитие. www.bfm.ru

Статья относится к тематикам: Актуально, Исследования
Поделиться публикацией:
«Теперь мне по душе семейный бизнес»

Почему Йоханнес Толай предпочел семейный бизнес управлению гигантской сетью?

7 самых удачных сфер для малого бизнеса

Топ успешных проектов, на которых приходится пик спроса

С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Дискаунтеры осваивают магазины у дома дискаунтеры, магазин у дома, гипермаркет, население, спрос, потребители, торговля
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии