Крупные мировые ритейлеры
Авторитейл
Законодательство в торговле
Зарубежный опыт торговли
Кризис. Точка бифуркации
12 ноября 2013, 00:00 8292 просмотра

Заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов: "Дедовщина" в ВТО

Соединенные Штаты, Евросоюз, Япония и Украина, не стесняясь, вводят барьеры на пути российских товаров на свои рынки. А наша страна ведет себя на их фоне чересчур деликатно. И теряет на этом миллиарды долларов.

Отстоять свои интересы российским промышленникам поможет информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности. Он заработает в первом квартале следующего года при минпромторге, рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Виктор Леонидович, чем именно займется новая структура, как будет помогать?

Виктор Евтухов: Создание информационно-аналитического центра уже согласовано с главой правительства.

Задача – запустить эффективные процедуры защиты интересов российских производителей на зарубежных рынках. Более активно использовать для этого механизмы ВТО и Евразийской экономической комиссии.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются наши компании, – дефицит качественных аналитических данных, на которых строятся доказательства защитных расследований. В каждой стране свои особенности, скрытые механизмы субсидирования отраслей и предприятий. Без помощи государства самим компаниям, если не невозможно, то очень трудно получить, например, статистические сведения об отраслях, объемах импорта-экспорта. Между тем только на основе такого рода данных они могут подать заявления в Евразийскую экономическую комиссию для начала расследований.

А как центр будет добывать необходимую информацию?

Виктор Евтухов: С помощью официальных запросов в торгпредства, в госорганы иностранных государств. Например, чтобы доказать, что Китай демпингует на российском рынке, продавая те или иные товары по заниженным ценам, надо собрать массу документов, свидетельствующих, что цена на данную продукцию в самом Китае выше, чем она продается в России.

И хотя такого рода информация (не только в Китае, но и в большинстве стран) засекречена, будем пытаться получить ее легальным путем, в том числе из третьих стран, из самих компаний, по государственным каналам. Без цифр и полноценной аналитики что-то доказать в ВТО очень трудно.

Недавно Евразийская комиссия проводила защитное расследование в отношении импортных смесовых технических тканей, наводнивших российский рынок. Расследование пришлось пока приостановить, потому что мы не смогли доказать причинно-следственные связи между возросшим импортом и угрозой или ущербом для отечественных производителей аналогичных тканей.

В ЕС, кстати, для этого существует общедоступный сайт Export HelpDesk, где все участники внешнеэкономической деятельности могут получить подобную информацию. Считаю, что крайне важно сформировать в ближайшем будущем вместе с Евразийской экономической комиссией подобную открытую интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Во сколько обойдется содержание информационно-аналитического центра?

Виктор Евтухов: Планируется, что центр будет финансироваться из средств федерального бюджета. На 2014 год выделено 80 миллионов рублей. Расходы будут предусмотрены за счет средств государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Таким образом, дополнительного финансирования из бюджета не потребуется. Но мы будем стараться привлечь еще и внебюджетные средства. Учредителями центра, который будет зарегистрирован в форме некоммерческой автономной организации, я надеюсь, станут наши крупные предприятия, госкорпорации, отраслевые ассоциации и объединения.

Свою структуру с похожим на ваше названием – «Центр экспертизы по вопросам ВТО» – создает и минэкономразвития. Не будете дублировать друг друга?

Виктор Евтухов: Нет. Наша задача – учет отраслевой, промышленной специфики работы компаний в условиях ВТО. Поэтому наш центр станет источником сводной экспертной позиции для всех отраслей промышленности. Для работы в нем мы хотим набрать молодых, амбициозных профессионалов, которые разбираются в глобальных рынках, международном праве. Они должны быть не только хорошими аналитиками, но вести быстрый мониторинг, отвечать на претензии и, в свою очередь, формулировать претензии наших компаний. Словом, отстаивать права национального бизнеса, как делают «старожилы» ВТО.

И как же действуют старожилы?

Виктор Евтухов: Не чураются, например, применять запретительные пошлины против российских компаний. В ЕС и в США в отношении товаров из России используется около 30 таких ограничений – по стали, кремнию, трубам, канатам, тросам, фитингу, карбомиду, нитрату аммония, феррокремнию и т.д. Более сотни таможенных ограничений введено для продукции из стран Таможенного союза. Ярким примером сейчас служат страны ЕС – введено около 10 ограничений на российские товары. Украина ввела ограничения на легковые автомобили, тару медицинского назначения, метанол, флоат-стекло, стрелочные переводы, нитрат аммония, древесно-волокнистые плиты, шифер, трубы. Все это очень важные для нас конкурентоспособные товары, которые имеют реальный потенциал на международных рынках.

А Россия применяет при этом всего лишь 15 защитных мер. То есть против других стран себя ведет очень интеллигентно.

Безусловно, «старожилы» ВТО активно используют и различные механизмы субсидирования национальных отраслей. Мы тоже будем нивелировать наши риски путем использования различных механизмов субсидирования – ставок по кредитам, по лизинговым платежам. Общий объем субсидий в 2013 году составил 23,2 миллиарда рублей. На 2014 год предусмотрено 23,5 миллиарда рублей, на 2015 год – 21,1 миллиарда. По нашим оценкам, в этом году субсидии получат около 2,5 тысячи предприятий.

Какие у вас впечатления от общения с отечественными промышленниками – тяжелым был первый год в ВТО?

Виктор Евтухов: Недавно мы по итогам года провели несколько «круглых столов» с представителями крупнейших промышленных ассоциаций, союзов и фондов. Мало кто сказал, что почувствовал угрозу для своей отрасли. Или ущерб. Но мы только первый год в ВТО, нашим компаниям сложно перестроить свою работу, учитывая специфику нормативной базы ВТО. Она, как известно, огромна. Поэтому некоторую инертность можно объяснить только недостатком опыта. Именно поэтому мы создаем информационно-аналитический центр при минпромторге.

Спектр защитных мер расширяться будет?

Виктор Евтухов: Во-первых, будет введен принципиально новый механизм ретроактивной уплаты антидемпинговой или компенсационной пошлины. Эта мера активно используется в США, ЕС.

Что это такое?

Виктор Евтухов: Речь идет о промежуточном периоде между началом расследований и введением пошлины, ограничивающей ввоз импортных товаров. Как правило, этот промежуток занимает 3-4 месяца. В этот «мертвый» период никто не платит никаких пошлин. Однако предприниматели стараются до отказа забить свои склады на будущее. Ретроактивная пошлина, которая вводится задним числом и распространяется на этот временной промежуток времени, сама по себе ограничивает массированный рост импорта на время проведения расследования. Над предприятиями висит дамоклов меч, что в итоге придется пошлину все же заплатить. Лучше не рисковать.

Кроме того, предлагаем сократить сроки введения предварительных защитных пошлин – не более 5 месяцев с момента начала расследования. Точная фиксация сроков позволит уменьшить наносимый ущерб отрасли на время проведения расследований. И, конечно же, придется сократить продолжительность организационных процедур в начале расследования с нынешних 90 до 40 дней, то есть в соответствии с международной практикой. Изменения, позволяющие практически реализовать это все на практике, нужно будет внести в законодательство как РФ, так и Таможенного союза.

Россия ведет переговоры и о создании зон свободной торговли с другими странами. С какими государствами могут быть заключены соглашения?

Виктор Евтухов: Сейчас на повестке дня Вьетнам, Новая Зеландия и Европейская ассоциация свободной торговли. Однако при выборе стран – участниц подобных соглашений необходимо быть максимально осторожными.

А в чем риски?

Виктор Евтухов: Поскольку установление зоны свободной торговли в соответствии с правилами ВТО предполагает обнуление не менее 90 процентов всех пошлин, существует риск роста импорта в объемах, способных нанести ущерб российской промышленности, в том числе привести к снижению объемов производства, инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и сопутствующим негативным социально-экономическим последствиям. Также существует риск теневого реимпорта товаров из третьих стран с подделкой сертификата происхождения товаров.

Сегодня, в целом, очень существенны риски в рамках интеграционных процессов. В этой связи считаем целесообразным воздержаться от широкой практики заключения соглашений о свободной торговле в течение ближайших пяти лет. Когда мы пройдем переходный период и сможем объективно оценить результаты тарифной либерализации в рамках ВТО и СНГ, можно вести речь о заключении подобных договоров.

А мы пользуемся правом обжаловать в ВТО действия партнеров?

Виктор Евтухов: Такие планы есть. В частности, мы намерены инициировать процедуру оспаривания легитимности применения Комиссией Евросоюза методики «энергокорректировок» при проведении антидемпинговых расследований в отношении российских производителей – металлов, химической и трубной продукции.

По мнению ЕС, в России отсутствуют рыночные механизмы формирования цены на нефть и газ, что в конечном итоге отражается на стоимости товара. Представители ЕС полагают, что мы демпингуем. В результате при проведении расчетов ЕС ставит не нашу реальную цену, а ту, какой она должна быть в их понимании. Россию не устраивает подобный подход. На наш взгляд, это типичный прием протекционистских мер, которые приобретают все более скрытый, изощренный характер.

Российская газета

Евтухов Виктор

Замглавы Минпромторга.

Далее
1052
Поделиться публикацией:
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов: "Дедовщина" в ВТО
Соединенные Штаты, Евросоюз, Япония и Украина, не стесняясь, вводят барьеры на пути российских товаров на свои рынки. А наша страна ведет себя на их фоне чересчур деликатно. И теряет на этом миллиарды долларов.

Отстоять свои интересы российским промышленникам поможет информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности. Он заработает в первом квартале следующего года при минпромторге, рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Виктор Леонидович, чем именно займется новая структура, как будет помогать?

Виктор Евтухов: Создание информационно-аналитического центра уже согласовано с главой правительства.

Задача – запустить эффективные процедуры защиты интересов российских производителей на зарубежных рынках. Более активно использовать для этого механизмы ВТО и Евразийской экономической комиссии.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются наши компании, – дефицит качественных аналитических данных, на которых строятся доказательства защитных расследований. В каждой стране свои особенности, скрытые механизмы субсидирования отраслей и предприятий. Без помощи государства самим компаниям, если не невозможно, то очень трудно получить, например, статистические сведения об отраслях, объемах импорта-экспорта. Между тем только на основе такого рода данных они могут подать заявления в Евразийскую экономическую комиссию для начала расследований.

А как центр будет добывать необходимую информацию?

Виктор Евтухов: С помощью официальных запросов в торгпредства, в госорганы иностранных государств. Например, чтобы доказать, что Китай демпингует на российском рынке, продавая те или иные товары по заниженным ценам, надо собрать массу документов, свидетельствующих, что цена на данную продукцию в самом Китае выше, чем она продается в России.

И хотя такого рода информация (не только в Китае, но и в большинстве стран) засекречена, будем пытаться получить ее легальным путем, в том числе из третьих стран, из самих компаний, по государственным каналам. Без цифр и полноценной аналитики что-то доказать в ВТО очень трудно.

Недавно Евразийская комиссия проводила защитное расследование в отношении импортных смесовых технических тканей, наводнивших российский рынок. Расследование пришлось пока приостановить, потому что мы не смогли доказать причинно-следственные связи между возросшим импортом и угрозой или ущербом для отечественных производителей аналогичных тканей.

В ЕС, кстати, для этого существует общедоступный сайт Export HelpDesk, где все участники внешнеэкономической деятельности могут получить подобную информацию. Считаю, что крайне важно сформировать в ближайшем будущем вместе с Евразийской экономической комиссией подобную открытую интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Во сколько обойдется содержание информационно-аналитического центра?

Виктор Евтухов: Планируется, что центр будет финансироваться из средств федерального бюджета. На 2014 год выделено 80 миллионов рублей. Расходы будут предусмотрены за счет средств государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Таким образом, дополнительного финансирования из бюджета не потребуется. Но мы будем стараться привлечь еще и внебюджетные средства. Учредителями центра, который будет зарегистрирован в форме некоммерческой автономной организации, я надеюсь, станут наши крупные предприятия, госкорпорации, отраслевые ассоциации и объединения.

Свою структуру с похожим на ваше названием – «Центр экспертизы по вопросам ВТО» – создает и минэкономразвития. Не будете дублировать друг друга?

Виктор Евтухов: Нет. Наша задача – учет отраслевой, промышленной специфики работы компаний в условиях ВТО. Поэтому наш центр станет источником сводной экспертной позиции для всех отраслей промышленности. Для работы в нем мы хотим набрать молодых, амбициозных профессионалов, которые разбираются в глобальных рынках, международном праве. Они должны быть не только хорошими аналитиками, но вести быстрый мониторинг, отвечать на претензии и, в свою очередь, формулировать претензии наших компаний. Словом, отстаивать права национального бизнеса, как делают «старожилы» ВТО.

И как же действуют старожилы?

Виктор Евтухов: Не чураются, например, применять запретительные пошлины против российских компаний. В ЕС и в США в отношении товаров из России используется около 30 таких ограничений – по стали, кремнию, трубам, канатам, тросам, фитингу, карбомиду, нитрату аммония, феррокремнию и т.д. Более сотни таможенных ограничений введено для продукции из стран Таможенного союза. Ярким примером сейчас служат страны ЕС – введено около 10 ограничений на российские товары. Украина ввела ограничения на легковые автомобили, тару медицинского назначения, метанол, флоат-стекло, стрелочные переводы, нитрат аммония, древесно-волокнистые плиты, шифер, трубы. Все это очень важные для нас конкурентоспособные товары, которые имеют реальный потенциал на международных рынках.

А Россия применяет при этом всего лишь 15 защитных мер. То есть против других стран себя ведет очень интеллигентно.

Безусловно, «старожилы» ВТО активно используют и различные механизмы субсидирования национальных отраслей. Мы тоже будем нивелировать наши риски путем использования различных механизмов субсидирования – ставок по кредитам, по лизинговым платежам. Общий объем субсидий в 2013 году составил 23,2 миллиарда рублей. На 2014 год предусмотрено 23,5 миллиарда рублей, на 2015 год – 21,1 миллиарда. По нашим оценкам, в этом году субсидии получат около 2,5 тысячи предприятий.

Какие у вас впечатления от общения с отечественными промышленниками – тяжелым был первый год в ВТО?

Виктор Евтухов: Недавно мы по итогам года провели несколько «круглых столов» с представителями крупнейших промышленных ассоциаций, союзов и фондов. Мало кто сказал, что почувствовал угрозу для своей отрасли. Или ущерб. Но мы только первый год в ВТО, нашим компаниям сложно перестроить свою работу, учитывая специфику нормативной базы ВТО. Она, как известно, огромна. Поэтому некоторую инертность можно объяснить только недостатком опыта. Именно поэтому мы создаем информационно-аналитический центр при минпромторге.

Спектр защитных мер расширяться будет?

Виктор Евтухов: Во-первых, будет введен принципиально новый механизм ретроактивной уплаты антидемпинговой или компенсационной пошлины. Эта мера активно используется в США, ЕС.

Что это такое?

Виктор Евтухов: Речь идет о промежуточном периоде между началом расследований и введением пошлины, ограничивающей ввоз импортных товаров. Как правило, этот промежуток занимает 3-4 месяца. В этот «мертвый» период никто не платит никаких пошлин. Однако предприниматели стараются до отказа забить свои склады на будущее. Ретроактивная пошлина, которая вводится задним числом и распространяется на этот временной промежуток времени, сама по себе ограничивает массированный рост импорта на время проведения расследования. Над предприятиями висит дамоклов меч, что в итоге придется пошлину все же заплатить. Лучше не рисковать.

Кроме того, предлагаем сократить сроки введения предварительных защитных пошлин – не более 5 месяцев с момента начала расследования. Точная фиксация сроков позволит уменьшить наносимый ущерб отрасли на время проведения расследований. И, конечно же, придется сократить продолжительность организационных процедур в начале расследования с нынешних 90 до 40 дней, то есть в соответствии с международной практикой. Изменения, позволяющие практически реализовать это все на практике, нужно будет внести в законодательство как РФ, так и Таможенного союза.

Россия ведет переговоры и о создании зон свободной торговли с другими странами. С какими государствами могут быть заключены соглашения?

Виктор Евтухов: Сейчас на повестке дня Вьетнам, Новая Зеландия и Европейская ассоциация свободной торговли. Однако при выборе стран – участниц подобных соглашений необходимо быть максимально осторожными.

А в чем риски?

Виктор Евтухов: Поскольку установление зоны свободной торговли в соответствии с правилами ВТО предполагает обнуление не менее 90 процентов всех пошлин, существует риск роста импорта в объемах, способных нанести ущерб российской промышленности, в том числе привести к снижению объемов производства, инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и сопутствующим негативным социально-экономическим последствиям. Также существует риск теневого реимпорта товаров из третьих стран с подделкой сертификата происхождения товаров.

Сегодня, в целом, очень существенны риски в рамках интеграционных процессов. В этой связи считаем целесообразным воздержаться от широкой практики заключения соглашений о свободной торговле в течение ближайших пяти лет. Когда мы пройдем переходный период и сможем объективно оценить результаты тарифной либерализации в рамках ВТО и СНГ, можно вести речь о заключении подобных договоров.

А мы пользуемся правом обжаловать в ВТО действия партнеров?

Виктор Евтухов: Такие планы есть. В частности, мы намерены инициировать процедуру оспаривания легитимности применения Комиссией Евросоюза методики «энергокорректировок» при проведении антидемпинговых расследований в отношении российских производителей – металлов, химической и трубной продукции.

По мнению ЕС, в России отсутствуют рыночные механизмы формирования цены на нефть и газ, что в конечном итоге отражается на стоимости товара. Представители ЕС полагают, что мы демпингуем. В результате при проведении расчетов ЕС ставит не нашу реальную цену, а ту, какой она должна быть в их понимании. Россию не устраивает подобный подход. На наш взгляд, это типичный прием протекционистских мер, которые приобретают все более скрытый, изощренный характер.

Российская газета

виктор евтухов, ритейл, торговля, минпромторг, вто, импорт, производителиЗаместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов: "Дедовщина" в ВТО
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/zamestitel-ministra-promyshlennosti-i-torgovli-viktor-evtukhov-dedovshchina-v-vto/2020-02-27


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052