Крупные мировые ритейлеры
Законодательство в торговле
Маркетинг и экономика торговли
Коммерческая недвижимость. Street retail. ТЦ. Склады
22 декабря 2015, 00:04 2598 просмотров

Эксперты предлагают «Прогноз-2016»

Следующий год будет продолжением нынешнего

О прогнозах развития рынка коммерческой недвижимости Москвы на 2016 год рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев.

Вектор

В наступающем 2016 году на рынке коммерческой недвижимости продолжат развиваться тренды, сформировавшиеся уже к середине 2015 года.

В офисном и торговом сегменте это будет по-прежнему «рынок арендатора», с достаточно высокой долей вакантных площадей и низкой скоростью поглощения новых объемов.

Борьба за арендатора по-прежнему будет происходить в «сервисной», а не «ценовой плоскости». Для бизнес-центров это означает предоставление максимального количества услуг со стороны управляющей компании. В торговом – привлечение посетителей и обеспечение стабильной посещаемости объекта.

Продолжится сокращение объемов нового строительства. Активность инвесторов будет на низком уровне и сосредоточена на сделках с действующими объектами и проектами в высокой степени реализации либо на дистресс-активах. Впрочем, и эти сделки будут немногочисленными, поскольку банкротства и переходы залоговых объектах к банкам носят единичный характер.

Заполняемость

Кризис не окончен, поэтому многие бизнесы по-прежнему испытывают проблемы, а часть компаний, пережив 2015 год, могут тем не менее прекратить свое существование в 2016 году (особенно в сфере малого и среднего бизнеса). При этом новые компании в значительном количестве вряд ли появятся. Все это повлечет за собой некоторое уменьшение количества арендаторов во всех сегментах коммерческой недвижимости. Результатом станет дальнейшее снижение заполняемости. В офисных объектах уровень вакантных площадей к концу года составил от 15-20% в классе В и В- до 30-35% в премиальном классе.

Следует отметить, что дальнейшая динамика не будет масштабным. Во-первых, уже не происходит резких изменений в макроэкономике, во-вторых, опыт предыдущего кризиса и готовность большинства компаний к кризису нынешнему, позволяет им «держаться на плаву». В-третьих, активные поиски арендаторами более выгодных вариантов в целом закончились еще в середине 2015 года. Так что в наступающем году значительных ротаций и переездов не ожидается. Таким образом, могу предположить, что доля вакантных площадей в офисных и торговых объектах еще повысится, но в пределах 5-10% от уровня декабря 2015.

Что же до производственно-складской недвижимости в пределах МКАД, то там заполняемость находится на уровне 90% и ее снижение будет практически не заметно. Дело в том, что абсолютное большинство складов на территории старой Москвы является небольшими по площади и спрос на них даже сейчас чрезвычайно высок. Помимо ритейлеров, которые стремятся сэкономить на транспортных расходах и арендуют склады поближе к магазинам, эти площади занимают небольшие частные производства. При этом последние относятся к немногочисленной категории бизнесов, которые в последний год активно развиваются, в основном – благодаря курсу на ипмортозамещение.

Арендные ставки

Уже в 2015 году в большинстве объектов всех сегментов коммерческой недвижимости арендная плата исчислялась в рублях. Однако, в премиальном классе – особенно в офисных центрах – долларовые ставки еще сохранялись. Думаю, в 2016 году произойдет окончательный переход на рублевые ставки.

В торговой недвижимости также завершится переход с фиксированной арендной ставки на смешанную или «процент с оборота».

Как и в 2015 году, скорее всего, мы увидим многочисленные акции, с помощью которых управляющие компании будут стремиться привлечь в свои проекты новых арендаторов. Однако, эти акции будут касаться отдельных площадей или ограничены во времени. При этом акции могут обеспечить снижение средней по рынку ставки в пределах 10%. Что же касается базовых расценок, то они останутся на прежнем уровне. Разумеется, если не будет резких изменений в макроэкономике.

Активность девелоперов

Новые объемы коммерческих площадей будут появляться на рынке за счет ввода в эксплуатацию объектов, строительство которых началось еще до кризиса. Не исключено замедление сроков строительства и даже замораживание крупных проектов.

За новые проекты девелоперы вряд ли будут браться, по крайней мере – в первой половине 2016 года. Исключение составит строительство built-to-suit, а также проекты с изначально гарантированным пулом арендатором. Разумеется, при нынешнем изобилии предложения, последнее возможно лишь в проектах с новым форматом. Поэтому в наступающем году можно ожидать появления на рынке проектов с принципиально новыми концепциями. Особенно это касается торговой недвижимости, где привлекать ритейлеров в новые ТЦ сейчас крайне сложно. Например, в будущем году возможно появление в столице так называемых «центров активностей» – районных ТРЦ площадью до 10 тысяч квадратных метров, сочетающие в себе торговую, развлекательную и обучающую составляющую какой-либо одной направленности.

Марина Скубицкая, коммуникационное агентство «PR-стиль»

Поделиться публикацией:
Актуально
Самые востребованные логистические услуги в ритейле: опыт «О.Л.К.»
396
Логисты стали полноценными партнерами в бизнесе для поставщиков и ритейлеров.
Комплексное оснащение магазинов: новые проекты в Казахстане
378
Решения 4RM Systems под ключ для магазинов разных форматов.
«Честное» пиво: как внедрить обязательную маркировку в пивном магазине
628
«Пив&Ко» помогает разобраться в нюансах и настроить работу.
iCover внедряет Forecast NOW! для оптимизации процессов управления запасами на маркетплейсах
563
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Эксперты предлагают «Прогноз-2016»

Следующий год будет продолжением нынешнего

О прогнозах развития рынка коммерческой недвижимости Москвы на 2016 год рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев.

Вектор

В наступающем 2016 году на рынке коммерческой недвижимости продолжат развиваться тренды, сформировавшиеся уже к середине 2015 года.

В офисном и торговом сегменте это будет по-прежнему «рынок арендатора», с достаточно высокой долей вакантных площадей и низкой скоростью поглощения новых объемов.

Борьба за арендатора по-прежнему будет происходить в «сервисной», а не «ценовой плоскости». Для бизнес-центров это означает предоставление максимального количества услуг со стороны управляющей компании. В торговом – привлечение посетителей и обеспечение стабильной посещаемости объекта.

Продолжится сокращение объемов нового строительства. Активность инвесторов будет на низком уровне и сосредоточена на сделках с действующими объектами и проектами в высокой степени реализации либо на дистресс-активах. Впрочем, и эти сделки будут немногочисленными, поскольку банкротства и переходы залоговых объектах к банкам носят единичный характер.

Заполняемость

Кризис не окончен, поэтому многие бизнесы по-прежнему испытывают проблемы, а часть компаний, пережив 2015 год, могут тем не менее прекратить свое существование в 2016 году (особенно в сфере малого и среднего бизнеса). При этом новые компании в значительном количестве вряд ли появятся. Все это повлечет за собой некоторое уменьшение количества арендаторов во всех сегментах коммерческой недвижимости. Результатом станет дальнейшее снижение заполняемости. В офисных объектах уровень вакантных площадей к концу года составил от 15-20% в классе В и В- до 30-35% в премиальном классе.

Следует отметить, что дальнейшая динамика не будет масштабным. Во-первых, уже не происходит резких изменений в макроэкономике, во-вторых, опыт предыдущего кризиса и готовность большинства компаний к кризису нынешнему, позволяет им «держаться на плаву». В-третьих, активные поиски арендаторами более выгодных вариантов в целом закончились еще в середине 2015 года. Так что в наступающем году значительных ротаций и переездов не ожидается. Таким образом, могу предположить, что доля вакантных площадей в офисных и торговых объектах еще повысится, но в пределах 5-10% от уровня декабря 2015.

Что же до производственно-складской недвижимости в пределах МКАД, то там заполняемость находится на уровне 90% и ее снижение будет практически не заметно. Дело в том, что абсолютное большинство складов на территории старой Москвы является небольшими по площади и спрос на них даже сейчас чрезвычайно высок. Помимо ритейлеров, которые стремятся сэкономить на транспортных расходах и арендуют склады поближе к магазинам, эти площади занимают небольшие частные производства. При этом последние относятся к немногочисленной категории бизнесов, которые в последний год активно развиваются, в основном – благодаря курсу на ипмортозамещение.

Арендные ставки

Уже в 2015 году в большинстве объектов всех сегментов коммерческой недвижимости арендная плата исчислялась в рублях. Однако, в премиальном классе – особенно в офисных центрах – долларовые ставки еще сохранялись. Думаю, в 2016 году произойдет окончательный переход на рублевые ставки.

В торговой недвижимости также завершится переход с фиксированной арендной ставки на смешанную или «процент с оборота».

Как и в 2015 году, скорее всего, мы увидим многочисленные акции, с помощью которых управляющие компании будут стремиться привлечь в свои проекты новых арендаторов. Однако, эти акции будут касаться отдельных площадей или ограничены во времени. При этом акции могут обеспечить снижение средней по рынку ставки в пределах 10%. Что же касается базовых расценок, то они останутся на прежнем уровне. Разумеется, если не будет резких изменений в макроэкономике.

Активность девелоперов

Новые объемы коммерческих площадей будут появляться на рынке за счет ввода в эксплуатацию объектов, строительство которых началось еще до кризиса. Не исключено замедление сроков строительства и даже замораживание крупных проектов.

За новые проекты девелоперы вряд ли будут браться, по крайней мере – в первой половине 2016 года. Исключение составит строительство built-to-suit, а также проекты с изначально гарантированным пулом арендатором. Разумеется, при нынешнем изобилии предложения, последнее возможно лишь в проектах с новым форматом. Поэтому в наступающем году можно ожидать появления на рынке проектов с принципиально новыми концепциями. Особенно это касается торговой недвижимости, где привлекать ритейлеров в новые ТЦ сейчас крайне сложно. Например, в будущем году возможно появление в столице так называемых «центров активностей» – районных ТРЦ площадью до 10 тысяч квадратных метров, сочетающие в себе торговую, развлекательную и обучающую составляющую какой-либо одной направленности.

Марина Скубицкая, коммуникационное агентство «PR-стиль»

прогноз, недвижимость для ритейла, развитие, инвестиции, арендаЭксперты предлагают «Прогноз-2016»
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/eksperty-predlagayut-prognoz-2016/2015-12-21


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052