Общеотраслевое
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
Автоматизация на 1С
14 мая 2024, 14:22 551 просмотр

Кейс: комплексная цифровая трансформация в агрохолдинге "ООО КОМОС ГРУПП"

Константа

Материал подготовлен компанией «Константа»

Наименование проекта: Комплексная цифровая трансформация. Проект предусматривает внедрение составного решения, одним из элементов которого является внедрение «1С: Управление торговлей 8» для автоматизации унифицированных торгово-логистических бизнес-процессов сбытового подразделения ООО «КОМОС ГРУПП».

 

Дата начала проекта: 01 июля 2022 года.

 

Дата окончания проекта с вводом в промышленную эксплуатацию: 30 сентября 2023 года.

 

Суммарное кол-во человеко-часов работ, выполненных проектной командой: 91 000, из них 69 000 (трудозатраты команды субподрядной компании Константы), 22 000 (ИТ-специалисты и команда бизнес-заказчиков КОМОС ГРУПП).

 

Регион внедрения: Республика Удмуртия

Цели проекта:

Ключевой бизнес-целью было построения эффективных процессов торгово-сбытовой цепочки поставок и масштабирование сбытовой деятельности холдинга, производящего продукты питания. Для этого руководством компании была поставлена задача внедрения программного обеспечения, которое позволит:

  • унифицировать торгово-логистические бизнес-процессы, структуру учета и управления холдинга и его управляемых обществ в условиях стремительно развивающегося и «ускоряющегося» рынка;
  • повысить эффективность и формирование конкурентных преимуществ, в том числе консолидации отдельно взятых небольших производителей продуктов, не входящих в холдинг, и не имеющих опыта и заключенных договоров поставки продукции в торговые сети федерального масштаба;
  • унифицировать платформы ПО, позволяющие интегрироваться с информационными системами торговых сетей с целью оптимизации и сокращения временных затрат цепочки поставок продуктов питания.

Ядром внедряемого комплекса ПО стал программный продукт "1С: Управление торговлей 8". Для обеспечения работы комплексного решения предусмотрена интеграция с имеющимися информационными системами, а также закупка, установка и настройка серверных мощностей.

Требования к системе: до 500 одновременно работающих пользователей с работой в режиме 24/7, регламентным окном в 1 час в день 4 дня в неделю.

Ситуация до внедрения, информация о компании:

КОМОС ГРУПП — один из крупнейших в России агрохолдингов с полным производственно-сбытовым циклом.

В состав холдинга входят 12 агропромышленных предприятия Удмуртии, Пермского края, Татарстана, Башкирии. Среднесписочная численность сотрудников - 13,2 тысяч человек. География поставок продукции охватывает 73 региона России, а также 13 зарубежных стран: Армению, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, ОАЭ, Китай, Монголию, Сингапур, Вьетнам, США, Беларусь и Грузию.

Холдинг занимает первое место среди компаний АПК Урала и Западной Сибири, третье место по продажам молочной продукции, четвертое место по переработке молока и четвертое по производству яйца.

За 20 лет работы холдинга на рынке появились бренды продукции, любимые жителями нескольких регионов: «Село Зелёное», «Топтыжка», «Молочная речка», Fitness Time, «Солнечный дворик», «Глазовская птица», «Восточный», «Вараксино» и др.

Внутри холдинга есть 2 структурно-организационных единицы, которые обеспечивают торгово-сбытовую деятельность.

Ранее учет торговых операций велся в устаревшей информационной системе на базе Microsoft Axapta. Однако внутренние компетенции о методологических и технических требованиях и особенностях ее работы были утеряны. В последствии, использование иностранного программного обеспечения в ключевых бизнес-процессах стало нести риски его отказа в связи с недружественными действиями иностранных компаний. С одной стороны это вызывало угрозу ее функционирования, с другой – противоречило возможности дальнейшего ее развития под потребности бизнеса и изменения законодательства (требования ГИС Честный знак, Меркурий, Зерно).

Уникальность и инновационность проекта:

Проект внедрения «1С:Управление торговлей», как ключевое звено портфеля проектов цифровой трансформации холдинга

Проект автоматизации клиентского сервиса был одним из 7 взаимосвязанных проектов, выполняемых параллельно.

Состав портфеля проектов:

  • 1С: ERP Управление предприятием 8
  • 1C: Управление торговлей 8
  • Доработка 1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно- справочной информацией
  • NovoForecast
  • Шина данных (DATAREON ESB)
  • Документооборот на базе BPMSoft Свое окружение
  • CRM на базе BPMSoft Контакт-центр

В процессе реализации единого бизнес-проекта по достижению целевого ИТ-ландшафта холдинга нужно было планировать запуск системы в коннекте с еще шестью параллельно внедряемыми системами. При этом некоторые из них на момент старта проекта внедрения «1С:Управление торговлей» еще даже не были описаны с точки зрения требований.

Наличие такой специфики существенно усложняло систему коммуникаций участников различных команд по выработке межпроектных требований. Это потребовало выделения роли функционального архитектора. Его ключевой задачей было не только стыковать противоречивые требования проектов, вызванные столкновением интересов бизнес-заказчиков, но и принимать решения, учитывающие возможные сценарии развития потребностей бизнеса на перспективу.

Нагрузочное тестирование для обеспечения стабильности и отказоустойчивости системы

С точки зрения технологической среды проект является уникальным среди проектов 1С.

Целевое количество заказов покупателей составляет от 3000 до 4000 в сутки.

В планах компании заложен значительный рост количества пользователей – до 800 одновременно работающих человек. Большое количество пользователей и высокоинтенсивный учет в большой долей вероятности могли привести к потенциальным блокировкам системы или неприемлемо низкой для бизнеса скоростью выполнения операций. Чтобы этого избежать, требовалось подобрать оптимальную конфигурацию аппаратно-программного комплекса на серверах, где будет установлена «1С:Управление торговлей», которая обеспечит комфортную и производительную работу.

Подбор оборудования было решено делать путём проведения нагрузочного тестирования с эмуляцией реальной работы 800 пользователей. Также в ходе теста было необходимо эмулировать нагрузку от интеграционных процессов с другими системами, чтобы его работа была максимально приближена к реальной работе системы.

Обычно нагрузочное тестирование проводится на уже внедренной и эксплуатируемой системе. Но нам было необходимо еще до запуска системы убедиться в ее отказоустойчивости и обеспечить достаточный уровень производительности по ключевым для бизнеса операциям.

Для выполнения задачи было инициировано проведение проекта ЦКТП. При поддержке Фирмы «1С» был подготовлен и проведен тест, выполнен анализ информационной системы, включая прикладные конфигурации, определены узкие места и при проведена оптимизация ключевых операций.

Фирма «1C» осуществляла методологическую и технологическую поддержку проводимых работ, а также контролировала правильность принятия решений и полученных результатов.

В ходе проекта были выполнены следующие работы:

  • Настроен мониторинг и сбор показателей оборудования, а также проведена настройка технологического журнала на кластере серверов клиента.
  • Выполнена настройка ОС, СУБД и кластера серверов «1C: Предприятие» по методикам фирмы 1C.
  • Разработаны обработки тестирования для моделирования работы пользователей в системе «1С: Управление торговлей».
  • Проведены нагрузочные испытания для информационной базы, принадлежащей «КОМОС ГРУПП».
  • Собраны и проанализированы полученные технологические данные.
  • Даны рекомендации по изменениям в системе хранения данных СУБД.
  • Проведена оптимизация ключевых операций.

В результате работ по проекту ЦКТП удалось достичь целевого времени выполнения всех ключевых операций, заявленных в требованиях. Система «1С: Управление торговлей» стала готова обеспечивать одновременную работу 800 пользователей.

Особенности процесса и инструментов разработки

  • Процесс разработки был организован в «1С:EDT». Хранилище использовалось только для доставки конфигурации аналитикам, тестам, релизу и для синхронизации доработок с помощью ГитКонвертора.
  • Для управления процессом разработки использовался GIT. Было организовано 2 проекта: для задач по разработке (~12000 коммитов) и для задач по сценарным автотестам (~3000 коммитов).
  • Влитие выполненных доработок было организовано только через мерж-реквесты (запросы на слияние) в GitLab. Была организована иерархическая система контроля качества кода, в результате чего весь код прочитан минимум дважды: автором, ведущим разработчиком команды и техническим архитектором. Любую выполненную задачу можно вернуть разработчику, придержать неделю, отдельно протестировать или влить.
  • Автоматизированный контроль качества кода выполнялся с помощью нескольких инструментов: «1С:EDT», BSL-LS и SonarQube. В результате обеспечивалась высокая надежность собираемых релизов. А также довольно легко и быстро выполнялось обновление конфигурации на поставку релиза от 1С: было выполнено 50 обновлений на поставку (из них 7 "больших") - с 11.5.8.232 до 11.5.16.88.
  • Автоматическое тестирование: применялись дымовые тесты (2700 сценариев), сценарные тесты (6000 сценариев, выполняются 24+ часа), интеграционные тесты, юнит-тесты. Тесты запускались через Дженкинс, выполнялись через vanessa automation.
  • Расширения использовались только как хотфикс, функционал – только в конфигурации. Разработчики не ограничивались "хитрыми" правилами разработки под возможность обновление: разрешалось и применялось непрограммное изменение форм, ролей, типов, функциональных опций и т.д. Измененных типовых объектов: 211 форм, 95 документа, 50 справочников, 133 общих модуля.
  • Была организована автоматическая сборка сценарными тестами специальной демо-базы, на которой ведется разработка программистам, работка аналитиков и тестировщиков.
  • Проектирование профилей групп доступа. Была определена модель и инструмент для разработки "атомарных" профилей, которые в рабочей базе объединяются в "составные" профили для назначения пользователям.

Дополнительная информация к описанию проекта:

В рамках проекта мы построили централизованную сбытовую систему мясной продукции холдинга, а также заложили основу централизованной торговой деятельности всего холдинга. Планы дальнейшего развития системы предусматривают ее тиражирование на остальные товарные группы, производимые холдингом.

Особенность запуска:

Одномоментный перевод всего объема торговой деятельности холдинга со старой системы на новую был невозможен, потому что нес в себе риски срывов поставок продукции клиентам, и, как следствие, снижения уровня клиентского сервиса вплоть до разрыва контрактов с ключевыми заказчиками. В связи с этим запуск проекта был спланирован как последовательность шагов по введению в промышленную эксплуатацию функциональных подсистем и складских комплексов с сохранением при этом полной учетной картины в старом формате. Таким образом новая внедряемая система последовательно «отвоевывала» территорию у старой.

Запуск функционала новой системы был разделен на 12 последовательных шагов, включающих в себя постепенное переключение интеграционных потоков со смежными системами.

Результаты проекта:

В рамках проекта было внедрены следующие ключевые функции системы:

Маркетинг и ценообразование

  • Ведение списка видов цен
  • Ведение соглашений по клиентам (привязка к точкам доставки)
  • Формирование цен закупки
  • Формирование базового прайса
  • Формирование зависимых прайсов(дисконт/уценка)
  • Формирование индивидуальных абсолютных прайсов (фиксированные цены)
  • Формирование индивидуальных зависимых прайсов (рассчитываемые цены)
  • Согласование цен
  • Выгрузка цен на платформу EDI для клиентов
  • Формирование отчета по действующим ценам для клиента (с уточнением до точки доставки и без, по соглашению)
  • Формирование отчета по расхождениям цен по заказам (клиентов и поставщикам) и по установкам цен
  • Установка акционных цен (акционные комплекты, скидки по акциям)
  • Учет акций

Прием заказов покупателей

  • Формирование заказов покупателей из разных источников/каналов продаж (EDI, загрузка из Excel, CRM, загрузка заказов торговых представителей из SFA, загрузка заказов из интернет-магазина, загрузка заказов по ответственному хранению)
  • Автоматические и ручные проверки предложений на соответствие условиям
  • Разнесение предложений в заказы покупателей
  • Автоматические проверки в заказах
  • Отправка подтверждения клиентам
  • Контроль лимитов
  • Приоритезация заказов
  • Формирование счета на оплату

Транспортная логистика

  • Ведение графика доставки (даты доставки + маршрут с перечнем торговых точек)
  • Ведение списка доступности машин
  • Формирование заданий на перевозку
  • Оптимизация (построение) маршрута
  • Пакетное формирование заданий на перевозку по кольцу доставки
  • Возврат документов/тары (закрытие рейса)
  • Проверка и фиксация входящих и исходящих транспортных услуг
  • Планирование грузчиков для выгрузки машины
  • Расчет транспортных и складских услуг для поклажедателей
  • Прием заказов на оказание транспортных услуг

Складской учет

  • Перемещение в рамках складского комплекса
  • Отгрузка при перемещении между складскими комплексами
  • Приемка по перемещению между складскими комплексами
  • Комплкектация товаров
  • Перемещение на уценку/дисконт/брак
  • Утилизация брака
  • Инвентаризация
  • Списание товаров
  • Оприходование товаров
  • Прием товара на склад
  • Возврат тары

Отгрузка

  • Проведение дегустаций (продвижение продукта)
  • Реализация уценки/брака
  • Реализация дисконта
  • Печать наборных листов
  • Формирование отгрузочных документов
  • Печать сопроводительных документов
  • Перемещение тары
  • Корректировка сопроводительных документов после наборки
  • Проверка сопроводительных документов
  • Формирование сводных документов с ответственного хранения
  • Формирование сводных документов по государственным заказам
  • Прием первичных документов
  • Оформление расхождений

Закупки

  • Закупка под товарный запас
  • Закупка под потребности (заказ клиента, перемещение)
  • Формирование заказа на перемещение для подпитки складов
  • Заказы на ответственное хранение
  • Закупка через подотчетное лицо
  • Отправка заказа поставщику
  • Отражение оприходования по результатам приемки (приемка на склад)
  • Корректировка при приемке
  • Приемка на ответ хранение
  • Корректировка по результатам хранения
  • Закупка тары

Претензии

  • Формирование заявки на возврат по претензии
  • Оформление физического возврата о претензии
  • Формирование заявки на дегустацию для компенсации возврата
  • Согласование заявки на дегустацию для компенсации возврата
  • Начисление ретро для компенсации возврата
  • Создание акции для компенсации возврата
  • Претензии поставщикам
  • Претензии перевозчикам

Меркурий

  • Гашение входящих ВСД
  • Перемещение товара в рамках одного хоз. субъекта в Меркурии
  • Выписка транспортных ВСД в Меркурии
  • Изменение качества товаров в Меркурии
  • Инвентаризация товаров в Меркурии
  • Печать квитков
  • Синхронизация с Меркурием
  • Отражение розничной продажи

ФГИС Зерно

  • Гашение СДИЗ от собственных складских площадок и сторонних поставщиков
  • Оформление СДИЗ на клиентов и собственные складские площадки
  • Списание партий при продаже на физ. лица
  • Оформление товаров в пути
  • Проведение инвентаризации (формирование и списание партий как на основании пересчетов товаров, так и без основания)
  • Аннулирование партий, списаний, СДИЗ и погашений СДИЗ

Взаиморасчеты

  • Установка лимитов по предоплате с поставщиками
  • Детализация расчетов с поставщиками
  • Формирование оплат поставщикам
  • Сверка взаиморасчетов с поставщиками
  • Проведение взаимозачетов с поставщиками
  • Учет ретро-бонусов с поставщиками
  • Установка лимитов с покупателями
  • Детализация расчетов с покупателями
  • Расчет сроков оплаты по покупателям с учетом сроков годности
  • Сверка взаиморасчетов с покупателями
  • Проведение взаимозачетов с покупателями
  • Учет ретро-бонусов, штрафов, услуг маркетинга с покупателями
  • Фиксация актов об оказании транспортных услуг сторонними логистическими компаниями
  • Поступление оплаты от клиентов (безналичные оплаты, оплаты покупателей интернет -магазина, физ.лица-сотрудники, выездная торговля, розничные покупатели
  • Оплата поставщику
  • Операции с кассой
  • Операции с кассами в рознице
  • Инвентаризация на складах ответственного

Учет холодильного оборудования

  • Прием(закупка) холодильного оборудования
  • Выдача холодильного оборудования
  • Возврат холодильного оборудования
  • Компенсация испорченного холодильного оборудования
  • Инвентаризация холодильного оборудования
  • перемещение холодильного оборудования

Закрытие периода

  • Фиксация стоимости закупки
  • Расчет себестоимости товаров
  • Запрет редактирования документов

Если сравнивать эффективность работы в старой и новой системах учета торговой деятельности холдинга, можно выделить несколько ключевых преимуществ новой системы:

  1. Пропускная способность системы с точки зрения функциональных доработок, которые входят в каждый новый релиз, выросла в 2 раза.
  2. Существенное упрощение реализации интеграционных потоков со смежными системами. Текущие потребности предприятия в плане организации ИТ-ландшафта подразумевают рост количества интеграционных потоков, а старая иностранная система в последнее время все больше была похожа на чемодан без ручки и не позволяла реализовывать их оперативно.
  3. Кратное сокращение стоимости сопровождения системы (сопровождение иностранного решения, в котором ранее велся учет, по стоимости часа было ближе к проектной, чем к операционной команде, при том, что доработки производились медленнее, как указано в пункте 1).
  4. Улучшение качества нормативно-справочной информации. В рамках проекта была проведена масштабная работа по актуализации НСИ, что привело к существенному росту ее качества.
  5. Повышение отказоустойчивости системы до полного исключения сбоев. Ранее сбои в системе с вынужденной остановкой отгрузок происходил минимум раз в месяц. Внедрение «1С: Управление торговлей» позволило свести количество сбоев к нулю.
  6. Модульность системы, возможность выносить функциональные подсистемы в отдельные базы. Старая система на момент старта проекта была уже настолько закастомизирована, что разобраться в ее архитектуре было практически невозможно.

Архитектура решения и масштаб проекта:

Количество автоматизированных складских комплексов – 6 (каждый комплекс включает в себя от 2 до 6 складов)

Количество автоматизированных рабочих мест: 800

В рамках проекта было реализовано 408 интеграционных потоков внедряемой системы с прочими ИТ-системами предприятия

Помимо внедрения самой системы в процессе проекта было необходимо реализовать ее интеграцию с более чем двадцатью уже существующими системами, входящими в ИТ-ландшафт холдинга:

  • Axapta
  • ST-mobile (моб.торговля)
  • LeadWMS
  • Элар-Контекст
  • EDI/ЭДО. Контур
  • EDI/ЭДО.Эком
  • EDI/ЭДО.Деловая культура
  • Эвотор
  • Загрузки заказов через xml, Excel
  • Интернет магазин ТауМарт
  • 1С:ЗУП
  • ФГИС Меркурий
  • Maxoptra
  • 1С:УХ
  • УКА (аналог WMS)
  • 1С:Розница
  • ДВХ (кубы)
  • ЕИС
  • Active Directory

Для описания, какие процессы используют какие данными, для построения интеграционной карты (динамической актуальной схемы интеграционных потоков), для планирования загрузки исполнителей, занимающихся интеграционными обменами, была внедрена технология и инструмент по управлению требованиями к интеграциям (IMS-система собственной разработки компании «Константа»), а также применена шина данных.

В рамках проекта было реализовано 408 интеграционных потоков.

Продукты и сервисы фирмы "1С", внедренные в ходе проекта:

  • Наименование продукта: “1С: Управление торговлей”
  • Внедренные подсистемы продукта:

1.      Ценообразование

2.      Маркетинг

3.      Прием заказов

4.      Закупки

5.      Складская логистика

6.      Транспортная логистика

7.      Отгрузки

8.      Взаиморасчеты

9.      ГИС Меркурий

10.  ГИС Зерно

11.  Учет холодильного оборудования

Для обеспечения требуемой производительности и работоспособности системы был использован серверный кластер, состоящий из следующего перечня серверов:

Сроки и качество (по 10-балльной системе):

  • соответствие функциональных возможностей внедренных решений задачам компании-пользователя, баллов по 10-балльной системе: 8
  • общая удовлетворенность компании-пользователя услугами компании-исполнителя, баллов по 10-балльной системе: 10

Сроки и качество:

  • отклонение по срокам: 10%
  • отклонение по бюджету: 15%

Экономический эффект от внедрения (%):

  • рост прибыли: не менее 2% за 2023 год к году старта проекта (2021) и не менее 10% за 2024 год к году старта проекта (2021)
  • сокращение трудозатрат в подразделениях: 25%
  • ускорение получения управленческой отчетности: 30%
  • ускорение получения регламентированной отчетности: 30%
  • снижение объемов материальных запасов: 10%
  • рост оборачиваемости складских запасов: 10%
  • снижение зависимости от зарубежного ПО: 100%
  • увеличение объема выпускаемой продукции / оказываемых услуг: 30%

Материал подготовлен компанией «Константа»

marketing@standart1c.ru

Поделиться публикацией:
Источник: Константа
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Кейс: комплексная цифровая трансформация в агрохолдинге "ООО КОМОС ГРУПП"

Материал подготовлен компанией «Константа»

Наименование проекта: Комплексная цифровая трансформация. Проект предусматривает внедрение составного решения, одним из элементов которого является внедрение «1С: Управление торговлей 8» для автоматизации унифицированных торгово-логистических бизнес-процессов сбытового подразделения ООО «КОМОС ГРУПП».

 

Дата начала проекта: 01 июля 2022 года.

 

Дата окончания проекта с вводом в промышленную эксплуатацию: 30 сентября 2023 года.

 

Суммарное кол-во человеко-часов работ, выполненных проектной командой: 91 000, из них 69 000 (трудозатраты команды субподрядной компании Константы), 22 000 (ИТ-специалисты и команда бизнес-заказчиков КОМОС ГРУПП).

 

Регион внедрения: Республика Удмуртия

Цели проекта:

Ключевой бизнес-целью было построения эффективных процессов торгово-сбытовой цепочки поставок и масштабирование сбытовой деятельности холдинга, производящего продукты питания. Для этого руководством компании была поставлена задача внедрения программного обеспечения, которое позволит:

  • унифицировать торгово-логистические бизнес-процессы, структуру учета и управления холдинга и его управляемых обществ в условиях стремительно развивающегося и «ускоряющегося» рынка;
  • повысить эффективность и формирование конкурентных преимуществ, в том числе консолидации отдельно взятых небольших производителей продуктов, не входящих в холдинг, и не имеющих опыта и заключенных договоров поставки продукции в торговые сети федерального масштаба;
  • унифицировать платформы ПО, позволяющие интегрироваться с информационными системами торговых сетей с целью оптимизации и сокращения временных затрат цепочки поставок продуктов питания.

Ядром внедряемого комплекса ПО стал программный продукт "1С: Управление торговлей 8". Для обеспечения работы комплексного решения предусмотрена интеграция с имеющимися информационными системами, а также закупка, установка и настройка серверных мощностей.

Требования к системе: до 500 одновременно работающих пользователей с работой в режиме 24/7, регламентным окном в 1 час в день 4 дня в неделю.

Ситуация до внедрения, информация о компании:

КОМОС ГРУПП — один из крупнейших в России агрохолдингов с полным производственно-сбытовым циклом.

В состав холдинга входят 12 агропромышленных предприятия Удмуртии, Пермского края, Татарстана, Башкирии. Среднесписочная численность сотрудников - 13,2 тысяч человек. География поставок продукции охватывает 73 региона России, а также 13 зарубежных стран: Армению, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, ОАЭ, Китай, Монголию, Сингапур, Вьетнам, США, Беларусь и Грузию.

Холдинг занимает первое место среди компаний АПК Урала и Западной Сибири, третье место по продажам молочной продукции, четвертое место по переработке молока и четвертое по производству яйца.

За 20 лет работы холдинга на рынке появились бренды продукции, любимые жителями нескольких регионов: «Село Зелёное», «Топтыжка», «Молочная речка», Fitness Time, «Солнечный дворик», «Глазовская птица», «Восточный», «Вараксино» и др.

Внутри холдинга есть 2 структурно-организационных единицы, которые обеспечивают торгово-сбытовую деятельность.

Ранее учет торговых операций велся в устаревшей информационной системе на базе Microsoft Axapta. Однако внутренние компетенции о методологических и технических требованиях и особенностях ее работы были утеряны. В последствии, использование иностранного программного обеспечения в ключевых бизнес-процессах стало нести риски его отказа в связи с недружественными действиями иностранных компаний. С одной стороны это вызывало угрозу ее функционирования, с другой – противоречило возможности дальнейшего ее развития под потребности бизнеса и изменения законодательства (требования ГИС Честный знак, Меркурий, Зерно).

Уникальность и инновационность проекта:

Проект внедрения «1С:Управление торговлей», как ключевое звено портфеля проектов цифровой трансформации холдинга

Проект автоматизации клиентского сервиса был одним из 7 взаимосвязанных проектов, выполняемых параллельно.

Состав портфеля проектов:

  • 1С: ERP Управление предприятием 8
  • 1C: Управление торговлей 8
  • Доработка 1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно- справочной информацией
  • NovoForecast
  • Шина данных (DATAREON ESB)
  • Документооборот на базе BPMSoft Свое окружение
  • CRM на базе BPMSoft Контакт-центр

В процессе реализации единого бизнес-проекта по достижению целевого ИТ-ландшафта холдинга нужно было планировать запуск системы в коннекте с еще шестью параллельно внедряемыми системами. При этом некоторые из них на момент старта проекта внедрения «1С:Управление торговлей» еще даже не были описаны с точки зрения требований.

Наличие такой специфики существенно усложняло систему коммуникаций участников различных команд по выработке межпроектных требований. Это потребовало выделения роли функционального архитектора. Его ключевой задачей было не только стыковать противоречивые требования проектов, вызванные столкновением интересов бизнес-заказчиков, но и принимать решения, учитывающие возможные сценарии развития потребностей бизнеса на перспективу.

Нагрузочное тестирование для обеспечения стабильности и отказоустойчивости системы

С точки зрения технологической среды проект является уникальным среди проектов 1С.

Целевое количество заказов покупателей составляет от 3000 до 4000 в сутки.

В планах компании заложен значительный рост количества пользователей – до 800 одновременно работающих человек. Большое количество пользователей и высокоинтенсивный учет в большой долей вероятности могли привести к потенциальным блокировкам системы или неприемлемо низкой для бизнеса скоростью выполнения операций. Чтобы этого избежать, требовалось подобрать оптимальную конфигурацию аппаратно-программного комплекса на серверах, где будет установлена «1С:Управление торговлей», которая обеспечит комфортную и производительную работу.

Подбор оборудования было решено делать путём проведения нагрузочного тестирования с эмуляцией реальной работы 800 пользователей. Также в ходе теста было необходимо эмулировать нагрузку от интеграционных процессов с другими системами, чтобы его работа была максимально приближена к реальной работе системы.

Обычно нагрузочное тестирование проводится на уже внедренной и эксплуатируемой системе. Но нам было необходимо еще до запуска системы убедиться в ее отказоустойчивости и обеспечить достаточный уровень производительности по ключевым для бизнеса операциям.

Для выполнения задачи было инициировано проведение проекта ЦКТП. При поддержке Фирмы «1С» был подготовлен и проведен тест, выполнен анализ информационной системы, включая прикладные конфигурации, определены узкие места и при проведена оптимизация ключевых операций.

Фирма «1C» осуществляла методологическую и технологическую поддержку проводимых работ, а также контролировала правильность принятия решений и полученных результатов.

В ходе проекта были выполнены следующие работы:

  • Настроен мониторинг и сбор показателей оборудования, а также проведена настройка технологического журнала на кластере серверов клиента.
  • Выполнена настройка ОС, СУБД и кластера серверов «1C: Предприятие» по методикам фирмы 1C.
  • Разработаны обработки тестирования для моделирования работы пользователей в системе «1С: Управление торговлей».
  • Проведены нагрузочные испытания для информационной базы, принадлежащей «КОМОС ГРУПП».
  • Собраны и проанализированы полученные технологические данные.
  • Даны рекомендации по изменениям в системе хранения данных СУБД.
  • Проведена оптимизация ключевых операций.

В результате работ по проекту ЦКТП удалось достичь целевого времени выполнения всех ключевых операций, заявленных в требованиях. Система «1С: Управление торговлей» стала готова обеспечивать одновременную работу 800 пользователей.

Особенности процесса и инструментов разработки

  • Процесс разработки был организован в «1С:EDT». Хранилище использовалось только для доставки конфигурации аналитикам, тестам, релизу и для синхронизации доработок с помощью ГитКонвертора.
  • Для управления процессом разработки использовался GIT. Было организовано 2 проекта: для задач по разработке (~12000 коммитов) и для задач по сценарным автотестам (~3000 коммитов).
  • Влитие выполненных доработок было организовано только через мерж-реквесты (запросы на слияние) в GitLab. Была организована иерархическая система контроля качества кода, в результате чего весь код прочитан минимум дважды: автором, ведущим разработчиком команды и техническим архитектором. Любую выполненную задачу можно вернуть разработчику, придержать неделю, отдельно протестировать или влить.
  • Автоматизированный контроль качества кода выполнялся с помощью нескольких инструментов: «1С:EDT», BSL-LS и SonarQube. В результате обеспечивалась высокая надежность собираемых релизов. А также довольно легко и быстро выполнялось обновление конфигурации на поставку релиза от 1С: было выполнено 50 обновлений на поставку (из них 7 "больших") - с 11.5.8.232 до 11.5.16.88.
  • Автоматическое тестирование: применялись дымовые тесты (2700 сценариев), сценарные тесты (6000 сценариев, выполняются 24+ часа), интеграционные тесты, юнит-тесты. Тесты запускались через Дженкинс, выполнялись через vanessa automation.
  • Расширения использовались только как хотфикс, функционал – только в конфигурации. Разработчики не ограничивались "хитрыми" правилами разработки под возможность обновление: разрешалось и применялось непрограммное изменение форм, ролей, типов, функциональных опций и т.д. Измененных типовых объектов: 211 форм, 95 документа, 50 справочников, 133 общих модуля.
  • Была организована автоматическая сборка сценарными тестами специальной демо-базы, на которой ведется разработка программистам, работка аналитиков и тестировщиков.
  • Проектирование профилей групп доступа. Была определена модель и инструмент для разработки "атомарных" профилей, которые в рабочей базе объединяются в "составные" профили для назначения пользователям.

Дополнительная информация к описанию проекта:

В рамках проекта мы построили централизованную сбытовую систему мясной продукции холдинга, а также заложили основу централизованной торговой деятельности всего холдинга. Планы дальнейшего развития системы предусматривают ее тиражирование на остальные товарные группы, производимые холдингом.

Особенность запуска:

Одномоментный перевод всего объема торговой деятельности холдинга со старой системы на новую был невозможен, потому что нес в себе риски срывов поставок продукции клиентам, и, как следствие, снижения уровня клиентского сервиса вплоть до разрыва контрактов с ключевыми заказчиками. В связи с этим запуск проекта был спланирован как последовательность шагов по введению в промышленную эксплуатацию функциональных подсистем и складских комплексов с сохранением при этом полной учетной картины в старом формате. Таким образом новая внедряемая система последовательно «отвоевывала» территорию у старой.

Запуск функционала новой системы был разделен на 12 последовательных шагов, включающих в себя постепенное переключение интеграционных потоков со смежными системами.

Результаты проекта:

В рамках проекта было внедрены следующие ключевые функции системы:

Маркетинг и ценообразование

  • Ведение списка видов цен
  • Ведение соглашений по клиентам (привязка к точкам доставки)
  • Формирование цен закупки
  • Формирование базового прайса
  • Формирование зависимых прайсов(дисконт/уценка)
  • Формирование индивидуальных абсолютных прайсов (фиксированные цены)
  • Формирование индивидуальных зависимых прайсов (рассчитываемые цены)
  • Согласование цен
  • Выгрузка цен на платформу EDI для клиентов
  • Формирование отчета по действующим ценам для клиента (с уточнением до точки доставки и без, по соглашению)
  • Формирование отчета по расхождениям цен по заказам (клиентов и поставщикам) и по установкам цен
  • Установка акционных цен (акционные комплекты, скидки по акциям)
  • Учет акций

Прием заказов покупателей

  • Формирование заказов покупателей из разных источников/каналов продаж (EDI, загрузка из Excel, CRM, загрузка заказов торговых представителей из SFA, загрузка заказов из интернет-магазина, загрузка заказов по ответственному хранению)
  • Автоматические и ручные проверки предложений на соответствие условиям
  • Разнесение предложений в заказы покупателей
  • Автоматические проверки в заказах
  • Отправка подтверждения клиентам
  • Контроль лимитов
  • Приоритезация заказов
  • Формирование счета на оплату

Транспортная логистика

  • Ведение графика доставки (даты доставки + маршрут с перечнем торговых точек)
  • Ведение списка доступности машин
  • Формирование заданий на перевозку
  • Оптимизация (построение) маршрута
  • Пакетное формирование заданий на перевозку по кольцу доставки
  • Возврат документов/тары (закрытие рейса)
  • Проверка и фиксация входящих и исходящих транспортных услуг
  • Планирование грузчиков для выгрузки машины
  • Расчет транспортных и складских услуг для поклажедателей
  • Прием заказов на оказание транспортных услуг

Складской учет

  • Перемещение в рамках складского комплекса
  • Отгрузка при перемещении между складскими комплексами
  • Приемка по перемещению между складскими комплексами
  • Комплкектация товаров
  • Перемещение на уценку/дисконт/брак
  • Утилизация брака
  • Инвентаризация
  • Списание товаров
  • Оприходование товаров
  • Прием товара на склад
  • Возврат тары

Отгрузка

  • Проведение дегустаций (продвижение продукта)
  • Реализация уценки/брака
  • Реализация дисконта
  • Печать наборных листов
  • Формирование отгрузочных документов
  • Печать сопроводительных документов
  • Перемещение тары
  • Корректировка сопроводительных документов после наборки
  • Проверка сопроводительных документов
  • Формирование сводных документов с ответственного хранения
  • Формирование сводных документов по государственным заказам
  • Прием первичных документов
  • Оформление расхождений

Закупки

  • Закупка под товарный запас
  • Закупка под потребности (заказ клиента, перемещение)
  • Формирование заказа на перемещение для подпитки складов
  • Заказы на ответственное хранение
  • Закупка через подотчетное лицо
  • Отправка заказа поставщику
  • Отражение оприходования по результатам приемки (приемка на склад)
  • Корректировка при приемке
  • Приемка на ответ хранение
  • Корректировка по результатам хранения
  • Закупка тары

Претензии

  • Формирование заявки на возврат по претензии
  • Оформление физического возврата о претензии
  • Формирование заявки на дегустацию для компенсации возврата
  • Согласование заявки на дегустацию для компенсации возврата
  • Начисление ретро для компенсации возврата
  • Создание акции для компенсации возврата
  • Претензии поставщикам
  • Претензии перевозчикам

Меркурий

  • Гашение входящих ВСД
  • Перемещение товара в рамках одного хоз. субъекта в Меркурии
  • Выписка транспортных ВСД в Меркурии
  • Изменение качества товаров в Меркурии
  • Инвентаризация товаров в Меркурии
  • Печать квитков
  • Синхронизация с Меркурием
  • Отражение розничной продажи

ФГИС Зерно

  • Гашение СДИЗ от собственных складских площадок и сторонних поставщиков
  • Оформление СДИЗ на клиентов и собственные складские площадки
  • Списание партий при продаже на физ. лица
  • Оформление товаров в пути
  • Проведение инвентаризации (формирование и списание партий как на основании пересчетов товаров, так и без основания)
  • Аннулирование партий, списаний, СДИЗ и погашений СДИЗ

Взаиморасчеты

  • Установка лимитов по предоплате с поставщиками
  • Детализация расчетов с поставщиками
  • Формирование оплат поставщикам
  • Сверка взаиморасчетов с поставщиками
  • Проведение взаимозачетов с поставщиками
  • Учет ретро-бонусов с поставщиками
  • Установка лимитов с покупателями
  • Детализация расчетов с покупателями
  • Расчет сроков оплаты по покупателям с учетом сроков годности
  • Сверка взаиморасчетов с покупателями
  • Проведение взаимозачетов с покупателями
  • Учет ретро-бонусов, штрафов, услуг маркетинга с покупателями
  • Фиксация актов об оказании транспортных услуг сторонними логистическими компаниями
  • Поступление оплаты от клиентов (безналичные оплаты, оплаты покупателей интернет -магазина, физ.лица-сотрудники, выездная торговля, розничные покупатели
  • Оплата поставщику
  • Операции с кассой
  • Операции с кассами в рознице
  • Инвентаризация на складах ответственного

Учет холодильного оборудования

  • Прием(закупка) холодильного оборудования
  • Выдача холодильного оборудования
  • Возврат холодильного оборудования
  • Компенсация испорченного холодильного оборудования
  • Инвентаризация холодильного оборудования
  • перемещение холодильного оборудования

Закрытие периода

  • Фиксация стоимости закупки
  • Расчет себестоимости товаров
  • Запрет редактирования документов

Если сравнивать эффективность работы в старой и новой системах учета торговой деятельности холдинга, можно выделить несколько ключевых преимуществ новой системы:

  1. Пропускная способность системы с точки зрения функциональных доработок, которые входят в каждый новый релиз, выросла в 2 раза.
  2. Существенное упрощение реализации интеграционных потоков со смежными системами. Текущие потребности предприятия в плане организации ИТ-ландшафта подразумевают рост количества интеграционных потоков, а старая иностранная система в последнее время все больше была похожа на чемодан без ручки и не позволяла реализовывать их оперативно.
  3. Кратное сокращение стоимости сопровождения системы (сопровождение иностранного решения, в котором ранее велся учет, по стоимости часа было ближе к проектной, чем к операционной команде, при том, что доработки производились медленнее, как указано в пункте 1).
  4. Улучшение качества нормативно-справочной информации. В рамках проекта была проведена масштабная работа по актуализации НСИ, что привело к существенному росту ее качества.
  5. Повышение отказоустойчивости системы до полного исключения сбоев. Ранее сбои в системе с вынужденной остановкой отгрузок происходил минимум раз в месяц. Внедрение «1С: Управление торговлей» позволило свести количество сбоев к нулю.
  6. Модульность системы, возможность выносить функциональные подсистемы в отдельные базы. Старая система на момент старта проекта была уже настолько закастомизирована, что разобраться в ее архитектуре было практически невозможно.

Архитектура решения и масштаб проекта:

Количество автоматизированных складских комплексов – 6 (каждый комплекс включает в себя от 2 до 6 складов)

Количество автоматизированных рабочих мест: 800

В рамках проекта было реализовано 408 интеграционных потоков внедряемой системы с прочими ИТ-системами предприятия

Помимо внедрения самой системы в процессе проекта было необходимо реализовать ее интеграцию с более чем двадцатью уже существующими системами, входящими в ИТ-ландшафт холдинга:

  • Axapta
  • ST-mobile (моб.торговля)
  • LeadWMS
  • Элар-Контекст
  • EDI/ЭДО. Контур
  • EDI/ЭДО.Эком
  • EDI/ЭДО.Деловая культура
  • Эвотор
  • Загрузки заказов через xml, Excel
  • Интернет магазин ТауМарт
  • 1С:ЗУП
  • ФГИС Меркурий
  • Maxoptra
  • 1С:УХ
  • УКА (аналог WMS)
  • 1С:Розница
  • ДВХ (кубы)
  • ЕИС
  • Active Directory

Для описания, какие процессы используют какие данными, для построения интеграционной карты (динамической актуальной схемы интеграционных потоков), для планирования загрузки исполнителей, занимающихся интеграционными обменами, была внедрена технология и инструмент по управлению требованиями к интеграциям (IMS-система собственной разработки компании «Константа»), а также применена шина данных.

В рамках проекта было реализовано 408 интеграционных потоков.

Продукты и сервисы фирмы "1С", внедренные в ходе проекта:

  • Наименование продукта: “1С: Управление торговлей”
  • Внедренные подсистемы продукта:

1.      Ценообразование

2.      Маркетинг

3.      Прием заказов

4.      Закупки

5.      Складская логистика

6.      Транспортная логистика

7.      Отгрузки

8.      Взаиморасчеты

9.      ГИС Меркурий

10.  ГИС Зерно

11.  Учет холодильного оборудования

Для обеспечения требуемой производительности и работоспособности системы был использован серверный кластер, состоящий из следующего перечня серверов:

Сроки и качество (по 10-балльной системе):

  • соответствие функциональных возможностей внедренных решений задачам компании-пользователя, баллов по 10-балльной системе: 8
  • общая удовлетворенность компании-пользователя услугами компании-исполнителя, баллов по 10-балльной системе: 10

Сроки и качество:

  • отклонение по срокам: 10%
  • отклонение по бюджету: 15%

Экономический эффект от внедрения (%):

  • рост прибыли: не менее 2% за 2023 год к году старта проекта (2021) и не менее 10% за 2024 год к году старта проекта (2021)
  • сокращение трудозатрат в подразделениях: 25%
  • ускорение получения управленческой отчетности: 30%
  • ускорение получения регламентированной отчетности: 30%
  • снижение объемов материальных запасов: 10%
  • рост оборачиваемости складских запасов: 10%
  • снижение зависимости от зарубежного ПО: 100%
  • увеличение объема выпускаемой продукции / оказываемых услуг: 30%

Материал подготовлен компанией «Константа»

marketing@standart1c.ru

1с, бизнес, развитие, автоматизация, инновации, производствоКейс: комплексная цифровая трансформация в агрохолдинге "ООО КОМОС ГРУПП"
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/keys-kompleksnaya-tsifrovaya-transformatsiya-v-agrokholdinge-ooo-komos-grupp/2024-05-14


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052